Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» |
Любой фильм этой эпохальной франшизы обычно разбирают по кирпичикам, сочиняя хвалебные речи или уничижительные тирады. И начинают свой анализ, как правило, с личного отношения к тому или иному эпизоду. То есть понравилось или нет. Далее углубляются в детали, обсуждают сюжет и героев, экшн и фансервис, музыку и спецэффекты. Кому-то бывает достаточно и этих аспектов (громко, ярко и динамично — чего его желать?), кто-то начинает закапываться в мотивации и логичности действий персонажей в канве рассказываемой истории, а некоторым хочется большей драматургии.
Последней тут точно можно не ждать. Её никогда и не было. А описывать всё остальное — значит сосредоточиться на незначительных элементах, которые только в совокупности дают необходимый режиссёру результат. Поэтому в случае «Звёздных войн» нужно откинуть всё это и посмотреть, что же осталось. Сюрприз! А ничего больше и нет. Большего и не могло быть. Такое ощущение, что сценарий (который подтвердился полностью) был слит студией специально. Чтобы за два месяца наиболее активная и нетерпеливая часть фанатов обсудила все самые спорные моменты, коих тут достаточно, и к премьере свести на нет весь интерес к фильму и франшизе в целом. Сработано идеально — хайпа нет, надежд тоже, никаких завышенных ожиданий или вау-эффекта от типа неожиданных сюжетных поворотов. Неожиданных и ничем не оправданных. Споров и по этой части будет много, но желания участвовать в них уже нет. Это конец трилогии, конец поздней, т.н. «диснеевской» саги Скайуокеров, поэтому лучшее, что можно сделать — оставить их в покое и не тыкать палкой в почти бездыханное тело, все соки которого оказались выжаты. Настолько, что все происходящие в фильме события — эпичные и безусловно масштабные — никак не откликаются в душе старого фаната. Хотя, казалось бы, тут же есть всё! Да, девятый эпизод — это действительно кульминация всех фильмов далёкой-далёкой галактики. Здесь собраны все важные герои последних трёх частей, отдана дань уважения Кэрри Фишер, вернулся живой Лэндо, есть молодые Люк и Лея, Чубакка играет в дежарик, даже расширена роль С-3PO, который последнее время был чем-то вроде мебели, у которой в прошлой части разве что отломали подлокотник. Звучат голоса Йоды, Оби-Вана, Энакина и Асоки Тано, Сокол Тысячелетия совершает каскады гиперпрыжков, а довольные эвоки вновь наблюдают падение Империи. Можно посмеяться, но оммажей на «Возвращение джедая», как было в «Пробуждении силы» относительно «Новой надежды», здесь предостаточно. Помимо эвоков (мимолётно, фансервис же) вернулся Палпатин (вполне живой, легитимный и такой же злобнючий), с которым вновь сражается Скайуокер во время финальной-финальной схватки всех против всех на Эксигоне, тайной базе ситхов. Есть Звезда Смерти в виде развалин на Эндоре, молнии Силы вылетают из рук Императора, а на Татуине всё также уходят в закат два неизменных солнца. Если всё это — то, что и нужно от «Звёздных войн», можно смело бежать в кино. Скучать фильм точно не заставит. А помните поргов из восьмого эпизода? Тут без них тоже не обошлось, и с ними связана прекрасная сцена, как Рей в гневе сжигает свой космолёт на той планете, где долгое время скрывался Люк. Такой вот ритуал устроил Абрамс над предыдущей частью на потеху зрителям. Хотя он, собственно, не стал игнорировать или переделывать какие-то основные сюжетные ходы и моменты — лишь аккуратно и стерильно продолжил их в «Скайоукер. Восход». Именно аккуратность и стерильность характерна для этого фильма. Важно было хоть как-то закончить трилогию, не разрушить то, что было, и не создать нового Франкенштейна. Это удалось, и финальный эпизод вышел вполне смотрибельным, красивым, местами интересным, завершающим большинство сюжетных веток и подводящим итог сорокадвухлетней истории, но рутинным, шаблонным и не берущим за душу. Просто он появился слишком поздно, когда прошлые решения и события уже не оставили никаких надежд. Источник: meownauts.com
|
20 Декабря 2019 0
Рецензия на фильм «Чёрное Рождество» |
Девушки братства колледжа Готорн не готовы терпеть бесправие мужчин и сражаются за свои права. Они уже добились переноса бюста сексиста-основателя из главного фойе, пытаются найти управу на насильника, а также делают все для отставки «белого гетеросексуального преподавателя», который искажает устройство мира в своих лекциях, игнорируя женский вклад на историю. На Рождество девушки готовят новый сюрприз — выступление-провокацию на конкурсе талантов, призванное обличить всех парней, живущих похотливой жизнью.
Казалось бы, что страшного может случиться в подобной борьбе за равные права, состоящей из колкостей, сбора подписей и призыва к всеобщему равенству? А что если мужчины не просто затаили личную обиду, но и хотят вернуть мир на правильные рельсы, с которых, как им кажется, он давно сошёл. Во имя восстановления давней социальной иерархии мужское братство готово взять в руки оружие и идти до конца. После таинственной пропажи девушек в кампусе становится понятно, что настоящая кровавая война между альфа-самцами и женщинами уже давно началась. «Чёрное Рождество» — ремейк одноимённой картины 1974 года, который сохранил свою концепцию, приумноженную современным движением за равные права. Главными героинями стали пять подруг, пытающиеся сражаться за своё комфортное место под солнцем. Сборы петиций, споры с преподавателями и стремление не замалчивать реальные проблемы приносят мало пользы из-за парней, всегда диктующих свои правила в колледже Готорна. В студенческой среде разговоры о поднявших голову женщинах вызывают скорее насмешки и общественное пренебрежение. И всё же такое давление не мешает девушкам верить в этот путь и двигаться вперёд за своими убеждениями. Женское братство существует как общество взаимопомощи и поддержки. Ими движут не агрессия и презрение, а желание быть услышанными и надежда увидеть новое общество, в котором все будут равны независимо от пола, расы и сексуальных предпочтений. Такой подход действительно преображает обычный подростковый ужастик, страдающий от привычных проблем. Главным в нём становится именно противостояние полов, начинающееся задолго до кровавой резни, которая является самой блеклой частью фильма. «Чёрному Рождеству» вряд ли удастся вас напугать или создать напряжение. Всё, что предлагает картина — это парочка неубедительных скримеров и наплыв таинственности, за которым скрывается пустота, помноженная на глупость. Авторы пытаются расширить рамки типичных подростковых ужастиков, но не справляются с базовыми жанровыми законами и останавливаются на середине пути. Сделав ставку на гендерное противостояние, создатели практически забывают о сюжете и запоминающихся характерах. Здесь полно ляпов, история практически топчется на одном месте, а жертвы, сражаясь за равные права, не замечают реальной опасности перед глазами, медленно ожидая появления настоящих агрессоров. Эффектным, но смазанным вышел и финал. Неожиданно в сюжете появляются таинственный дух основателя и тёмная магия на службе у мужчин, пробуждающая их настоящую натуру альфа-самцов. Природа и происхождение сверхъестественных явлений получат невнятное объяснение, так и оставаясь покрытыми тайной. Сменив угол обзора и воспринимая происходящее как чёрную комедию, у фильма появляется шанс. Подростковый ужастик становится сосредоточением иронии, показывая альфа-самцов (их называют именно так), преследующих искалеченную логику устройства мира. В нём женщины должны жить в гармонии с агрессорами по их законам, «ведь уничтожив мужчин, они уничтожат и себя». Подобная экранная маскулинность отлично иллюстрирует примитивность взглядов, рождённых из грубой силы и желания власти, ставших синонимами их личной гармонии. Несмотря на это фильм не пытается заклеймить всех мужчин, показывая и хороших героев, которые мирно существуют с девушками, давно согласившись с новыми правилами. Агрессия становится личным выбором, а не определяется рождением. Всё это лежит на поверхности и буквально проговаривается в диалогах. Из-за этого разговор может показаться излишне гипертрофированным и практически лишённым глубины, но это не так. Простота становится козырем фильма, делая историю понятной и универсальной для любой аудитории. «Чёрное Рождество» получился интересной попыткой иллюстрации гендерного противостояния, показывая не метафорическую борьбу за новые правила социальных отношений. Этого оказывается достаточно, чтобы преобразить рядовой новогодний подростковый хоррор, от которого всё равно не стоит ждать слишком многого. Источник: kinoafisha.info
|
20 Декабря 2019 0
Рецензия на фильм «Исцеляющая» |
У девушки Хармони есть врожденный талант. Обычным прикосновением она способна забирать у других людей их сокровенные страхи. Всего одна встреча с Хармони — и вы забываете о боли и депрессии, снова чувствуете вкус жизни и потерянный смысл. Вот только целительница Хармони не испытывает от этого никакого облегчения. Чужая боль выворачивает героиню наизнанку, постепенно вытекая из организма через пальцы мерзкой чёрной жижей. Капля за каплей. У Хармони нет семьи и нет дома. Только грязный пустой склад, где она может свернуться калачиком, оставшись наедине со своим бесконечным одиночеством. Но однажды Хармони знакомится с сыном своей пациентки, прикосновение к которому не приносит ей боли и черных ошмётков под ногтями. Он тоже Другой. Молодых людей невероятно тянет друг к другу. Вскоре оба узнают, что на самом деле их даже не двое, а пятеро. Пятеро детей родились в один странный день двадцать лет назад. Пятеро детей с необычными способностями и трагической судьбой.
«Исцеляющая» — ностальгический прыжок в недавнее прошлое, когда слова «гот» и «эмо» еще не вышли из лексикона, Аврил Лавин была иконой стиля, а серия фильмов «Сумерки» оставалась главным учебником романтической любви и подростковой эмпатии. Австралийский режиссёр Кори Пирсон, видимо, планировал ухватить последние порывы девичьей фантастики рубежа тысячелетий и выпилить свой маленький аналог «Дивергента» и «Голодных игр» (оригинальным названием его фильма было «Исцеляющая: Пять частот. Часть первая»), но судьба распорядилась иначе. Исполнительница главной роли Джессика Фолкхолт погибла в автомобильной аварии спустя всего пару месяцев после завершения съемок, поставив символический крест на будущем франшизы. У грустной сказки с оптимистичным концом оказался очень страшный и надрывный эпилог. Уроки эмпатического взросления под соусом городского фэнтези и реальной трагедии — бесценный подарок. Особенно если ты молод, одинок и, подобно героям фильма, не знаешь толком своего предназначения. К сожалению, кроме этих уроков режиссёру и сценаристу Пирсону предложить больше нечего. Благие намерения австралийца регулярно тонут в неуклюжем сценарии и пафосных сентенциях, взятых прямиком с книжной полки под табличкой «нью-эйдж». «Во Вселенной существуют Пять Частот. Каждая из них — урок, который мы должны выучить, чтобы спасти наше человечество. Первая называется Вселенская Сила Гармонии. Или Баланса. Баланса эмоций Любви и Страха». После одной такой грубоватой и до комичного многозначительной мудрости ты начинаешь иначе смотреть даже на слово «дивергент». Оно становится не менее родным и знакомым, чем прочитанные задом напёред диалоги из Чёрного Вигвама. Его мы, кстати, вспомнили тоже не случайно. Главного антагониста «Исцеляющей» играет молодой австралиец Имон Фэррен, которого многие наверняка запомнили по роли сына Одри Хорн и демонического Боба из третьего сезона культового сериала «Твин Пикс». Источник: kinoafisha.info
|
20 Декабря 2019 0
Рецензия на фильм «Отверженные» |
Захолустный коп с грустными глазами Стефан (Дамиен Боннар) переводится в Париж, где собирается нести службу на взрывоопасных городских улицах. Почти сразу его бросают в дело – инструктаж познается на практике. Его напарники, Крис с синдромом ковбоя (Алексис Маненти) и более рассудительный Гвада (Джибрил Зонга), рассекают неблагополучный район – пригородный Монфермей, где когда-то жили персонажи Виктора Гюго (отсюда и отсылка в названии). За две сотни лет тут по-прежнему проживают униженные и оскорбленные – изменился разве что цвет их кожи.
Монфермей выглядит как пороховая бочка, готовая взорваться от любой неосторожно брошенной спички. В роли катализатора выступает совсем уж нелепое событие – местный паренек Исса (Исса Перика) крадет львенка из передвижного цирка. Цыгане под предводительством буйного Зорро (Рэймонд Лопез) приходят за своим к чернокожей общине. Их главарю по кличке Мэр (Стив Тьенчу) поставлен ультиматум: если в самое ближайшее время львенок не вернется к хозяевам, то тут все взлетит на воздух. «Отверженные» – полнометражный игровой дебют Ладжа Ли, но над этой темой французский постановщик работал очень давно. Во-первых, он сам вырос в Монфермее, а, во-вторых, посвятил дискриминации и криминалу несколько документальных короткометражек. Формально эта интерпретация Гюго вдохновлена массовыми беспорядками в пригородах в 2005 году, но ее действие разворачивается в 2018 – когда Франция стала чемпионом мира по футболу. История актуальнее некуда – плавильный котел из разных этносов и вероисповеданий горит ярким пламенем в самом сердце Европы, а что с этим делать – никому не ясно. Власти этот вопрос игнорируют, а местные полицейские сами срослись со средой, в которой работают. Насилие порождает насилие, а сломать этот порочный круг представляется делом невозможным. Дети на улицах растут, наблюдая полицейский произвол и разгул бандитизма: вырастая, они пополняют ряды той или другой стороны. Однако фестивальная судьба фильма («Отверженные» получили в Каннах приз жюри) – не просто награда за «актуалочку», но и признание выдающегося визуального ряда. Ладж Ли, начинавший с документального, насыщает этим самым «реальным» пространство своего игрового дебюта. Нестабильная камера бежит за персонажами, вклинивается в самую гущу схватки, в конце концов, наблюдает за происходящим с нечеловеческой высоты – тут есть малолетний чернокожий «режиссер», который при помощи дрона наблюдает за одноклассницами, но случайно становится свидетелем неправомерных коповских действий. Забавно, что постановщик «Отверженных» является фанатом другого «социального» режиссера Спайка Ли, так что этот персонаж явно создавался с оглядкой на своего кумира. «Отверженные» могут вызвать в памяти с десяток фильмов – «Тренировочный день» (даже на фабульном уровне), французский боевик «13 район», культовую «Ненависть» Кассовица и даже другой агрессивный дебют последних месяцев, но уже российский – «Бык» Бориса Акопова. Правда, пока наши постановщики игнорируют актуальные события и сторонятся «массовых беспорядков», обращаясь к мифологизированным 90-м, Ладж Ли снимает про «здесь и сейчас», орудуя камерой как скальпелем. Это получается у него здорово – нетрудно прочитать анамнез современной Европы, исходя из обстановки, показанной в «Отверженных». Режиссеры старой закалки до сих пор репрезентируют Францию как культурный бастион, населенный интеллектуалами с винными бокалами и своими представлениями о кино, политике и искусстве. Однако это давно не так: достаточно посмотреть свежие новостные сводки, чтоб понять, что Париж снова находится на пороге революции – только на этот раз она идет не от изнеженных интеллектуалов вроде Годара и студентов, а поднимается из самых мигрантских и рабочих низов. Это читается даже по актерскому составу фильма – сплошные непрофессионалы (отсюда и живая непосредственность их игры), а за «благородную» Францию отвечает лишь Жанна Балибар, переигравшая у всех – от Деплешена до Амальрика. Здесь она – бесполезный персонаж-схема, полицейская начальница. Будущее принадлежит многоязыкой толпе с неевропейскими именами и другими запросами. Что действительно расстраивает, так это нежелание режиссера спрогнозировать хоть какой-то исход. Фильм заканчивается кокетливым затемнением и цитатой из Гюго – сомнительный и даже пошловатый выход из клубка противоречий, который Ладж Ли сплетал предыдущие полтора часа. Это не ответ на заданные вопросы, а торопливое завершение дискуссии на полуслове. «Отверженные» гасят то самое революционное пламя коктейля Молотова, которое было вложено в детскую измученную ладонь. Источник: kinoafisha.info
|
19 Декабря 2019 0
Рецензия на фильм «Реальная любовь в Нью-Йорке» |
Датская постановщица Лоне Шерфиг стала известна миру 19 лет назад, когда её картина «Итальянский для начинающих» получила гран-при жюри Берлинского кинофестиваля. Снятый по заветам манифеста «Догма-95» (только естественный свет, ручная камера, никакой специально написанной для фильма музыки — и еще семь пунктов) фильм был романтической комедией об овдовевшем пасторе, парикмахерше, бывшем футболисте, неуклюжей пекарше и сотруднике отеля, посещающих курсы итальянского языка, что помогает им решить некоторые жизненные проблемы.
Потом Шерфиг плавно перешла в англоязычное кино, прихватив соотечественника Мадса Миккельсена для ленты «Уилбур хочет покончить с собой». Сценарий она сочиняла вместе с Андерсом Томасом Йенсеном, который, помимо прочего, написал убойную комедию «Быстрые стволы», а затем её сиквел «Дави на газ!» — да, у Шерфиг была отличная компания. Однако прорывом датской постановщицы стала драма «Воспитание чувств», благодаря которой мир узнал о существовании британской актрисы Кэри Маллиган. Шерфиг набирала баллы, попутно теряя иронию, присущую её фильмам на заре карьеры. Проблески оставались, но недавние «Их звёздные полтора часа» смотреть без носовых платков было невозможно. Экранизация бестселлера о съёмках пропаганды для британских войск во время Второй мировой была благосклонно принята критиками и зрителями, знать не знавшими о «Догме» в карьере постановщицы. Теперь Шерфиг выносит на суд свою, пожалуй, главную работу — кино, которое будет восприниматься исключительно в рамках 2019 года. Чтобы в будущем оценить «Реальную любовь в Нью-Йорке» (в оригинале The Kindness of Strangers), надо будет помнить одну из главных повесток нашего времени и то, что где-то в 2017-19 годах женщины получили голос благодаря движениям MeToo («Я тоже») и Time’s Up («Время вышло»). Говорить о домашнем насилии с экрана не прекращали, но только сейчас этот разговор переходит и в жизнь. Для тех, кто задается вопросом «а что же они не уходят», когда речь идет о жертвах абьюза (русское слово «насилие», к сожалению, не выражает всю меткость англицизма, вобравшего в себя как физическое, так и вербальное и психологическое издевательства), и снята «Реальная любовь в Нью-Йорке». Шерфиг ставила его по собственному сценарию и максимально приблизила к «Итальянскому для начинающих». «Почему ты похожа на шпионку?» — спрашивает десятилетний Энтони свою очень молодую мать, глазастую и круглолицую блондинку Клару (Зои Казан), когда та возвращается в дизайнерском платье и очках из универмага. Кларе нечего ответить, потому что вещи эти она украла. И вообще, у неё есть более важное дело: куда-то запропастился малыш Джуд, за которым не уследил старший сын. Клара с детьми пытается выживать в Нью-Йорке. Несколько дней назад она с первыми лучами солнца увезла детей из дома в Буффало, где жила с мужем-полицейским. Ричард (Эсбен Смед — один из немногих скандинавов в этом фильме) бил Энтони и начал поднимать руку на младшего ребёнка. Пока Клара с детьми мечется в поисках крыши над головой, Джефф (Калеб Лэндри Джонс в неожиданно положительном амплуа) теряет работу — одну за другой. Малооплачиваемую, чёрную, но теряет. У него руки-крюки, и за что бы он ни взялся, всё из них валится. Чуть лучше у Джеффа получается раздавать пищу бездомным при церкви — там он знакомится с добросердечной Элис (Андреа Райзборо играет практически бескрылого ангела), а когда его полумертвого забирают с улицы в больницу, ему снова представляется второй шанс. Дело в том, что Элис настолько одинока, что всю свою жизнь посвящает помощи. Работает в больнице медсестрой, ведёт группу поддержки в церкви, волонтёрит в столовой для бездомных. В группе у Элис есть адвокат-неудачник Джон Питер (Джей Барушель) и его друг Марк (Тахар Рахим, успешно уворачивающийся от ролей стереотипных арабов в англоязычных проектах). Недавно Марк пережил несколько личных трагедий, но зато совершенно случайно устроился на работу в русский ресторан, который содержит импозантный русский Тимофей (Билл Найи, он же продюсер фильма). У него тоже голова болит: в ресторане дерьмовое меню, надо найти музыканта на контрабас-балалайку в группу, да и русский акцент поддерживать непросто. Постепенно Шерфиг сводит всех героев в одну точку — тот самый русский ресторан. Это завешанное вымпелами с Ильичом место ужасно выглядит, зато люди в нём работают милые и симпатичные. Название фильма — из пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"», героиня которой вечно зависела от доброты незнакомцев. Зная это, нетрудно представить развитие событий. Люди, которые кажутся близкими, отвергнут Клару, но совершенно сторонние люди примут участие в её жизни. Куда идти, когда твой муж-абьюзер — полицейский, и все его друзья с радостью будут свидетельствовать против тебя? Не бил, не измывался, хороший человек, прекрасный коп, лучший товарищ. Муж Клары прописан пунктиром — мы понятия не имеем, почему он стал таким, но Шерфиг этого и не надо. Ей важно показать, что происходит, если жертва принимает решение уйти. И она отправляет героиню Зои Казан с двумя детьми в огромный город накануне зимы. Улыбка постепенно исчезает с лица доброжелательной домохозяйки, которая работала первый и последний раз в 17 лет, а потом встретила будущего мужа и села воспитывать детей. Казан в этой роли великолепна, в её игре нет ни единой фальшивой ноты. Шерфиг очень везёт с актрисами, или же актрисам везет с ней: Маллиган номинировалась на «Оскар» за «Воспитание чувств» — может, киноакадемия заметит и Зои Казан. «Её героиня сильнее, чем она сама думает», — сказала постановщица на пресс-конференции. Шерфиг также отметила, насколько сильно развита благотворительность в США, и как совсем обычные люди принимают участие в помощи совершенно незнакомым и нуждающимся людям. И потому Нью-Йорк у Шерфиг получается не городом мечты и не каменными джунглями, где трудно выжить, а живым организмом. Может быть, конечно, потому, что частично его снимали в Торонто. Социальные драмы — конёк европейского кинематографа. У англичан они получаются особенно хорошо. Но «Реальная любовь в Нью-Йорке» — тот случай, когда Европа слилась с Америкой, и получилось мелодраматичное, но ироничное кино с чётким посланием: слабым надо помогать. Банально? Но что может быть банальнее любви и доброты, а на них стоит мир. Если говорить о художественной ценности фильма Шерфиг, то здесь, конечно, будет несколько печальная картина (об этом вам расскажут кинокритики в других изданиях), но, кажется, иногда нужно придавить в себе кинокритика, чтобы признать необходимость существования подобных фильмов. Нужно, чтобы банальные и важные вещи проговаривались вот так — с хорошими актёрами и мастерской постановкой (фильм ни разу не даст вам заскучать), тогда они лучше запоминаются. PS Отдельно стоит отметить исполнение песни House of the Rising Sun на русском языке, превратившейся в песню «Есть город славный Волгоград». Сразу было понятно, где в зале сидят русские журналисты. Источник: kinoafisha.info
|
19 Декабря 2019 0