Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Обзоры фильмов


Рецензия на фильм «Союз Спасения»

Союз Спасения Декабристы — в общественном сознании скорее мем, чем реально существующие люди. «Первенцы свободы», мученики, первые большевики, кумиры советских диссидентов: у каждого своя вариация декабристского тропа, и только один образ универсален для всех — «жена декабриста», самоотверженно последовавшая за ним в ссылку. Из школьной программы не очень ясно, что же все-таки произошло на Сенатской площади 26 декабря 1825 года, какие требования выдвигали декабристы (кажется, что-то было про императора Константина и жену его Конституцию) и к каким политическим последствиям это привело (вроде как заставили Николая I стать консерватором, зато разбудили Герцена).

«Союз Спасения» преследовал благородную цель закрыть эти лакуны, а цель, как известно, оправдывает средства (в том числе финансовые, — у фильма внушительный бюджет в 700 млн рублей). Наверное, именно то, что «Союз Спасения» хотел быть не только кино, а еще и историческим ликбезом, поэтому два с небольшим часа мы наблюдаем слишком быструю смену повествовательных линий, имен, дат, событий, точно на открытом школьном уроке истории. Неспроста зрителями премьеры раздали буклеты со списком действующих лиц и краткими википедийными справками.

В принципе, если убрать характерную беллетристику исторического романа, основная мысль прослеживается очень четко и, опять же, дублирует нехитрые тезисы из школьной программы: монополия власти — это хорошо. Особенно в России. Бунты — губительны, «бессмысленны и беспощадны», а те, кто их затеял — как правило наивны и безрассудны. Ничего личного, просто политика. Декабристы в «Союзе Спасения» при этом просто очаровательны: умные, образованные, порывистые — как в таких не влюбиться. Кондратий Рылеев (Антон Шагин) — нежный отец и патриот России, Михаил Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) — прирожденный боец, которой не остановится ни перед чем, князь Сергей Трубецкой (Максим Матвеев) — аристократ, потомок Гедимина, поборник конституционной монархии.

Они были цветом нации, — гвардейцы, поэты, — которому все что-то не сиделось, но ведь это всегда так по молодости. Конечно, декабристы действовали не в одиночку, и вот тут уже в качестве «помощника героя» появляются менее симпатичные персонажи — пронырливые снабженцы, предприниматели, политические советники. Они, конечно, тоже хотят прогресса, но пуще остального все-таки личной выгоды. Революция — дело дорогое, и между заговорщиками начинаются дрязги из-за денег: движение дает первые трещины. Еще один немаловажный вопрос, который неизбежно углубит раскол — цена победы. Стоит ли конституционная монархия в России слезы ребенка? Авторы «Союза Спасения», вторя Федору Михайловичу, считают, что не стоит.

Декабристы в «Союзе Спасения» рубят с плеча — собираются убить императора, его родственников и свиту, и вообще устроить по всей стране якобинский террор («как в Париже»). Величие замысла резко контрастирует с трагическим итогом: напрасно загубленные жизни молодых офицеров, реакционный поворот, уваровская триада вместе Liberté, égalité, fraternité. Особенно хорошо это чувство горечи подчеркивает красивая любовная линия: Сергей Муравьёв-Апостол (Леонид Бичевин), много лет влюбленный в Анну Бельскую (Софья Эрнст), просит у княгини Бельской (Ингеборга Дапкунайте) руки и сердца дочери и получает согласие. Молодые счастливы. Но увы, долгой совместной жизни им не видать: Муравьёв-Апостол окажется среди пяти повешенных 25 июля 1826 года декабристов.

С одним тезисом «Союза Спасения» спорить трудно: Александр I действительно пытался реформировать Россию. Будучи продолжателем дела бабушки (Екатерины Второй), которая единолично занималась его воспитанием и даже сама написала букварь для маленького Саши, он мечтал о либерализации неповоротливой страны с сохранением статуса империи. Александр в исполнении Виталия Кищенко (очень убедительном) — уставший, заматеревший монарх. Старый лев, который предчувствует кончину и рассуждает об уходе на покой в духе псевдоисторических баек про Федора Кузьмича («А знаете, говорят, что когда Наполеона хоронили, в гробу лежал не он?» — обращается он к камердинеру). Александр знает о том, что в стране растут диссидентские настроения, но решает пока никак на них не реагировать («потерял хватку»). Он постоянно повторяет, что хочет реформ не меньше либералов, да только платить за них никто не готов (не совсем понятно, правда, в какой валюте платить — слезинке ребенка или политических реперкуссиях).

Александр устал, он уходит (сердечный приступ настиг императора в Таганроге), и в стране образуется вакуум власти. Константин, следующий в очереди по закону о престолонаследии, квартирует в Польше и официально пока не отрекся от престола, а Николай, находящийся в Петербурге, в этой ситуации не может пока объявить себя императором. Конечно, этим решают воспользоваться заговорщики — и только благодаря своей неорганизованности и спонтанности их путч выглядит скорее как недоразумение, слегка омрачающее объявление Николаем своего вступления на должность императора Всероссийского.

Будущий император Николай Павлович (Иван Колесников) — гамлетовский персонаж, которого очень сильно изменит переворот 26 декабря. Он видел, к чему привело «попустительство» его брата, который предпочел не бороться с декабристскими кружками, а закрывать на их существование глаза. Отныне он будет «беречь Россию» и бороться с крамолой. Грядет время «чугунных уставов», ужесточения крепостнических порядков и бесславных войн — любимая многими Николаевская эпоха. Весьма недвусмысленный референс.

Сопродюсер фильма Анатолий Максимов (он работал в паре с Константином Эрнстом) и режиссер-постановщик Андрей Кравчук вместе работали над такими картинами как «Викинг» и «Адмиралъ», так что то, что создателями будет руководить скорее реконструкторский порыв, нежели желание точно запечатлеть эпоху, было довольно предсказуемо. Самая зрелищная часть картины — тщательно воссозданные батальные сцены: «звучал булат, картечь визжала». В красивую форму гвардейцев можно вглядываться бесконечно — и даже от одного этого невольно загрустить по старой России.

 
Источник: kinoafisha.info

27 Декабря 2019
0


Рецензия на фильм «Холоп»

Холоп Было бы здорово представить «Холопа» как историю о путешествиях во времени, а уже потом раскрыть зрителям главный сюжетный ход. Однако почти все события фильма были пересказаны еще в трейлере, поэтому скрывать очевидное не имеет смысла: речь идет о реконструкции. Мажор Григорий (Милош Бикович), сын олигарха, рассекает по Москве на дорогой тачке, просаживая отцовские деньги. Любящий папа (Александр Самойленко) отмазывает его то от армии, то от тюрьмы, но Гриша ничему не учится – только наглеет еще больше. В итоге по совету подруги (Мария Миронова) олигарх обращается к специалисту (Иван Охлобыстин), который использует в работе «нетрадиционные методы».

Григория усыпляют и перевозят в реконструированную деревню середины XIX века. Теперь он конюх на барской конюшне, не подозревающий о том, что все люди вокруг – актеры, получившие сценарий. Сначала испуганный герой зовет на помощь и пытается бежать, но хозяйский кнут и возведенная прямо посреди деревни виселица заставляют его примириться со своей участью и поверить в реальность происходящего: да, его унесло в прошлое, и отныне он крепостной, а не барин.

Шоураннеры во главе с персонажем Охлобыстина наблюдают за мучениями парня с дальней мельницы, переоборудованной под телестудию. По их плану Григорий должен влюбиться в фигуристую дочку хозяина имения (Ольга Дибцева). Но он неожиданно для всех выбирает переодетую простой крестьянкой Лизу (Александра Бортич), которая на этой импровизированной съемочной площадке отвечает за лошадей и даже не имеет заранее прописанных реплик.

Новогодний прокат в России вновь искусственно очищен от Голливуда: в расписании кинотеатров большинство сеансов будет отдано отечественным фильмам. Ни одного шедевра среди них, как водится, нет, но если выбирать самую ладную картину, то это будет как раз «Холоп», в котором и действие не провисает ни на секунду, и пара шуток смешных имеется. Комедию поставил Клим Шипенко, режиссер «Салюта-7» и «Текста». Во всех его работах присутствует поразительная гладкость и фантастическая способность подстроиться, почти мимикрировать под материал: умелый и при этом всеядный режиссер без собственных взглядов и собственного голоса – это что-то новое для российского кинематографа.

Больше всего «Холоп» похож на полнометражную версию несостоявшегося ситкома: сотрудники компании Yellow, Black and White (это они делали «Папиных дочек», «Кухню», «Отель Элеон» и «ИП Пирогова») за годы работы набили руку на создании сценариев, целиком состоящих из коротких комедийных сценок, скрепленных рамками общего сюжета. Действие «Холопа» теоретически тоже могло бы продолжаться до бесконечности: одна серия – один день в деревне. Возможно, поэтому хуже всего авторам фильма удался финал, в котором героев нужно было аккуратно вывести из реконструкции и вернуть обратно в реальный мир.

В этот момент через глянцевую картинку окончательно проступают очертания русской хтони. На самом деле их было видно и раньше. Например, в том эпизоде, когда отец Григория вытаскивал его из полицейского отделения. Плюющий на закон и откровенно сознающийся в коррупции папаша-олигарх отличается от сына лишь печальным выражением лица, но ему мы почему-то должны сочувствовать, а на его сына – злиться. То же самое с перевоспитанием: большинство шуток построено на унижении героя, моральном и физическом, а первый проблеск «сознательности» наступает тогда, когда Григорий отказывается от борьбы и принимает крепостное ярмо как судьбу, которую уже нельзя изменить.

Хэппи-энд в фильме и вовсе выглядит как замкнувшийся круг. Наученный хлыстом сам берет его в руки, чтобы учить других, - и так до скончания веков. Крепостное право – наша вечная и нерушимая скрепа, наша традиционная ценность, неизбежность, которой не нужно сопротивляться.

И дело здесь даже не в госзаказе (хотя «Холоп» и выходит при поддержке канала «Россия 1»). Просто комедия, как никакой другой жанр, способна улавливать колебания воздуха и отражать коллективное бессознательное. Она анестезирует источники боли и беспокойства и иногда обнажает вещи, о которых даже ее создатели предпочли бы забыть. «Холоп» должен был стать фильмом о том, как в условиях жесткого реалити-шоу перевоспитывается персонаж, которому большая зрителей с удовольствием плюнула бы в рожу. А получилась картина о том, что все мы холопы – и те, кто снимает такое кино, думая, что делает отличную новогоднюю комедию, и те, кто наивно понесет свои деньги в кинотеатр, потому что никаких вариантов все равно нет – наши праздники давно расписали за нас. Крепостным свобода выбора не положена.

 
Источник: kinoafisha.info

27 Декабря 2019
0


Рецензия на фильм «Иван Царевич и Серый Волк 4»

Иван Царевич и Серый Волк 4 Анимационная студия «Мельница» известна благодаря франшизе о трех богатырях. Приключения Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца поначалу выглядели очень свежо и радовали отличным рисованным визуальным стилем, погружая детей в мир русских былин и сказаний. Новизна быстро превратилась в конвейер. С 2004 года вышло 9 мультфильмов, а в следующем году нас ждет очередное продолжение, спин-офф о приключениях коня Юлия. Но не богатырями едиными. «Мельница» пытается развивать и другие проекты, создав еще одну не менее успешную франшизу. Медленно набирает обороты вселенная «Изумрудного города», несколько месяцев назад рассказавшая о новых злоключениях Урфина Джюса, а на новогодних праздниках нас ждет возвращение «Ивана Царевича и Серого Волка» под цифрой 4.

В Тридевятом царстве наконец-то воцарилось спокойствие. Рубежи давно укреплены, семейная жизнь Ивана и Василисы наладилась, а Царь-батюшка все так же восседает на престоле. Незаметно подкралась весна, став самым ярким событием последних дней. Так могло продолжаться еще долго, но однообразие нарушает новость о начале ежегодного всесказочного песенного конкурса в Трисемнадцатом царстве. Общим советом от Тридевятого решают отправить Кота ученого — единственного, у кого есть музыкальный слух и голос. Вместе с ним поддержать новую песенную звезду поедет старая делегация, как будто нарочно притягивающая к себе очередные приключения. Знакомясь с другими конкурсантами, Иван и Волк находят подозрительного павлина Паоло, явно замышляющего обман. Теперь герои должны разгадать закулисные тайны и помочь Коту ученому принести победу всему Тридевятому царству.

«Иван Царевич и Серый Волк 4» продолжает переосмыслять знакомые русские сказки, тесно переплетая их с реальностью. Тут добавят настоящий поезд и телефон, здесь вставят аналог «Евроведения», там инновационное такси Верблюber, а где-то рядом покажут свежую кинопародию и сказочное шоу, копирующее «Вечернего Урганта». На этом заканчиваются почти все изменения знакомых историй. Создатели ограничились лишь добавлением современных деталей в славянский фольклор. Персонажи не только сохранили классические характеры, но и напитались новыми стереотипами. Василисе достался образ наивной девочки-принцессы, обожающей красивые наряды и косметику; как и положено, ее сборы тянутся долгие часы, машину она водит как типичная «женщина за рулем», постоянно мечтает о спасении (для остроты в отношениях) и читает умные книжки, так и не понимая, что «не в них счастье». Иван оказался обычным русским мужиком с чистым сердцем и пустой головой, видящим во всех врагов и готовым нести добро с кулаками (исключительно в интересах Тридевятого царства). Он, конечно, устает от женской болтовни, но главное, что «любящий и верный, остальное приложится». Их отношения постоянно комментирует Серый Волк, ломая 4 стену и объясняя, что ссоры и непонимание у пары лишь от большой любви, продолжая подмечать и другие странные жизненные истины. Царь-батюшка не нуждается в уточнениях. Эти образы не похожи на переосмысление или осовременивание, скорее наоборот, укрепляют социальные стереотипы в головах детей.

Но не ими едиными. Дальше нас ожидают «скрепы», разбросанные на каждом шагу: здесь яркий лозунг «наши никогда не проигрывают», противостояние с бобрами, имеющими ярко выраженный американский акцент, шуточные вставки с Трампом, высмеивание американской журналистики, далекой от объективности, будничное спасение мира с фразой «нам не привыкать» и довольно оскорбительное представление других национальностей, также состоящее лишь из самых примитивных стереотипов. Мультфильм формирует странное представление о мире, состоящем из дремучих взглядов, о недружелюбном окружении и русской исключительности. Это не пытаются замаскировать или аккуратно вплести в повествование, а выставляют на всеобщее обозрение как главную гордость. Оглядываясь на сюжет, кажется, что смысловые крючки были основной целью создателей. Новые приключения получили невыразительную историю с примитивной интригой и загадками, давно раскрытыми в трейлере.

«Иван Царевич и Серый Волк 4» как будто ориентируется исключительно на взрослую аудиторию, ведь только она сможет понять местный юмор и разглядеть отсылки. Ее привлечет и участие в сценарии Леонида Бараца, известного по «Квартету И», о чем гордо сообщает постер. Сложно поверить, что старые песни группы «Браво» и Боярского, знакомые лишь родителям, будут интересны юной аудитории. Для детей приготовили яркую обертку в виде завлекающей анимации и парочку интересных идей. Например, забавным вышло перемещение героев между царствами броском кубика на игровое поле, но этого слишком мало.

Студии «Мельница» явно стоит обратить внимание на «Последнего богатыря» Disney или хотя бы оглядеться вокруг и увидеть современный мир, давно не состоящий из обидных стереотипов. «Иван Царевич и Серый Волк 4» показывает, что студийный конвейер начинает давать слишком заметный сбой, окончательно теряя связь с реальностью и актуальными проблемами. «Мельнице» пора меняться и повернуться к детям лицом, вспомнить наконец, для кого создаются их мультфильмы.

 
Источник: kinoafisha.info

27 Декабря 2019
0


Рецензия на фильм «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2»

Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2 В предпраздничную пору в российских кинотеатрах традиционно идут минимум две-три картины в тему, и одна из них — «Елки». Их финал зрители увидели в прошлом году, поэтому освободилось полноценное место для сиквела фильма «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел». Вышло продолжение 12 декабря.

За прошедший год режиссер Илья Куликов успел с выпустить новый сериал «Учителя», «Мылодраму 2» и пятый сезон «Полицейского с рублевки». Сериал покинул Александр Петров, сыгравший главную роль, что дало возможность условного перезапуска.

Гриша Измайлов все равно присутствует, но остается за кадром: зритель знает, что герой женился, покинул органы и продолжает издалека «радовать» сюрпризами Володю (Сергей Бурунов). Из сюжета полностью ушла драма, оставив лишь сплошные шутки от знакомых лиц. Персонажи перестали развиваться и только шутят — при том, что первые сезоны радовали удачным балансом жанров.

Для нового фильма упрощение происходящего к лучшему: отношения героев и сюжетные моменты в целом будут понятны даже тем, кто и первую часть не смотрел. Поэтому, хоть пятый сезон и вышел ровно за неделю до «Новогоднего беспредела 2», знать о событиях в нем не обязательно.

История начинается незадолго до Нового года, когда Володе Яковлеву неожиданно присваивают звание генерала. Пока он отходит от шока, двое оперов (Александр Дерепко, Сергей Штатнов) и следователь Мухич (Роман Попов) спорят на то, кто до курантов успеет завоевать штатного психолога Кристину (София Каштанова). Мимо бывшей элитной проститутки не может пройти и герой Бурунова.

Он арендует подальше от жены загородный дом, куда и отправляется с компанией. Там застолье у девушки и трех уже выпивших мужиков, а несколькими километрами в стороне их «дамы сердца» готовят праздничный ужин.

Параллели со знаковым рождественским фильмом Home Alone проводятся уже начиная с постера, где Володя застыл с открытым в немом крике ртом подобно герою Маколея Калкина, да и слоган «Не один, не дома» как бы намекает на нечто общее.

В относительно спокойный момент появляются три незнакомца, которые и окажутся преступниками в розыске. Некоторым персонажам придется воспользоваться трюками Кевина, чтобы справиться с незваными гостями и посмешить зрителей.

Актеры в кадре пьяно кривляются, старательно корчат гримасы и говорят нечто странное с серьезным видом. В последнем особенно преуспела героиня актрисы Юлии Богатиковой. Гудкова и в сериале, и в фильме не часто появляется, но всегда радует. Кого на экране действительно мало — это Саши Бортич. Потому дружеской химии между «демонихой» Никой и несчастным Володей до обидного не хватает.

Комедийная часть в «Новогоднем беспределе 2» получилась просто хорошей, без восхищений и придирок. Юмор работает как надо и моментов, где хочется смеяться в голос, много. Но не хватает хотя бы легкого переживания за героев. За исключением одного-двух моментов все, что они делают, проходит без проблем. Остается только ожидать, как пошутят в ответ на глупое действие.

Первая часть выходила с 16+, после него пятый сезон на платформе Premier уже без цензуры с 18+, а вторая часть — с почти детским 12+. Такие перепады в ограничениях могут отпугнуть и тех, кто привык к матам, и тех, кто из-за них не смотрел сериал. Но разница в подходе заметна лишь с возрастным рейтингом, в остальном это если и не привычный «Полицейский с рублевки», то хотя бы близкий к его уровню новогодний фильм.

 
Источник: kanobu.ru

13 Декабря 2019
0


Рецензия на фильм «Простой карандаш»

Простой карандаш постер Сценарист и режиссер Наталья Назарова известна по дебютному фильму «Дочь», а еще больше по своим короткометражным работам – одна попала в альманах «Петербург. Только по любви», вторая под названием «Светлячок» с успехом прокатилась по нескольким фестивалям. Новая картина Назаровой «Простой карандаш» стилистически и тематически находится в одном ряду с предыдущими – еще несколько больших драм маленьких людей на серо-голубом приглушенном фоне провинциального города. В главной роли – актриса Надежда Горелова.

Ее героиня – художница и преподаватель Антонина – переезжает из Петербурга в российскую глубинку, в город, половина населения которого работает на находящейся рядом карандашной фабрике, а вторая – отбывает срок в расположенной неподалеку колонии. Там же – и муж Антонины, художник Сергей Золотарев (Владимир Мишуков), осужденный на 8 лет по сфабрикованному, как объясняет всем женщина, делу. Приехав вслед за супругом, она устраивается в местную школу учительницей рисования и обнаруживает в своем классе немало одаренных детей, а одного – так и вовсе талантливого. Впрочем, карандашные зарисовки интересны не всем, хулиган Миша Пономарев (Александр Кольчевский) не только срывает занятия, но и вовсе терроризирует всю школу, вместе со своей «бандой» избивая и обкрадывая других школьников. Конечно, не от хорошей жизни: в качестве примера для подражания у Миши есть старший брат Алексей, бесчинствующий уже в масштабах не школы, но целого города. Дети, родители, школьные учителя боятся и стараются лишний раз не попадаться на глаза Пономаревым, но Антонина настроена любой, даже самой высокой, ценой изменить положение дел.

Россия в этом фильме одновременно и просится на акварельный пейзаж, и попахивает гнильцой. Выходящие на пленэр вместе с Антониной дети будто бы впервые в жизни оглядываются по сторонам, подмечая природную красоту родных мест. Она и сама давно не испытывала такого профессионального вдохновения. Впрочем, стоит зайти солнцу или героине зайти в любое помещение, как на нее обрушивается или затхлая безысходность местного быта, или грубое равнодушие мужа, или откровенная жестокость отдельных людей. Она носит красное пальто и учит детей рисовать портреты, то есть вглядываться друг в друга и любоваться друг другом. Но ее красное пальто – как красная тряпка для быка, ей то и дело твердят «уезжай!» (даже супруг), а вглядываться и любоваться никто не собирается. Да и куда там, если человеческая жизнь стоит пары помятых купюр и десятка монет.

Ничего нового написанная и снятая Назаровой история, конечно, не сообщает – набор вечных вопросов и архетипичных персонажей. Между тем интонация, кажется, выбрана верно: нет ни чрезмерного надрыва, ни слишком уж холодного взгляда автора сверху, каким грешат некоторые современные российские кинематографисты, описывающие трудные судьбы соотечественников. Режиссер не форсирует драму, позволяя ей потихоньку самой набирать обороты и идти к логическому завершению. Пожалуй, даже слишком логическому и предсказуемому (мало мы, что ли, видели русского кино?), зато реалистичному, этого не отнять.

Надеяться на тотальный хеппи-энд не приходится с самого начала, с такими-то исходными данными и обилием вставленных то тут, то там – от названия и слогана до кадров внутри фильма – карандашных метафор, сводящихся, в общем-то, к сравнению человека с карандашом. Хрупкий и вместе с тем прочный, может быть серым, а может – и цветным, вместе с ним можно творить красоту, а можно взять – и сломать пополам, просто так, потому что достаточно силы. Рассказывая очень локальную историю, Назарова, конечно, подразумевает более широкий и уже не вымышленный контекст с отсылками к реальным событиям и суровым реалиям, чуть ли не портрет целой страны – коробки с карандашами.

 
Источник: ng.ru

05 Декабря 2019
0


1-5 6-10 ... 26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 ... 176-180 181-183