Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Обзоры фильмов


Рецензия на фильм «Мальчик русский»

Мальчик русский Деревенский паренек Алешка, тот самый «мальчик русский», ослеп в первый же день войны, во время химической атаки. Он не видит, а потому главным чувством для него становится слух. Отныне он «слухач» — сидит в специальном шлеме под огромной железной трубой, направленной в небо, и ждет появления аэроплана, о котором надо будет предупредить сослуживцев.

Слух должен стать главным чувством и для зрителя «Мальчика русского», полнометражного дебюта ученика Сокурова Александра Золотухина, показанного в «Форуме», — программе Берлинале, которая ориентирована на молодых кинематографистов. Ведь здесь, по сути, два фильма в одном. На экране они перемежаются, но их звуковые дорожки причудливо переплетаются, никогда не отлепляясь друг от друга окончательно и звуча комментариями друг к другу.

«Главный» фильм — сентиментальная и причудливая новелла о Первой мировой и солдате-простаке, который «торопится немцев пострелять», картавом голубоглазом ангеле с обезоруживающей улыбкой. Эта часть местами даже больше похожа на картины Сокурова, чем то, что порой делает сам Александр Николаевич: приглушенные цвета, чуть размытое или неожиданно замедленное изображение (прекрасная работа оператора Айрата Ямилова), одновременное ощущение сновидения и исторической аутентичности. «Вспомогательный» параллельный фильм — документально снятая и записанная репетиция оркестра «Таврический» под управлением дирижера Михаила Голикова, который готовится исполнить Третий концерт для фортепиано и «Симфонические танцы» Рахманинова.

«Фагот, с пятого такта!» — звучит за кадром, и под одинокую мелодию ослепший солдат беспомощно ощупывает воздух руками. «У меня просьба к солисту: не должно быть практически сильных нот, акцентов», — деловито говорит дирижер, и мы тут же понимаем, что так режиссер обращается к своему герою Алешке и исполнителю главной роли, в самом деле впечатляющему Владимиру Королеву. «Постарайтесь форте помощнее, особенно медные», — и под гром фанфар в идиллическое экранное пространство (солдаты курят, стирают, парятся в баньке) вторгается война: взрывы, стоны, смерть.

Надо сказать, что документальные реплики музыкантов звучат естественнее и уместнее, чем диалоги солдат и офицеров, которые тоже кажутся своеобразной репетицией сценария. Но сильная сторона «Мальчика русского» — визуальная. И концептуальная, конечно, тоже.

Рахманинов с его романтической экзальтацией идеально передает не только атмосферу рубежа веков (а ХХ век, как принято считать, по-настоящему начался именно с Первой мировой), но и трагическую арку — от предощущения всемирной катастрофы в Третьем концерте для фортепиано (1909 год) до ее страшной репризы, с «форте помощнее», в написанных во время Второй Мировой «Симфонических танцах» (1940-й).

«Империалистическая» война, которую в Европе называют великой, для России до сих пор событие будто второстепенное, теневое, заслоненное бурями революции и войны гражданской. А ведь отсчет невинных жертв начался в 1914 году, напоминает Золотухин. Его картина, неожиданным образом рифмующаяся, даже с точки зрения палитры, с недавней реконструкцией Питера Джексона «Они никогда не станут старше», — гуманистический реквием по простым людям, сложившим головы ни за что. Недаром никто из них не показан на экране убийцей — все кажутся жертвами обстоятельств, приходящего из ниоткуда (с неба, как вражеские аэропланы) стихийного бедствия. К финалу мы увидим в строю немцев точно такого же Алешку, который возьмет нашего растерянного героя в плен — прямо в церкви.

Некоторая самоочевидность каждого сюжетного поворота выводит зрителя в пространство чуть ли не сказки, притчи. Безусловно, для дебюта это грех простительный. Как и желание автора во всем ориентироваться на учителя. Фонд поддержки кинематографа, основанный Сокуровым, называется «Пример интонации». По предыдущим дебютным картинам выпускников его мастерской («Софичка» Киры Коваленко, «Теснота» Кантемира Балагова, «Глубокие реки» Владимира Битокова) казалось, что молодые режиссеры переняли у учителя именно это стремление к своей собственной, независимой, ни на кого не похожей интонации. У «Мальчика русского» интонация именно сокуровская. Зато можно вздохнуть с облегчением и констатировать, что у одного из лучших российских режиссеров теперь есть не только ученики, но и достойные последователи.

Источник: meduza.io

06 Февраля 2020
0


Рецензия на фильм «Кома»

Кома Фантастический экшен «Кома» внушал опасения ещё с первого тизера, который вышел аж в 2016 году. Во-первых, идея казалась чересчур амбициозной по меркам российского кино — действие разворачивается в мире, который выглядит как ожившие полотна сюрреалистов. Это ж сколько денег нужно вбухать в одну только графику, чтобы смотрелось не стыдно? Ну а во-вторых, совсем не вызывало доверия, что одним из продюсеров выступил одиозный Сарик Андреасян, постановщик ряда низкопробных комедий и феерически бездарных «Защитников». Он, словно легендарный Эд Вуд или Уве Болл, продолжает снимать, несмотря на отсутствие режиссёрского таланта. Да и продюсерского чутья у него, судя по списку проектов, нет. И вот, после нескольких переносов и на удивление тихой маркетинговой кампании «Кома» всё-таки добралась до экранов. Оказались ли дурные знамения ложными?

Молодой архитектор после страшной автокатастрофы просыпается у себя в квартире, но быстро замечает, что с ней что-то не так — предметы, словно в игре, подгружаются на ходу. А за окном и вовсе творится чертовщина: острова с обломками зданий парят посреди пустоты, а по улицам бродят фантомы людей. Тут к тому же из ниоткуда появляется какая-то явно недружелюбная чёрная тварь, от которой архитектор спасается благодаря вооружённому отряду. От бойцов юноша и узнаёт, что попал в кому, а всё вокруг — воспоминания и сны таких же бедолаг. Фильм Никиты Аргунова очевидно заимствует многие элементы из целого вороха западных блокбастеров. Кто-то увидит «Начало» Кристофера Нолана, другие — сцены из марвелловского «Доктора Стрэнджа» или, не удивляйтесь, третьих «Детей шпионов». Однако на этапе анонса фабула скорее напоминала сюжет почти забытого российского фильма «Я остаюсь», последней работы Андрея Краско. В нём главный герой тоже впадал в кому, которая оказывалась эдаким чистилищем, населённым несчастными скитальцами. Но если та картина была трагикомедией с элементами магического реализма, то теперь перед нами постапокалиптический боевик.

По довольно невнятным законам «Комы» всем, кто попал в мир грёз, приходится выживать, а именно искать еду и место для ночлега. Дескать, наше подсознание настолько привыкло к пище и отдыху, что никак не может от них отказаться. Вот и приходится коматозникам ходить в экспедиции по чужим воспоминаниям в поисках иллюзорных продовольственных складов с иллюзорными припасами. А заодно иллюзорным оружием и иллюзорным рваньём. Местные выжившие одеваются на манер типичных сталкеров — растянутые свитера, дырявые бушлаты, очки-гоглы. А звучные клички и специализации заменяют им характеры. Так, например, в отряде есть бородатый здоровяк по прозвищу Танк, выполняющий ровно те же функции, что и одноимённый класс в играх. Да и вообще создатели, кажется, неплохо знакомы с геймерской культурой. Те же чёрные твари в фильме пафосно зовутся «жнецами». Ну какой русскоговорящий человек так назовёт встреченное чудище? Разве что завзятый фанат Mass Effect. Ну а кое-какие элементы сюжета очень уж напоминают The Evil Within. Хотя рядовой зритель скорее вспомнит «Матрицу». В «Коме» есть и лидер общины, который свято верит в избранность новичка, и бои с нарушением законов физики, и претензия на философию. Да и упомянутые жнецы своей многоглазостью немало похожи на роботов-охотников.

Впрочем вторичность сама по себе — не преступление. В Голливуде почти любой более-менее удачный сюжет обсасывается по несколько раз, всё упирается исключительно в реализацию. И с ней всё, по меньшей мере, неоднозначно. Начнём с визуала. Он бесспорно хорош на уровне концепт-артов: мир, устроенный по принципу нервной системы, вкрапления сюрреализма, соседство статуи Свободы и Родины-матери в одном кадре — всё это в теории способно вызвать у зрителя требуемое «вау». Но не вызывает. Потому что создатели откусили кусок, который не могут прожевать, и громко давятся весь фильм. Графика не то, что плоха, но подобную картинку ожидаешь увидеть на PS4, нежели в современном блокбастере с прицелом на международный прокат. Ладно, положим, мир фильма и не должен быть реалистичным — это же иллюзия. Но вряд ли так получится оправдать то, что в некоторых сценах невооружённым глазом видно, как размываются и подрагивают очертания актёров.

Кстати, про них. Из всей команды меньше всего претензий к Константину Лавроненко в роли Яна — мудрого и авторитетного лидера коматозников. Но это скорее на общем фоне, ведь его молодые и раскрученные коллеги смотрятся в кадре куда как менее убедительно. Риналь Мухаметов, Любовь Аксёнова и звезда «Холопа» Милош Бикович отчаянно переигрывают, будто стараясь экспрессивностью подачи оттенить скверное качество диалогов. Но всех однозначно затмевает Антон Пампушный. Если в «Защитниках» он изображал человека-медведя с мимикой настоящего медведя, то в «Коме» кривляется на все деньги. Другого настолько же истеричного вояку-быдлана даже припомнить трудно. Понятно, что все его крики, хрипы и самодовольные ухмылки должны вызывать антипатию, но с этим, кажется, переборщили. Ну и, наконец, сценарий. Он не настолько плох, как могло бы показаться. Да, полон клише разной степени тухлости, предсказуем и тривиален. Однако история получилась более-менее цельной, и где-то в ней даже затерялась мысль. Судя по тому, что на все два часа фильма приходится одна-единственная шутка, «Кома» задумывалась не просто как развлекательный блокбастер, а как серьёзная фантастика с попыткой осмыслить вечные темы. И пусть местами она выглядит инфантильно, неожиданно пессимистичная финальная треть оставляет приятное впечатление.

Просмотр «Комы» — это безвредный и почти безболезненный опыт, чего по-прежнему нельзя сказать про большинство российских блокбастеров. Однако это всё ещё довольно посредственный фильм, в котором реализация не поспевает за идеей. Лучше, чем могло бы быть. Хуже, чем надо.

 
Источник: igromania.ru

30 Января 2020
0


Рецензия на фильм «Марафон желаний»

Под водой Волшебная грудь, исполняющая все желания - Александр Гудков и Даша Чаруша сделали невозможно смешное кино.

«Я хочу…» Вы когда-нибудь задумывались о том, какие желания для вас самые сокровенные и нужные в настоящий момент? Главная героиня дебютного фильма Даши Чаруши «Марафон желаний» не особо верит в магию желаний, но всё же решается написать самые заветные из них в надежде, что всё вполне себе исполнится. Но, как это часто бывает, стало лишь хуже, а всё желаемое стало не таким уж желаемым, в один момент превратив жизнь девушки в невероятный аттракцион встреч, событий и приключений.

Про Дашу Чарушу многие слышали – видели ряд её фильмов, в которых она снималась довольно продолжительное время, но, видимо, эти рамки стали ей тесноваты, и теперь мы имеем возможность обсудить дебютную режиссёрскую работу Чаруши, если не считать короткометражки «Хороший день», снятой ещё в 2017 году. Первая работа – это всегда огромное откровение, как для журналистов, так и зрителей. Одни дебютанты идут по пути повторений за другими, другие изобретают что-то несуразное, называя это своим «видением», а тех, кто задаёт высокий темп дебютной работой совсем мало. В этот раз звёзды удачно сошлись – и «Марафон желаний» получился. Большой вклад в этот успех внёс один из самых позитивных людей России Александр Гудков. Нетрудно догадаться, что известный ещё по капитанству в команде КВН «Фёдор Двинятин» Гудков неплохо разбирается в юморе – отсюда и все шутки в фильме, прошедшие определённый внутренний кастинг у знаменитого телеведущего и шоумена. Всё это привело к тому, что «Марафон желаний» обрёл своё лицо, а первоначальная задумка Чаруши заиграла принципиально свежими красками.

С комедиями отечественного производства в последнее время довольно тяжело – кризис сценарных идей, отсутствие такого понятия, как креатив на съёмочной площадке, а также довольно скудная импровизация обезличили жанр. С трудом можно насчитать хотя бы пять комедий, выпущенных за последние 10 лет. И на этом фоне откровенного безрыбья «Марафон желаний» взрывается бомбой: сложнейшие съёмки в аэропорту – принципиально замкнутом пространстве – передают весьма цельную картинку, причём локации практически не повторяются, что избавляет зрителя от эффекта камерности. Гениальный саундтрек, собранный по крупицам и эффектным отбивкам, включает такую разношёрстность, как совмещение трека Джона Ньюмена «Love Me Again» и композиции группы СБПЧ «Злой». И это далеко не самое радикальное совмещение – фильм, что называется, полнится сюрпризами.

Актёрская игра в этот раз легко поддаётся оценке без лишних слов. Команда отработала просто великолепно, получились два замечательных тандема – любовно-лирические отношения между Мариной и Сашей (Аглая Тарасова и Кирилл Нагиев), а также типичные и местами стереотипные отношения между двумя подругами Мариной и Лизой (Аглая Тарасова и Мария Миногарова). И никто не скажет, что Мария Миногарова тоже дебютант – трудно поверить в отсутствие у популярной модели и блогера опыта работы в кино. Получилось всё, особенно импровизация, лицо очень живое, как и эмоции – зритель верит в происходящее и сопереживает взбалмошной подруге главной героини. Аглая Тарасова и заматеревший Кирилл Нагиев просто добились необходимой химии на площадке, что придало картине особую романтичность, тонкость и чувственность. Перед нами добрая история любви, потрясающая сказка, основанная на исполнении больших и не очень желаний. Но высший пилотаж – Александр Гудков, трогательно ворвавшийся в канву повествования и разрушающий её, запутав зрителя окончательно. Вот так иногда достаточно появиться в кадре лишь на пару минут, чтобы твою роль на сопротивлении запомнили.

У ребят (а иначе называть съёмочную группу не хочется) получилось снять очень чистое и доброе кино. Все шутки поданы профессионально, нет ни одного момента, когда что-то было сделано не ради развития действия. А романтическая составляющая, пожалуй, способна растопить сердца даже тех, кому в детстве «вырезали» радость. Это определённо то кино, которое захочется посмотреть ещё раз, это определённо хит текущей зимы. «Холоп» был в прошлом году, власть должна смениться, и на фоне «(НЕ)идеального мужчины» картина Даши Чаруши просто залечивает раны, давая нашему кино жить дальше.

И да, остался вопрос – причём тут всё-таки грудь, исполняющая желания? Это, пожалуй, самый тонкий и показательный момент: можно шутить про грудь, женские гениталии, секс, но делать это виртуозно, чтобы кто понимает – тот понял, а кто нет – всё равно посмеялся над подачей. Такого у нас давно не было! И самое грандиозное заключается в том, что в тот самый момент, когда упоминание волшебной груди могло приесться – она мгновенно пропадает из сценария. Шутка сыграна, нужна новая – никто не строил картину вокруг одного события, никто не превратил фильм в КВН.

 
Источник: ovideo.ru

24 Января 2020
0


Рецензия на фильм «(НЕ) Идеальный мужчина»

(НЕ) Идеальный мужчина Света – добродушная и целеустремленная девушка, всегда готовая броситься на помощь ближнему, только вот эти самые ближние не стесняются активно злоупотреблять ее добротой. После того как неверный бойфренд со скандалом уходит из дома, девушка впадает в депрессию. Но грустить долго не приходится, ведь на ее новой работе по ритейлу человекоподобных роботов с искусственным интеллектом сразу же находится замена бывшему. Света влюбляется в бракованного робота с лицом Егора Крида, чей баг превращает его в машину для пресных комплиментов, и решает забрать нового друга домой. И так бы жили они долго и счастливо, если бы робот был исправным.

От сомнительного проекта под руководством режиссера «Бабушки легкого поведения» откровений ждать не приходится, отечественные комедии чаще всего наперегонки стремятся опустить планку российского кино как можно ниже, но некоторым все же удается пробить новое дно. Создатели «(Не)Идеального мужчины» как раз и решили этим заняться: если не можешь взлететь высоко – падай с оглушительным грохотом. Указывать на сценарные дыры и логические несостыковки в подобных проектах – занятие энергозатратное и совершенно бесполезное, поскольку требования к российским комедиям занижены до критической отметки. Сценаристы с режиссером, кажется, даже не старались сделать сюжет связным, а просто записывали пьяные идеи на бумагу и потом отправили в печать без последующей редактуры.

Актеры, играющие «роботов», даже не стараются хоть как-то имитировать искусственный интеллект, отчего и без того неровная картина выглядит совершенно неубедительной. С другой стороны, о чем можно просить массовку, если на первый план выдвинули человека без каких-либо задатков к актерству. Понятно, что Егора Крида взяли в проект исключительно из-за фанбазы, но можно было перед началом съемок намекнуть, что складывать бровки домиком и кидать щенячий взгляд налево и направо – это не совсем актерское мастерство (хотя фанаткам все равно).

У технической стороны тоже не все гладко, небрежный монтаж способен довести неподготовленного зрителя до эпилепсии, CGI неприлично устаревший – это, как и все вышеперечисленное, вполне ожидаемо. Последним гвоздем в крышке гроба проекта стала попытка создателей сыграть на просроченных стереотипах: если женщина красивая, то обязательно необразованная истеричка, если парень накачанный, то он беспросветно тупой. К этому добавили бессовестное глумление над гомосексуальностью, причем двух героев зачем-то сделали англоговорящими (конечно, чтобы намекнуть на «загнивающий Запад», какой свежий ход). Ну и по классике, в финале во всех грехах, совершенных мужчиной, оказывается виновата женщина. В кульминации с железной непоколебимостью герой Крида сваливает вину за все свои проступки на Свету, утверждая, что она сама того хотела. Во всем этом кошмаре легко можно рассмотреть портрет нашего общества, в котором патриархальный мир хочет видеть только таких удобных и добродушных женщин, как Света. При этом, какой бы эта самая женщина ни была «идеальной», всю ответственность за мужские проступки все равно будут упорно сваливать на ее плечи, потому что #самавиновата.

Если по логике режиссера так все и действует в жизни, то сразу же возникает вопрос: что за коварная соблазнительница заставляет его раз за разом снимать откровенно плохое кино?

 
Источник: film.ru

16 Января 2020
0


Рецензия на фильм «Вторжение»

Вторжение Прошло два года с тех пор, как на московское Чертаново свалился неопознанный летающий объект. Теперь девушку Юлю (Ирина Старшенбаум), вступившую в контакт с пришельцем, держат под пристальным наблюдением и регулярно тестируют в закрытой лаборатории. Как оказалось, ей передались некоторые внеземные способности, но научиться управлять ими ни она, ни ученые пока не смогли. Однажды за Юлей возвращается гость из космоса Харитон (Риналь Мухаметов). Его сородичи жаждут уничтожить девушку, поскольку потенциально она может навредить балансу во вселенной. Над Землей уже навис гигантский боевой корабль «Ра» и взял под контроль все московские медиа-структуры. Юля и Харитон пускаются в бега, а вслед за ними в погоню отправляются войска под руководством генерала Лебедева (Олег Меньшиков) и несчастный Артем (Александр Петров), вырвавшийся из-под стражи.

«Притяжение» Федора Бондарчука, при всей его сомнительной художественной ценности, — кино важное для отечественной индустрии. Технически авторы добились весьма достойной картинки, а российское кино с тех пор населили молодые актеры — Петров, Мухаметов и Старшенбаум. Да и в целом, сравнительно с другими попытками сделать блокбастер «под Голливуд», «Притяжение» смотрелось более-менее сносно. Бондачук может сочинить одну-две хорошие идеи, но, увы, ему с большим трудом удается устроить вокруг них вменяемый фундамент, описать мир и придумать логическую цепочку событий, окружающих персонажей. Те же проблемы проявились и в сиквеле — «Вторжение».

Если первый фильм был интересен попыткой взглянуть на жизнь окраин, представить, как бы отнеслись простые ребята со двора к пришельцам из космоса, то «Вторжение» отбрасывает в сторону лишнюю бытовую фактуру и посвящает себя целиком экшну. Динамика и масштаб и правда ощутимо выросли, инопланетный корабль теперь летит не по отдельному Чертаново, а по всей столице. Стало больше военной техники, больше погонь и взрывов, а главное — спецэффектов. В финале «Вторжения» зрителя ожидает довольно впечатляющее зрелище — Москва натурально погрузится под воду, притом героев накрывать стихия будет как снизу, так и сверху. Что касается графики и исполнения, по качеству сиквел явно превосходит «Притяжение».

Жаль, что по части сюжета Бондарчук работу над ошибками не провел, вернее, его во «Вторжении» практически не осталось. Сценарий сиквела оказался более рваным и схематичным, многие вопросы так и остались без ответа, да и сверху прибавилось немало. Непосредственно герои особенно не изменились, если не считать приобретение Юлей сверхспособностей — драматургическим ходом. Ощутимо поменялся лишь Артем — персонаж Александра Петрова. Тот после событий «Притяжения» перенес инсульт, и теперь одержим чувством вины, стыдится своих поступков, и вообще выглядит довольно жалко и печально. Что касается же Старшенбаум и Мухаметова — оба хорошо справляются со своими репликами, вот только сами эти реплики написаны довольно средне. Есть во «Вторжении» и новый герой — солдат Иван в исполнении талантливого молодого актера Юрия Борисова, но придуман он настолько безобразно и карикатурно, что лучше бы его и не было.

И хотя глобально история «Вторжения» никоим образом не развивает идеи «Притяжения», в сиквеле есть одна занятная особенность, которая не позволяет ему превратиться в совсем уж пустоголовое зрелище. Дело в том, что космический корабль «Ра» атакует Москву несколько нетрадиционными методами. Вместо того, чтобы отправить отряд инопланетных десантников за Юлей, искусственный интеллект берет под контроль все электронные устройства в столице и начинает навязчиво диктовать горожанам свою волю через интернет и телевидение. Этот мотив, пожалуй, можно было бы развить чуть более остроумно, но в целом задумку Бондарчук реализовал неплохо, и наблюдать за социальным смятением, когда все вокруг неистово верят в то, что им вещает электронный девайс — любопытно и актуально.

Собрав все недостатки «Притяжения», сиквел тем не менее смотрится чуть бодрее и веселее. Бондарчук в очередной раз не изобретает ничего нового, только худо-бедно справляется со знакомыми идеями и образами, переложенными на отечественную почву. И какими бы хорошими не были спецэффекты во «Вторжение», складывается ощущение, что лучше бы авторы потратили больше денег на сценаристов.

 
Источник: kinomania.ru

02 Января 2020
0


1-5 6-10 ... 21-25 26-30 31-35 36-40 41-45 ... 176-180 181-183