Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Время монстров» |
В кругу поклонников жанрового кино (и хорроров в частности) принято стонать о том, что новых идей нет, все концепции либо хорошо изучены, либо вусмерть заезжены, а надежды на лучшее нет. Есть, конечно, в этом нытье и доля правды. Но необычные, подчас даже экспериментальные картины всё-таки выходят. И фэнтезийный фильм ужасов «Время монстров» (The Head Hunter) - яркое тому доказательство.
Мало кто понимал, чего там насочинял и наснимал молодой режиссёр и сценарист Джордан Дауни. В синопсисе говорилось только о том, что некий охотник на монстров долгие годы зачищал окраины средневекового королевства от чудовищ, а параллельно искал следы твари, убившей дочь. Могло показаться, что нас ждёт кино о трудовых буднях прямого аналога ведьмака Геральта. И так оно и вышло. «Время монстров» - это предельно минималистичное зрелище и нестандартная история про охотника на монстров. Как мы все знаем, высокобюджетный кинематограф всегда показывает героев, спасающих мир от вечной тьмы, за работой. Крутые мужики и воинственные девы кромсают разнообразных тварей направо и налево, купаются в горячей крови поверженных врагов. Но чем они занимаются в повседневной жизни? Даже лучшие воины рано или поздно возвращаются домой и занимаются повседневной рутиной. И вот Джордан Дауни снял фильм как раз об этом. «Время монстров» неслучайно идёт чуть меньше 72 минут: ради экономии и без того несущественного бюджета авторы пошли на очень смелый поступок и... сняли хоррор про битвы с нечистью без битв с нечистью. Любимый художественный приём создателей - «Закадровый момент крутости»: мы прекрасно понимаем, что главный герой по зову рога поскакал на бой с очередной мерзопакостной тварюгой, но саму битву не показывают! И вот, всего спустя минуту, воин возвращается домой израненный, перемазанный кровью с ног до головы, в изодранной в клочья броне. Понятно, что современному зрителю, приученному к каше из пикселей и подробному объяснению всего на свете, воспринимать «Время монстров» будет очень сложно. Но перед нами, пожалуй, один из лучших представителей условного поджанра «мужского кино»: Кристофер Рай отыгрывает роль с непробиваемой серьёзностью и с лёгкостью вытягивает на себе весь этот театр одного актёра. Суровый бородатый мужик рубит дрова, варит целебное зелье, швыряет отрубленные головы нелюдей на пол в избе, насаживает их на колья, точит меч... Короче, занимается реальным делом. Неудивительно, что диалогов тут и вовсе нет. Но вот какая штука. Вдоволь насмотревшись на простую и понятную бытовуху, полную деталей и мелочей, ты постепенно начинаешь верить в реальность по ту сторону экрана. Да, в картине практически нет экшена, а тот, что есть, никак не назвать выдающимся. Но этот тот редкий случай, когда кино целиком и полностью выезжает на одних только крутейших концепции и атмосфере. И пускай финальный твист угадывается за километр и отдаёт банальщиной, он всё равно здорово выносит мозг и заставляет вздрогнуть. Пока рано делать прогнозы, но уверен, что Джордана Дауни ждёт светлое будущее в сияющем глянцевом Голливуде. А мы в кои-то веки получили по-настоящему необычный фильм ужасов, который не стыдно обсудить в фанатском сообществе. «Время монстров» нельзя пропускать, если вы продолжаете наивно верить в светлое будущее страшного жанра. Источник: fatcatslim.ru
|
01 Мая 2019 0
Рецензия на фильм «По воле божьей» |
Набожный Александр почти случайно узнаёт, что священник Бернард Прейна, когда-то домогавшийся его, всё ещё работает с детьми. Он пишет кардиналам и прочим епископам с просьбой разобраться в ситуации, но его лишь кормят обещаниями: мол, да, это ужасно, но ничего поделать не можем. Сам священник-педофил при встрече вроде бы и раскаивается, но постоянно заявляет, что он тоже, представьте себе, жертва и вообще больной человек. Александр начинает информационную кампанию против такой несправедливости, которую вскоре подхватят Франсуа и Жиль — незнакомых людей объединяет общая травма. Вместе они намерены добиться суда над Прейна и всеми, кто покрывал его преступления.
Стоящие в опасной близости слова «Франсуа Озон» и «фильм про педофилию в католической церкви» с ходу вызывают вполне определённые образы и самые разные домыслы. Очень интересно было посмотреть, как именитый режиссёр будет работать с настолько щепетильной темой, где легко уйти в эмоциональную манипуляцию, а любое неверное движение может звонко отозваться в сердцах общественности. От провокатора Озона ждали чего угодно — ехидности, откровенности, избыточности, трансгрессивных движений и громкого протеста. Но мало кто ждал, что режиссёр пойдёт в диаметрально противоположную сторону (что в своём роде, конечно, тоже протест) — к сухому академизму и отстранённому взгляду а-ля оскароносный «В центре внимания», чей постер Франсуа так ненавязчиво повесил на стену в своём фильме. Причина такой холодности, видимо, в том, что изначально «По воле божьей» задумывался как фильм неигровой, безупречной журналистской документалистикой, призванной сорвать покровы с проблемы, о которой все знают, говорят о ней и шутят, но делать ничего не хотят. По каким-то причинам идея не выгорела, фильм снимали уже вполне себе постановочным, но документальная интонация, структурность и некоторая авторская дистанция сохранились. «По воле божьей» — это попытка беспристрастно и объективно рассказать о событиях и людях, которые должны трогать и цеплять за живое сами по себе, без активного включения сверху. Идея понятная и даже логичная, но, к сожалению, едва ли в игровом кино работающая — драма героев натурально сильна, но в абсолютно управляемом пространстве фильма они так и остаются говорящими головами, муторно и нудно дискутирующими на острые темы. Во всём том же «В центре внимания» академизм был мерой необходимой — фильм рассказывался с точки зрения журналистов, которым по долгу работы надо действовать (или хотя бы стараться действовать) с холодной головой. Озон же помещает нас среди жертв и личных трагедий, но сам смотрит на них сквозь двухстороннее стекло, не позволяя толком ни себе, ни зрителю почувствовать боль, гнев и многолетние обиды. Он намеренно отсекает всякую выразительность, строит фильм как бы из кусочков «настоящей жизни», очень опосредованно связанных драматургией, и даже в самые надрывные моменты предпочитает не приближаться к героям слишком сильно. Несмотря на все старания актёров, для фильма они так и остаются статистами, не людьми с чувствами и страхами, а удобными трансляторами антиклерикальной «сути» — оправданной и правильной, но уж очень безжизненной. «По воле божьей» остаётся очередным криком в пустоту, социальным плакатом, говорящим о том, что все и так, в общем, знают. При всей угрюмой серьёзности и журналистских амбициях в решении проблемы он вряд ли будет эффективнее любой дурацкой шутки или задорной песни про священников-педофилов. Озон рассказывает историю очень смелых людей, но сам даже вполовину не так смел: он будто ждёт, что материал всё сделает за него, и надеется выйти сухим из воды. А ведь именно здесь манипуляция, может, и не помешала бы. Источник: film.ru
|
01 Мая 2019 0
Рецензия на фильм «Букашки 2» |
«О Санта-Мария Гваделупская!» — могли бы не раз воскликнуть герои мультфильма, тем более что на дефицит поводов жаловаться не приходится. Но не восклицают. И дело тут не в бессловесности (общение в «букашечном» франчайзе традиционно строится на пантомиме и отдельных звуках), а в стойкости: удалой капитан летучего корабля сохраняет самообладание, даже когда его проглатывает акула. И после проглатывания — тоже: в отличие от библейского пророка Ионы с его китом, не ждёт милостей от высших сил или природы, а берёт их сам. Прямо-таки образец для подражания — пушистый сантиметр отваги, смекалки и эстетства.
Здесь вообще много ролевых моделей и поводов для размышлений. Мультфильм рассказывает историю про семью, дружбу, любовь — и защиту природы. Этакий «Аватар» в миниатюре. Причём природоохранный посыл базируется на конкретном реальном факте: Гваделупа действительно сильно страдает от вырубки лесов. Горькая ирония: Христофор Колумб назвал свежеоткрытую землю Санта-Мария-де-Гваделупа-д'Эстремадура в честь испанского монастыря и его небесной покровительницы, но люди относятся к ней не как к храму, а как к мастерской и источнику прибыли. Помимо незатейливого противостояния насекомых-аборигенов с людьми-бизнесменами привлечь внимание к природе призвана её красота: камера смакует пейзажи, порой доходя чуть ли не до медитативности. Помогают делу яркие краски и экзотичность: из снежной Франции некоторые герои переносятся на Карибы. А банда злодеев за кадром отправляется в Пекин — каков подарочек! Кстати, весьма заметно, что сиквел делался в кооперации с Поднебесной: помимо китайского пункта назначения в сюжете появились китайский магазин и вроде бы китайская подлодка. С предположительно китайскими муравьями на борту — если к ним вообще применимо разделение по национальному признаку. Вот языкового барьера у них точно нет: когда случается беда, насекомые по всему миру обмениваются сигналами, напоминая собачий перелай из «101 далматинца». И не уступая ему в трогательности. Что удалось авторам в меньшей степени, так это завязка романтической линии. Вдобавок не всегда легко различить двух божьих коровок — родителя и ребёнка. Повторение сюжетных ходов из первого фильма — с мухами-«байкерами», злобными красными муравьями, вожделенной коробкой сахара — смотрится скорее ностальгично, чем шаблонно. К тому же мухами и муравьями антагонистический список не исчерпывается: есть тут и экзотичные богомолы с пауками, и главная угроза всему живому — люди. Да, теперь люди не просто фон для микроэпика, а полноценные участники событий. Увы, пользы от них обычно меньше, чем от таракана. Особенно если учесть, что ползучий усач прямо помогает божьей коровке, дополняя тему взаимовыручки без оглядки на видовые и прочие различия. «Букашки 2» щеголяют общедоступностью: возрастной рейтинг — «0+», а что касается отсутствия слов, то, например, знаменитые Том и Джерри тоже почти всегда обходились без них. Однако хронометраж составляет полноценные полтора часа, не все темы и отсылки могут быть понятны самым маленьким, да и персонажи менее привычные, чем антропоморфные коты с мышами. Поэтому перед походом в кино с детьми имеет смысл дать оным на пробу эпизод-другой сериала — благо за тринадцать лет эпизодов накопилось достаточно и они миниатюрны под стать своим героям, то есть длятся по пять минут. «Фантастических тварей 2» некоторые упрекали в том, что главная фантастическая тварь там — Гриндевальд, а на волшебных животных сюжет подзабил. «Букашки 2» восполняют нехватку диковинной живности и утешают тех, кому в 11 лет не пришло письмо из Хогвартса или Колдовстворца: на замену лечурке Пикетту выходит палочник (кстати, палочников тоже можно держать дома), компанию ему составляет ещё множество ярких интересных существ. Мультфильм показывает красоту и разнообразие природы — и напоминает, как важно её защищать. Ньют Скамандер бы одобрил. Источник: kg-portal.ru
|
01 Мая 2019 0
Рецензия на фильм «Мстители: Финал» |
Новые «Мстители» оказались в положении, которое в страшном сне не снилось даже самым громким и ожидаемым блокбастерам последнего, не знаю, века (на память приходят только седьмые «Звёздные войны», но и там ситуация попроще). Вместе с огромным почтением к фильму за само его существование — не каждый верил в способность Файги и команды поставить точку (ну или хотя бы жирную запятую) в их грандиозном замысле — идёт ещё более внушительный груз ответственности. Минное поле из теорий и сюжетов, которые в представлении зрителя легко могут оказаться интереснее того, что они в итоге увидят: у фанатской фантазии был целый год, чтобы успеть нехило разыграться и построить самые безумные ожидания.
Весь прошлый опыт Marvel здесь работает музыкальным резонатором — усиливает любое попадание «Финала», но и каждую неверную ноту делает громче и мучительнее. Фильм вообще легко представить как ультимативный сборник всех достоинств и недостатков киновселенной, что вместе аккумулируются в трёхчасовую эпопею. Из первого — привычный драйв и занятная игра с характерами, одномерная, но эффектная выставка народных достижений, где каждый «крутой» герой выглядит ещё круче, но и каждый скучный пуще прежнего норовит высосать всю радость из экранного пространства. Из второго — чересчур явная социальность (есть, например, безобразный кадр, где все супергероини выстраиваются в шеренгу, чтобы показать, что они тут, да, присутствуют) и обидно малое внимание к экшеновой выразительности. Для блокбастера невиданных раньше масштабов «Финал» выглядит не то чтобы дешёво, но и не особо-то впечатляюще: Disney вообще стали сильно экономить на CGI и эффектных постановщиках. После «Войны бесконечности», нашедшей свежую интонацию в пределах MCU, «Финал» может показаться даже немного регрессивным — ничего нового и слишком неожиданного он показать не пытается. Но так, в общем, и должны работать хорошие финалы хороших сериалов (чем, несомненно, киновселенная Marvel и является): обобщать и подытоживать, не усложнять, а упрощать и без того перегруженный событиями и героями нарратив. Потому так важно было найти режиссёров вроде братьев Руссо — обстоятельных ремесленников, способных с горячим сердцем и холодной головой распутать гигантские амбиции мегасюжета. Они мерно отсчитывают конфликты и с математической точностью манипулируют вводными (а через них и зрителями), из перегруженного «дано» выводят довольно стройное «решение». Ни одного из героев, к которым за 11 лет не успели прикипеть разве что самые циничные зрители, здесь не обделят вниманием, подведут все нужные черты и итоги: от каждого, как говорится, по способностям, каждому — по катарсису. Обидно разве что за Таноса, которому на этом празднике жизни места совершенно не нашлось — колоритный антагонист из «Войны бесконечности» с хоть какой-то своей философией (пускай и глуповатой) стал типичным злодеем-однодневкой с абсурдными деструктивными планами, чья живость ограничилась той самой отсылкой к «Гладиатору» из трейлеров. Зато всех забытых тут обязательно вспомнят, все старые нарывы откроют в последний раз: «Финал» проходит по своеобразной аллее славы, цитирует целые сцены и без всяких зазрений совести занимается откровенным фансервисом. Впрочем, делает это в основном талантливо и умеренно остроумно (хотя есть и один истерически-смешной гэг). Да и странно было бы ругать его за слишком сильную тягу к ностальгии — Marvel заслужили небольшое самолюбование, и фанаты ему только рады. Остальное, в общем, не так важно — не те цели стоят перед фильмом, чтобы всерьёз критиковать его за отсутствие оригинальности. При этом, несмотря на явный перевес сверхзадачи над самой историей, «Финал» удивительно строен драматургически. Пускай, за исключением деталей, развязка всем более-менее ясна (особенно со знанием того, какие там сиквелы уже запущены в производство), живой саспенс никуда не уходит — благо, сценарные биты расставлены со всё тем же академическим чутьём. В лучшие моменты фильм заставляет забыть о том, насколько он важен в больших контекстах, насколько это эпохально, огромно и невероятно, освобождается от всех эмоциональных надстроек и даёт пережить историю с почти детской непосредственностью. И детскими же вопросами в голове: не «Как они закончат историю, оставив место для сиквелов?», а наивным «Как герои с этим справятся и как им удастся спасти мир, если все вокруг злые и всё против них?». Для фильма такого размаха и такой информационной избыточности это, пожалуй, главная заслуга. Источник: film.ru
|
29 Апреля 2019 0
Рецензия на фильм «Игры разумов» |
Англия, 1870-е годы. Работа над составлением и редактурой Оксфордского словаря идет уже пятнадцать лет, но с большим скрипом — академики стремятся законсервировать язык в жестких рамках условной нормы. Дело сдвигается с мертвой точки, когда к нему подключается Джеймс Мюррей (Мел Гибсон) — полиглот, лингвист-самоучка без академического образования и, что самое ужасное, шотландец. Мюррей призывает фиксировать абсолютно все слова, бытующие в разных стратах и колониальных закоулках Великобритании. Волонтеры со всех концов империи шлют энтузиасту письма со словами и примерами их употребления в цитатах из письменных источников разных эпох, а самым необычным (и самым продуктивным) из добровольных помощников становится доктор Уильям Майнор (Шон Пенн). Мало того, что полезный волонтер — американец (это, возможно, даже хуже, чем шотландское происхождение Мюррея), так он еще и пациент психиатрической лечебницы: ужасы Гражданской войны сделали доктора параноиком, а затем и убийцей многодетного отца, которого Майнор ошибочно принял за преследователя...
«Игры разумов», конечно, не такой многострадальный проект, как Оксфордский словарь английского языка, но фильму в процессе производства тоже пришлось несладко. Гибсон приобрел права на книгу Саймона Уинчестера, по которой поставлена картина, еще в конце 90-х. Изначально он собирался снимать кино сам, но до истории подвижника-лексикографа и врача-параноика очередь так и не дошла — Мел угодил в опалу, а потом и вовсе перегорел с режиссурой, делегировав полномочия своему приятелю и соратнику Фархаду Сафинии, который в свое время помогал ему с постпродакшеном и маркетингом «Страстей Христовых» и сочинил «Апокалипсис». После долгожданного запуска фильма в производство проблем не убавилось — компания Voltage Pictures запретила Сафинии и Гибсону снимать в аутентичном Оксфорде, сославшись на то, что смета и так трещит по швам, поэтому работать пришлось в Ирландии. В результате Сафиния, возмущенный отношением продюсеров к картине, вообще сложил с себя полномочия и не участвовал в окончательном монтаже (в титрах вместо его имени значится псевдоним П. Б. Шемран). «Играм разумов», наверное, многое можно было бы простить с такой турбулентной предысторией, но, как ни странно, фильм выглядит достаточно убедительно, чтобы не проходить по разряду «лежачего не бьют». Познавательная и нарядная историческая драма старается выйти за рамки экранизации статьи в «Википедии», и чаще всего это ей удается — во многом благодаря Шону Пенну, на выделенном ему пятачке разыгравшего большую трагедию человека, который в полной мере осознает всю тяжесть своего безумия и жаждет искупления. Негаданный бенефис артиста маскирует большинство недостатков фильма Сафинии, но кое-что все же бросается в глаза, и прежде всего — стремление усидеть на двух стульях. Попеременно рассказывая две истории (Мюррея с его словарем и Майнора с его безумием), авторы (сам Сафиния, нанятый студией для окончания работы Тодд Комарники или ветеран Джон Бурман, тоже работавший над адаптацией книги Уинчестера — теперь уже не разберешься, кто больше виноват) теряют обе линии в точке их пересечения. Совместные сцены Пенна и Гибсона сильно уступают их сольным выходам, а картина теряет темп и становится похожа на наскоро смонтированную сокращенную версию солидного мини-сериала, который зачем-то решили выпустить в формате полнометражного фильма. В итоге «Игры разумов» не позволяют в полной мере прочувствовать ни героическое подвижничество Мюррея, ни трагическое сумасшествие Майнора — на ключевые моменты совместной истории профессора и безумца (кстати, так фильм в оригинале и называется — The Professor and the Madman) просто не хватает хронометража. Картина Сафинии четко делится на два фильма — скомканный академический триллер и чуть более внятную мелодраматическую историю искупления. Их пересечение, увы, оказывается актом взаимоуничтожения. Впрочем, главную идею все же удалось доставить в целости и сохранности: «Игры разумов» немудреным слогом призывают осознать важность языка во всех его проявлениях — от научного аспекта до проникновения во все сферы жизни, когда титаническая работа над многотомным словарем и способность сформулировать любовную записку из четырех слов становятся равноценными. И это совершенно справедливо. Источник: kinomania.ru
|
27 Апреля 2019 0