
«Притяжение» Федора Бондарчука, при всей его сомнительной художественной ценности, — кино важное для отечественной индустрии. Технически авторы добились весьма достойной картинки, а российское кино с тех пор населили молодые актеры — Петров, Мухаметов и Старшенбаум. Да и в целом, сравнительно с другими попытками сделать блокбастер «под Голливуд», «Притяжение» смотрелось более-менее сносно. Бондачук может сочинить одну-две хорошие идеи, но, увы, ему с большим трудом удается устроить вокруг них вменяемый фундамент, описать мир и придумать логическую цепочку событий, окружающих персонажей. Те же проблемы проявились и в сиквеле — «Вторжение».
Если первый фильм был интересен попыткой взглянуть на жизнь окраин, представить, как бы отнеслись простые ребята со двора к пришельцам из космоса, то «Вторжение» отбрасывает в сторону лишнюю бытовую фактуру и посвящает себя целиком экшну. Динамика и масштаб и правда ощутимо выросли, инопланетный корабль теперь летит не по отдельному Чертаново, а по всей столице. Стало больше военной техники, больше погонь и взрывов, а главное — спецэффектов. В финале «Вторжения» зрителя ожидает довольно впечатляющее зрелище — Москва натурально погрузится под воду, притом героев накрывать стихия будет как снизу, так и сверху. Что касается графики и исполнения, по качеству сиквел явно превосходит «Притяжение».
Жаль, что по части сюжета Бондарчук работу над ошибками не провел, вернее, его во «Вторжении» практически не осталось. Сценарий сиквела оказался более рваным и схематичным, многие вопросы так и остались без ответа, да и сверху прибавилось немало. Непосредственно герои особенно не изменились, если не считать приобретение Юлей сверхспособностей — драматургическим ходом. Ощутимо поменялся лишь Артем — персонаж Александра Петрова. Тот после событий «Притяжения» перенес инсульт, и теперь одержим чувством вины, стыдится своих поступков, и вообще выглядит довольно жалко и печально. Что касается же Старшенбаум и Мухаметова — оба хорошо справляются со своими репликами, вот только сами эти реплики написаны довольно средне. Есть во «Вторжении» и новый герой — солдат Иван в исполнении талантливого молодого актера Юрия Борисова, но придуман он настолько безобразно и карикатурно, что лучше бы его и не было.
И хотя глобально история «Вторжения» никоим образом не развивает идеи «Притяжения», в сиквеле есть одна занятная особенность, которая не позволяет ему превратиться в совсем уж пустоголовое зрелище. Дело в том, что космический корабль «Ра» атакует Москву несколько нетрадиционными методами. Вместо того, чтобы отправить отряд инопланетных десантников за Юлей, искусственный интеллект берет под контроль все электронные устройства в столице и начинает навязчиво диктовать горожанам свою волю через интернет и телевидение. Этот мотив, пожалуй, можно было бы развить чуть более остроумно, но в целом задумку Бондарчук реализовал неплохо, и наблюдать за социальным смятением, когда все вокруг неистово верят в то, что им вещает электронный девайс — любопытно и актуально.
Собрав все недостатки «Притяжения», сиквел тем не менее смотрится чуть бодрее и веселее. Бондарчук в очередной раз не изобретает ничего нового, только худо-бедно справляется со знакомыми идеями и образами, переложенными на отечественную почву. И какими бы хорошими не были спецэффекты во «Вторжение», складывается ощущение, что лучше бы авторы потратили больше денег на сценаристов.
Источник: kinomania.ru