Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Сторож» |
![]() Влад (его играет сам Быков) работает сторожем в закрытом на зиму пансионате. Однажды ночью в его ворота влетает машина с пьяной женщиной за рулем. Нарушительница спокойствия принимает сторожа за маньяка и начинает бегать от него по всей территории, снося по дороге стулья и разбивая посуду. Наутро Вера (Алла Юганова) приходит в себя. Выясняется, что она не одна: вслед за ней в пансионате появляется ее муж Стас (Владислав Абашин), взвинченный мужчина с пачкой пятитысячных купюр. Пара просит сторожа спрятать их хотя бы на пару дней. От кого и почему они бегут, Стас не объясняет, но Влад и не спрашивает. У него свои проблемы, и за ним тоже могут прийти в любой момент. Палитра Быкова не меняется. Из всего многообразия цветов он по-прежнему предпочитает серый и черный. Погода — вечное ненастье, небо — низкое, температурный режим — собачий холод. Главный герой закован в зимнюю куртку, как в броню, а его новые знакомые постоянно кутаются в пальто. Идеально подобрана локация. Реальный советский санаторий, найденный в Рязанской области, выглядит не только заброшенным, но и затерянным — во времени и пространстве. На этом сумрачном фоне, как обычно, маются неприкаянные герои, причем впервые в полнометражных фильмах Быкова (сериалы в расчет не берем) одну из главных ролей в его сугубо мужском мире получает женщина. Помнится, еще после выхода «Завода» критики рассуждали о Быкове как о певце маскулинности. Ну вот вам ответ: персонаж женского пола в авторском универсуме режиссера ничем не отличается от персонажей мужского. Если раньше Быков рассказывал о «дураках», которым вечно больше всех надо, то теперь к ним присоединилась еще и «дура», такая же мятущаяся и страдающая. В «Стороже» — о, чудо — есть даже любовная линия, но откровенные эпизоды решены весьма целомудренно. Как только герои начинают целоваться, камера смущенно уходит на качающуюся на окном голую ветку — а потом, после монтажной склейки, возвращается уже к уставшим скрюченным телам. В этом кинематографическом пространстве нет места для сексуальной радости. Здесь правит страдание. Откуда оно берется — главный вопрос и главная проблема картины. В «Майоре», «Дураке» и «Заводе» над персонажами дамокловым мечом нависала социальная несправедливость, порядок вещей, при котором отсутствие бунта оборачивается бесконечным унижением, а сам бунт — трагической гибелью. С таким мировосприятием охотно солидаризовалась массовая аудитория, в ежедневном режиме наблюдающая вокруг себя то же самое. Но троица из «Сторожа» не включена ни в какую социальную цепочку или систему. Чтобы не раскрывать всех сюжетных поворотов фильма, скажем только, что их долги — частные, а вина — личная. Они ощущают себя проклятыми изнутри, а не снаружи. По сути, все трое — маски одного и того же человека, своего ранимого автора, наделенного почти лермонтовским ощущением тотальной бесприютности. «Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей». Для публики это неудобная правда. Пока Быков снимал свои реалистичные притчи с полицейскими и сантехниками, казалось, что он, отважно размахивая увесистым талантом, воюет с их помощью за лучший мир. На самом же деле ему, как и многим большим русским художникам до него, будет тошно даже в раю. От зрителей просмотр «Сторожа» потребует определенной работы, переживать за его героев куда сложнее, чем, например, за заводских работяг, решившихся похитить олигарха. На показе картины на «Кинотавре» аудитория просто ушла в отказ, не проявив ни сочувствия, ни симпатии. В моменты, которые режиссер явно задумывал как драматические, в зале раздавался хохот — такой реакции на фильмы Быкова раньше не было никогда. И тем обиднее, что «Сторож», по всей видимости, — самое личное произведение режиссера, радикальный творческий акт, похожий на ту операцию без наркоза, которую в кадре с помощью ножей, вилок и ведра с хлоркой делает один из главных героев. Пациент, кажется, так и не сказал за нее спасибо. Вряд ли это скажет и зритель, рассчитывавший получить от Быкова очередную порцию откровений про русскую жизнь. Но если заявленный в заглавии и сыгранный режиссером сторож что-то и охраняет, так это вовсе не пансионат, а право быть отшельником, мастером своего дела и проклятым поэтом в одном лице. Будем милосердны. Это право он давно заслужил. Источник: kinoafisha.info
|
24 Октября 2019 0
Рецензия на фильм «Троица» |
![]() Университетская преподавательница Марго (Ян Гэ) влюбляется в темнокожего студента Антона (Георгий Бликштейн) и собирается бросить ради него своего мужа Джорджа (Андрей Курганов). Однако тот не хочет отпускать супругу и продолжает надеяться на возобновление отношений. Ситуация осложняется религиозностью Джорджа, инфантильностью Антона и восточным воспитанием Марго. Героиню не учили прислушиваться к собственным желаниям, и поэтому даже когда модный психолог (феерический выход Одина Байрона) советует ей делать только то, что хочется, она все равно сомневается: а надо ли? Ян Гэ – фигура для российского кинематографа необычная. Китаянка, которая после школы уехала из родной страны в Россию, поступила во ВГИК, закрепилась в труппе «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова и даже дошла до финала в телешоу «Голос», заслуживала самого пристального внимания со стороны режиссеров, а получила статус, которому не позавидуешь: ее просто звали во все проекты, где нужно было эпизодическое азиатское лицо. Неудивительно, что актриса в итоге сама занялась режиссурой. «Троица» - уже второй ее фильм после автобиографического «Ню», получившего в 2018 году приз на Московском кинофестивале. Правда, дебютная картина, несмотря на похвалы критиков и жюри, так и не вышла на экраны. Судьба «Троицы», к счастью, сложилась удачнее: фильм показали в конкурсе «Кинотавра» (он остался там без наград), а потом купили для проката. Ян Гэ в качестве режиссера проделывает то, на что неспособны отечественные авторы: она полностью освобождает свое кино от географических и этнических рамок. Действие разворачивается в неназванном мегаполисе, который с равным успехом может быть как Москвой, так и Берлином или Нью-Йорком. У всех персонажей – разное происхождение и разный цвет кожи. Это, конечно, декларативная универсальность, и тут поневоле задумываешься о том, как много теряет отечественный кинематограф, когда жестко привязывает образ ко внешности. Герой, маркированный как «иностранец» или «нерусский», - почти всегда «другой», «чужой». Для Ян Гэ этих границ не существует, для нее все персонажи фильма – свои, и все на равных. Эта свобода проявляется и на других уровнях. Фильм как-то по-нездешнему оголяет чувства и эмоции персонажей, и даже нарциссическую любовь Ян Гэ-режиссера к Ян Гэ-актрисе не получается записать в недостатки: крупных планов лица и других частей тела главной героини тут очень много, но все они, в общем, к месту. Однако со сценарием та же самая раскрепощенность сыграла злую шутку. Вероятно, авторы задумывали фильм как серьезное высказывание о женщине XXI века и треугольнике Карпмана («жертва – преследователь – спаситель»). Но результат вышел другим. «Троица» совершенно не работает как драма, потому что невозможно сопереживать людям, чьи образы созданы настолько гротескно и чьи жизненные проблемы сведены исключительно к любовному треугольнику, участниками которого они стали. Зато она прекрасно работает как фарс: в ней есть уморительно смешные эпизоды, и это не только поход семейной пары к психологу. Тут еще надо отдельно отметить, что картина существует в двух версиях: одна – с оригинальным звуковым рядом, где все герои говорят на английском, вторая (ее и покажут большинству) – дубляж, где половина персонажей говорит по-русски с акцентом. В первой, возможно, действительно осталось что-то драматическое, но ближайший аналог второй – «Комната» Томми Вайсо, самый дилетантский фильм всех времен. То есть реплики звучат настолько плохо, что зрителю в какой-то момент становится даже хорошо: фраза Джорджа «Что мне делать с моим членом?» имеет все шансы стать нашим «Oh, hi Mark!» или «Anyway, how is your sex life?». Комплимент, конечно, сомнительный, но почему бы и нет? «Комнату» знают и помнят – в отличие от десятков фильмов, снятых голливудскими профессионалами. Иногда честно и с размахом любить себя в искусстве все-таки бывает полезнее, чем скромно любить искусство в себе. Источник: kinoafisha.info
|
24 Октября 2019 0
Рецензия на фильм «Мысленный волк» |
![]() Мысленный волк — богословское понятие из молитвы Иоанна Златоуста, которое Валерия Гай Германика использовала и раньше, когда писала песню для группы «Смысловые галлюцинации». Это бездна внутри каждого человека, все наши темные страхи, которые выходят наружу, если мы им поддаемся. Режиссер вдохновлялась еще одной мини-историей, которую услышала от сестры: однажды та шла по дороге, и за ней шел волк. «Я подумала, что это очень символично для человека», — объяснила Германика. Сценарий она заказала прославленному Юрию Арабову о том, «как люди тысячелетиями рождались и умирали, но эти тысячелетия проходят за одну секунду перед лицом вечности». Арабов сценарий написал, и он вышел удивительно старческим, с диалогами в стиле детских советских фильмов, со всеми этими «Чо-чо — через плечо и горячо!», с маловразумительной христианской символикой вроде пролога с похоронами, снятыми наоборот. Германика утверждает, что ничего не могла с этим сделать, никак изменить — сценарист отказывался что-то менять, потому что так рушилась вся конструкция. Зато можно было менять операторов, не понимающих материала, что Германика и сделала, пригласив в итоге на досъемки Морада Абделя Фаттаха, ответственного за большие коммерческие проекты вроде «Золотой Орды» и «Желтого глаза тигра». Именно ему принадлежит идея открывающей сцены, снятой одним кадром, дискотеки (один из самых интересных и забавных моментов фильма) и пришествия могущественной силы, от которой весь дом сотрясался, словно в преисподней. Ужаса добавила и музыка Игоря Вдовина, окончательно превратившая картину в мистический хоррор. Проблема в том, что Германика категорически настаивает: она не снимала хоррор. «Если бы это был хоррор, я б все сделала по-другому. Мне этот жанр неинтересен». Увы, но получился именно он, причем максимально нелепый, тот самый, в котором героев хочется сразу же убить, потому что они ведут себя как клинические идиоты. У дочери отчего-то нездоровая фиксация на волках и поведение клиента психиатрической клиники: она не в курсе, что ее сын умеет ходить, стегает мать ремнем, крушит посуду. Ей безразличен ее ребенок, так же как она безразлична своей матери. Этот триггерный для многих момент обрамлен беспомощными искусственными репликами, действиями и нагнетающим музыкальным рядом, отчего все скатывается в абсурд и дешевый треш. Появление волка — страшного мифического зверя — убито кошмарной компьютерной графикой, вызывающей смех, а не ужас. Мы ждем наше русское мохнатое чудовище — Германика же вводит египетского Анубиса, поскольку «Князь мира сего может представать в разных образах — волка, собаки или прекрасного ангела». Режиссер считает, что визуал волка не важен и не меняет смысла, и это большая ошибка, потому что в истории, которую она рассказывает, для каждой детали важна именно визуализация и форма. А с этим у «Мысленного волка» все очень беспомощно. Такой же была и пресс-конференция картины, на которой Германика постоянно отшучивалась, троллила и отказывалась что-либо объяснять, мотивируя тем, что публика должна сама посмотреть и все понять. На все вопросы и предложения (кто-то увидел в фильме вариацию Красной Шапочки, кто-то пытался разобраться в прологе, кто-то — обсудить тему мужчин-ничтожеств) Германика отвечала: «Надо меньше пить». В итоге история о метафизическом волке, сидящем внутри каждого из нас, с нескольких попыток снятая Валерией Гай Германикой, обернулась дешевым сказочным ужастиком. Источник: kinopoisk.ru
|
17 Октября 2019 0
Рецензия на фильм «Девушки бывают разные» |
![]() Жанр травести в российской культуре – поле едва осмысленное. Ещё в советское время переодевание мужиков в балерин и исполнение ими в таком виде танца маленьких лебедей было гвоздём вечеров самодеятельности и ни с чем не ассоциировалось. Миллионы советских зрителей совершенно не просекали, что, например, театр во французской комедии «Не упускай из виду» – театр трансвеститов. Где-то рядом, кстати, и бешенная популярность фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!». Даже в 1990-е, когда вроде бы все всем стало ясно, юмористический телеконтент все равно продолжал в качестве основного блюда держать травести-номера («Каламбур», «Городок» и «Осторожно, модерн»). Этот странный факт инфантильного отношения к столь экстравагантной форме комедии в стране, где на тему в целом смотрят с большим, мягко говоря, скепсисом, покоится где-то между парадоксом и закономерностью. Что ж, новый фильм Сарика Андреасяна «Девушки бывают разные», напрямую относящийся к комедии положений с переодеваниями, кажется, совсем свободен от какого-либо осмысления как самого жанра, так и культурологического контекста, в котором данный жанр у нас существует. И это не удивительно. Кинематограф Андреасяна – чистый лист, нулевая, если хотите, степень письма. Его режиссура освобождена от элементов ремесленнической выделки, а его одноплановые герои совершенно свободны от оков истории во всех возможных ее проявлениях. «Девушки бывают разные», задумывавшиеся как отдаленное продолжение успешной в прокате ленты «В спорте только девушки», существуют, казалось бы, во вполне определенном жанровом поле со своими традициями и приемами. Но, как и другие фильмы этой команды, из-за клипового, монтажного мышления автора (элементарно недодерживающего заявочные планы до удобоваримой длины) и антиинтеллектуального подхода к делу перестают иметь отношение к какой-либо традиции вообще. При этом Андреасян, со всеми своими неизменно нелепыми атрибутами очень точно отражает состояние российского общества, застывшего между советским и так до сих пор не нащупавшим русское. Наверное, ничего лучше не являет этот огромный мультикультурный (читай «без») пузырь пустоты сегодняшней России, чем трое молодых, не особо известных актеров, выходящих на берег Мексики из звеняще-голубого океана в нелепых женских нарядах под трек Тимати и Natan'a «Дерзкая» в фильме российского режиссера армянского происхождения. Это, в общем, еще как завораживает. Источник: kinoafisha.info
|
11 Октября 2019 0
Рецензия на фильм «Болевой порог» |
![]() Главная проблема фильма в его героях. Трудно представить категорию вменяемых зрителей, у которых нахальный сынок прокурора и его компашка вызовет изначальную симпатию. Более того, сценарий не позволяет им проявить человечность. Для того, чтобы в истории было за кого переживать, создатели прибегают к запрещённому приёму. Вводят в сюжет персонажей ещё более неприятных. Москвичи встречают Владимира (Олег Фоман) и его банду. Отморозок Владимир сначала упёк своего младшего сына Алексея (Григорий Чабан) в тюрьму, а потом с подельниками организовал его побег. Владимир с корешами планирует идти к границе, тогда они и встречают заплывших не туда москвичей. Абсолютно отмороженная логика бандитов оттеняет ничем не подкреплённую самоуверенность москвичей, поэтому последние вроде бы даже выглядят человечно. Тем не менее, исход этого лесного противостояния не то чтобы очень интересен, по-настоящему сопереживать кому-то не получается. Вся драматическая линия превращается в дуэль идиотов со сниженным инстинктом самосохранения и отморозков с бесчеловечными «понятиями». Отсутствие эмоционального центра фильм не может полностью компенсировать, хотя пытается. В частности, похвалить стоит и операторскую работу, изобразившую невероятно красивый Алтай, и несколько классно сделанных сцен, но всего этого не достаточно, чтобы исправить ошибки слабого сценария. Не идёт на пользу и сравнительная мягкость тона. От фильма с названием «Болевой порог» ждёшь, что неприятности героев перерастут в ощутимые физические страдания. Но на самом деле в фильме никому особо не больно, ну так, помёрзли немного, головой о камень ударились, если кто-то умирает, то умирает сразу. Возможно, уклон в хоррор был бы уместен и смог бы несколько расшевелить эту инертную и безжизненную историю. Тем не менее, фильм выполняет по крайне мере одну задачу – рекламы Алтая. После просмотра фильма хочется самостоятельно посетить эти места, только заранее оповестив МЧС, взяв опытного гида и полную аптечку первой помощи. Источник: kinoafisha.info
|
10 Октября 2019 0