Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Побег из Претории» |
Тим Дженкин (Дэниэл Рэдклифф) и Стивен Ли (Дэниел Веббер) — два борца против апартеида. Совершив дерзкую акцию посреди людной улицы, они получают гигантские сроки и отправляются в одну из самых строгих тюрем ЮАР. Но исправляться по программе государства им не очень-то и хочется: поняв, что поблажек и скощённого наказания ожидать не стоит, друзья начинают готовить план побега. Сначала к ним присоединяется только заключённый по имени Леонард, однако потом в авантюру беглецов вписывается целая банда узников, обречённых гнить в Претории по политическим статьям.
Справедливости ради, главная причина, по которой о «Побеге из Претории» вообще — хотя всё равно очень мало — говорили, это участие Дэниэла Рэдклиффа. Лукавить не стоит: и концепт, и политическая подоплёка, и, наконец, съёмочная группа без звёздных имён (самые известные здесь — актёры Иэн Харт, как иронично бы ни звучало, из «Гарри Поттера» и Даниэль Уэббер из сериала «11/22/63») ещё до релиза обеспечили фильму репутацию заурядного ТВ-триллера со звездой, пустившейся во все тяжкие. Хотя вообще-то участие Дэниэла Рэдклиффа — вполне себе ярлык оригинального или по крайней мере любопытного кино. Посудите сами: в 2019 году — безбашенный exploitation «Пушки Акимбо», в 2017-м — эко-хоррор «Джунгли», в 2016-м — инди- трагикомедия о дружбе с трупом «Человек — швейцарский нож». Между ними, да и до них, впрочем, ролей тоже хватает. Но выборка ясна: Рэдклифф снимается в проектах, некоторые из которых на первый взгляд работают в рамках шаблонного жанрового кино, но на самом деле, напротив, пытаются эти рамки расширить. «Побег из Претории» абсолютно такой же. Здесь, конечно, есть политические мотивы и проблемы социального неравенства. Даже тюрьма, в которую попали герои, становится эдакой гипертрофированной моделью южноафриканского общества, где унижают темнокожих и репрессируют инакомыслие. Отсюда, собственно, и главный политический тезис «Претории»: побег — такая же форма социального несогласия, как протесты и бунты. Просто он нацелен не только на публичную демонстрацию слабых сторон власти (в случае тюрьмы — несовершенства, ошибочности системы и глупости охранников), но и на собственное физическое вызволение из угнетающей среды. Хотя долго фокусироваться на этом не хочется и нам, и создателям. Всё-таки «Побег из Претории» — прежде всего о жанре, о работе с его фишками. Тут снова как нельзя кстати появляется модель режиссёра-дебютанта, у которого чешутся руки использовать все технические приёмы, освоенные им за несколько лет профессии. Даже если они не особо и нужны. Фрэнсис Аннан раз десять задействует зональную оптику, заставляет камеру поворачиваться на 360 градусов, а ещё связывает все эпизоды ассоциативным монтажом. Это эпигонство (прежде всего — старым escape- movie и политическим триллерам), но эпигонство искреннее. Порой даже кажется, что его дебют открыто признаётся в любви творчеству Хичкока. «Претория» вообще построена на одном и том же приёме создания саспенса: деревянный ключ, который герой Тима Дженкина скрупулёзно вырезал десятки дней, застрянет в скважине в тот самый момент, когда надзиратель будет подходить к камерам; или, скажем, во время очередного обыска антагонисты вплотную подберутся к уликам. Хотя самый очевидный оммаж — открывающая сцена с бомбами, очень напоминающая кадры из хичкоковского «Саботажа». Но вот содержательно в «Побеге из Претории» обыграть архаичные ходы не удаётся. Сюжетно это обычный escape-movie, где герои медленно вырезают ключи к своей свободе. Размеренно и методично Тим и Стивен будут претворять план в жизнь, но столкнутся со всеми издержками классической истории о побеге — обысками, злыми надзирателями, разговорами о воле и несправедливости. И вот здесь уже у режиссёра фантазии оказывается меньше. Визуальное щегольство это, конечно, хорошо, но для идеального дебюта «Побегу» стоило бы самому перестать быть узником жанра. Источник: film.ru
|
03 Апреля 2020 0
Рецензия на фильм «Убийства по открыткам» |
Нью-йоркский коп с тридцатилетним стажем Джейкоб (Джеффри Дин Морган) переживает страшную смерть своей дочери, отправившейся со своим супругом в путешествие. Джейкоб последовательно самоуничтожается, упиваясь алкоголем, бывшая жена (Фамке Янссен) сначала винит во всем его, затем просит найти преступника во что бы то ни стало. Выясняется, что накануне случившегося журналист одной из местных газет получил от маньяка открытку с многозначительной подписью. В такой же последовательности все произошло и в Мадриде, а спустя пару дней — в Мюнхенском хостеле. Обстоятельства повторяют друг друга: европейские города, жертвами становятся молодожены, некто выкачивает из их тел всю кровь, частично расчленяет, забирая какие-то части тел с собой, а после создаёт из трупов подобие скульптур, выставленных в локальных музеях. Безутешный отец убежден, что эти преступления связаны между собой. Полиция поначалу содействовать ему отказывается, уповая на штатский статус Джейкоба по отношению к этому делу, и герой решает заняться расследованием самостоятельно.
Экранизация одноименного романа заслуженного жанрового ремесленника Джеймса Паттерсона (цикл про Алекса Кросса) и шведской писательницы Лизы Марклунд изначально имела большой потенциал, тем более что за постановку взялся, наверное, один из самых известных боснийских режиссеров, обладатель премии «Оскар» и многих фестивальных наград (от Канн до Берлина) Данис Танович. Что нашел для себя в этом материале автор «Ничьей земли», сказать сложно. Если его полнометражный англоязычный дебют «Сортировка» с Колином Фарреллом в главной роли имел как острую проблематику, так и политический подтекст, то «Убийства», в силу своей слабой сценарной адаптации, мало чем отличаются от среднестатистического пилота процедурала на одном из кабельных телеканалов. Прочие экранизации Паттерсона имели больший масштаб, тогда как постоянные перемещения между крупными европейскими городами в «Убийствах» не оттеняют однообразного развития детективной линии. Поначалу Танович старается разбавить непритязательность материала неочевидными художественными решениями: съемка с естественным освещением, несколько сцен в первом акте он ведет через отражения, от зеркал до стекол. Монтажная логика напоминает скорее жанровые фильмы конца девяностых — начала нулевых, которым была свойственна особая эстетика размашистого триллера, где динамика обусловлена резкими немотивированными склейками наподобие «Охотников за разумом» Ренни Харлина. Ошибкой становится введение в повествование как флешбеков, похожих на рекламу из свадебных журналов, так и желание Тановича показать лицо главной жертвы. Если бы дочь Джейкоба оставалась силуэтом, прикрытым простыней в той сцене, когда ее опознает главный герой, то у «Убийств» появилась бы возможность быть структурно более сложными, чем они есть. Создать иллюзию несоответствия таймлайнов и ближе к кульминации оглушить зрителя тем, что две линии развивались параллельно. Однако, помимо примечательной темы соответствия высокого искусства и смерти, прочие мотивации в совершении этих убийств достаточно пространны и окончательно превращают картину в этакий прообраз многосерийного продукта. Что действительно заслуживает внимания, так это перформанс талантливого актера Джеффри Дина Моргана, который даже в условиях поверхностно прописанного образа безутешного отца старается сделать своего персонажа правдоподобным. «Убийства по открыткам» будут интересны как поклонникам актера, так и любителям детективного жанра. Что довольно иронично, оператором фильма стал Сальваторе Тотино, некогда работавший с Роном Ховардом над трилогией про профессора Роберта Лэнгдона («Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Инферно»). Определенная концептуальная связь между этими историями все же есть. Источник: kinoafisha.info
|
02 Апреля 2020 0
Рецензия на фильм «Морские паразиты» |
Шивон — талантливая студентка, изучающая морских существ. Все свободное время она готова проводить за исследованиями, избегая лишних контактов с людьми. Это не помогает ей избежать учебной практики. Девушка вынуждена отправиться на рыболовецком судне в море — чтобы собственноручно собрать данные для дипломной работы и совершить глубоководное погружение. Безопасность пассажира не входит в планы капитана. Из-за алчности и недальновидности корабль заходит в «запретную зону», чтобы собрать невероятный улов. Вместо этого они находят только проблемы. Теперь команде придется столкнуться с неизвестными морскими обитателями, несущими угрозу для жизни всех членов экипажа. Главной надеждой оказывается студентка — она единственная, кто понимает масштабы угрозы. Вот только окажется ли научный фанатизм спасением экипажа, или же именно он станет причиной гибели всего корабля?
«Морские паразиты» — довольно рядовой ужастик. Внутри не зашито смелых идей и невероятных концепций. В очередном столкновении человека с неизведанной природой, перед которой он оказывает бессильным, мало свежести. Как и в крупицах страха, скрывающегося в местной клаустрофобии и осознании неотвратимости. О главном сюжетном повороте вы догадаетесь быстрее талантливой студентки и моряков со стажем. Шанс выжить представится только самым осторожным, что лишний раз доказывает: осмотрительность и дотошность никогда нельзя считать глупостями. Дизайн морских существ тоже сложно записать в плюсы. Они не пугают и не вызывают приливов отвращения. Характеры героев будут слишком узнаваемы и представляют стандартный набор из массовых ужастиков. Казалось бы, перед нами кино для подростков, шумных компаний и изголодавшихся любителей пощекотать нервы на большом экране. Но удивительным образом вспышка современного вируса преображает картину. Почти все происходящее напоминает о сегодняшних проблемах. Местных паразитов очень легко воспринимать как инфекцию. Они проникают в кровеносную систему и пытаются найти выход из организма носителя, не преследуя цели его поскорее убить. Просто так получилось, и никто в этом не виноват. Зараженным может оказаться каждый, и это вынуждает отстраняться друг от друга и сохранять бдительность. Хотя угроза не передается воздушно-капельным путем, неизвестность и бессилие против местных паразитов буквально парализуют. Дальше только радикальные карантинные меры, пугающие намного больше жутких лавкрафтовских тварей. Простая история оказывается иллюстрацией здесь и сейчас, уменьшая мир до размеров рыболовного судна, оказавшегося в агонии. Неожиданная актуальность заставляет по-другому смотреть на знакомые для жанра вопросы. Оправдана ли возможность спасения нескольких жизней шансом распространения неизвестной заразы среди людей? Стоит ли сломя голову бежать на землю за помощью, и является ли карантин панацеей от возможных опасностей? Что мы можем противопоставить природе? Простые моряки мечтают добраться до суши и доверить другим исправлять их ошибки. Студентка-ученая по-другому воспринимает возможную угрозу для всей популяции, не размышляя обывательскими категориями. Для нее логика и риски перевешивают любые мольбы и обещания ради спасения одной жизни. Глупость и эгоизм оказываются опаснее любых инородных паразитов, ставя под угрозу будущее человечества. Сейчас подобное выглядит одним из самых жутких сюжетов. Воспринимая «Морских паразитов» в отрыве от актуальных проблем, вы рискуете увидеть лишь недочеты и проблемы. Оставляя в стороне избитые характеры героев и примитивный сюжет, перед нами один из самых страшных фильмов последнего времени, пугающий своей неизбежностью и сопричастностью. Здесь не получится вовремя помыть руки, надеть маску, спрятаться дома и найти помощь. Сама проблема вынуждает думать не только о себе и принимать ответственные решения без права на ошибку. «Морские паразиты», кажется, превратился в универсальное кино, которое понравится не только поклонникам хорроров, но и смельчакам, готовым окунуться в пугающую атмосферу, так похожую на сегодняшний день. Источник: kinoafisha.info
|
02 Апреля 2020 0
Рецензия на фильм «Туннель: Опасно для жизни» |
Заснеженная Норвегия, горная местность, где множество дорог проходит через туннели. Здесь всё движение зависит от чистящей техники и спасателей. Но однажды случается трагедия: после аварии в девятикилометровом туннеле начинается пожар. Техника не может пробиться через снежные преграды, и вся надежда только на небольшую группу спасателей, которые готовы зайти с обратной стороны.
Норвежские фильмы — нечастые гости на российских экранах. Но вовсе не из-за их качества. Просто в этой стране совершенно своя атмосфера, которая отражается и в кино. Но в «Туннеле» (который в русской локализации получил излишнюю приписку про опасность, чтобы сразу обозначить жанр) даже неподготовленного зрителя могут удивить лишь необычные имена и типажи, совсем непохожие на голливудские. В остальном же режиссёр Пол Ойе, раньше снимавший ужасы, показал самый классический фильм-катастрофу, какой только можно представить. Но это вовсе не недостаток фильма, скорее наоборот, его главный плюс. Ведь в последнее время достойных представителей жанра выходит слишком мало. А если Голливуд и снимает нечто подобное, то сразу замахивается на глобальные разрушения как минимум целой страны, а то и всего мира. «Туннель» же совершенно локален. Его действие, как сказано в титрах, основано на реальных событиях и охватывает совсем небольшую группу людей. Причём вступление построено как хороший пазл: зрителей знакомят со всеми героями, показывают их передвижения и заставляют гадать, кто из них окажется в центре трагедии, а кого минует страшная участь. Авторы не отходят от этих принципов и когда начинается основная часть сюжета. В туннеле, разумеется, оказывается множество жертв. Но действие не склоняется к слишком массовым сценам, фокусируясь на отдельных героях. Типажи подобраны самые разнообразные, и лишь некоторые из второстепенных персонажей кажутся слишком уж стереотипными. Большинство выглядят живыми и эмоциональными. Причём зрителю позволяют наблюдать не только за попавшими в беду и спасателями, но и, например, за оператором спецслужб, следящим за событиями дистанционно. И здесь «Туннель» показывает тот реализм, которого не хватает многим катастрофам. Например, необходимость дождаться подтверждения происшествия от свидетеля. Или запрет спасателям входить в туннель. Из-за этого они, понимая, что внутри могут гибнуть люди, должны лишь ждать. Но, конечно, без героизма не обойдётся. Недаром в центре сюжета бывший спасатель Стейн и его дочь Элиза. Так что останется место и для необдуманной смелости, и для красивых речей о любви и спасении. Вообще фильм иногда можно заподозрить в излишней эксплуатации трогательных тем: некоторые драматические линии ни к чему не приводят и нужны лишь чтобы добавить эмоций при просмотре. И всё же обвинять норвежцев в намеренном вытягивании зрительских слёз трудно. Фильм и без этих сцен получился очень напряжённым. А ещё важнее, что съёмки в самом туннеле, хоть и не блещут спецэффектами, передают самые важные ощущения: неразбериху, панику и полную растерянность, когда люди неосознанно делают хуже и себе, и другим. А главное, чувствуется клаустрофобная атмосфера безвыходной ситуации, когда оставаться на месте так же опасно, как и пытаться выбраться. И в некоторых моментах кто-то наверняка заметит, что сам неосознанно задерживает дыхание. Фильм «Туннель: Опасно для жизни» может разочаровать лишь тех, кто ждёт от него масштабов блокбастера со всевозможными взрывами и глобальными катастрофами. Остальным же он наверняка придётся по душе. Но даже скептически настроенного зрителя картина захватит своей напряжённой атмосферой и очень обаятельными героями. Ведь в таком кино важнее всего не разрушения, а человеческие жизни и ощущение опасности. А это норвежцам отлично удалось передать. Источник: kinoafisha.info
|
26 Марта 2020 0
Рецензия на фильм «Отдай свою душу» |
К старцу, находящемуся на смертном одре, приходит незнакомец. Он ставит на пол кожаный мешок, который как по команде начинает шевелиться, и из него выглядывает голова темнокожего ребенка. Изо рта пожилого мужчины, заглушая его крик, начинают вылезать насекомые. Самого себя мужчина называет «блуждающим путником», которого невозможно обмануть.
1977 год. Маленькая Мэри недавно потеряла родителей и переезжает с дядей и тетей на далекую ферму, окруженную лесом. В доме сразу становится как-то не по себе, и не просто так. Место загадочное: когда дядя был юн, в этих местах жил шаман, способный говорить с духами. Наутро Мэри чувствует, что кто-то из леса следит за ней. Отправившись в чащу, она встречает того самого «путника» Лазаруса. Он навязывается помогать на ферме по хозяйству, мотивируя это тем, что некогда уже работал здесь. С появлением гостя начинают происходить странные вещи. Домочадцы и не подозревают, что Лазарус — демон, похищающий души стариков и детей, так что Мэри для него самая желанная добыча. «Отдай свою душу» — в оригинале более многозначительная восьмерка («8»), которую в контексте этой истории стоит трактовать как замкнутый знак, этакий лимб где-то между перерождением и астральной тюрьмой. В моменты, когда фильм Харольда Хёльшера следует сложившимся в жанре штампам и в очередной раз из темноты, бортика ванной, прочих неожиданных мест к лицу невинной жертвы потянется могучая инфернальная рука, он начинает проигрывать прочим поделкам, которые исследовали схожие мотивы при схожих обстоятельствах, но пытались пугать такими допотопными средствами. В сюжете, если убрать конкретные привязки к локальной мифологии, не останется каких-либо отличительных черт, — до боли простой задел, усложненный драматическим флешбеком Лазаруса, несущего тяжкий крест безутешного отца. Насекомые как временные оболочки душ парадоксально напоминают находку с пчелами из «Кэндимэна», и в этом образе редкий для международного рынка южноафриканский этнический хоррор в своем желании быть поэтичным тяготеет к формату легенды, рассказанной у костра. Но Хёльшер пока что недостаточно опытный рассказчик — он сбивчив, вводит большое количество персонажей, но не выводит на первый план внятного протагониста. Им номинально могли быть как Мэри, так и ее дядя, но девочка уже с первых сцен ангажирована и очарована мистицизмом новых для себя широт, а второй в большей степени ведом по отношению ко всем, кто его окружает, и выступает скорее с позиции стороннего наблюдателя, обеспокоенного тем, что что-то вокруг происходит. На авансцене Лазарус со своей неоднозначной трагедией, чья линия в своей противоречивости все равно давит на зрителя через тему потери. «Отдай свою душу» не в полной мере способен оправдать свои амбиции — как хоррора с угрозой в лице демона, поскольку обладает ограниченным и не изобретательным арсеналом жанровых приемов, так и мистической драмы, в силу слабой драматургии. Это интересный опыт разве что с точки зрения репрезентации культурного кода — хоррор всегда становится лакмусом, по которому можно определить как стилевые, так и национальные черты. Хёльшер старается захватить внимание зрителя, используя подвижного и голодного чертенка-ребенка из мешка как своеобразный аттракцион. Но с тем, чтобы нагнетать саспенс, также возникают проблемы: «Отдай свою душу» в ущерб ритму старается проговорить для зрителя все нюансы по нескольку раз, словно опасаясь быть непонятым. Фильм может показаться примечательным любому зрителю, которому любопытно отсматривать хорроры за пределами уже состоявшихся в жанре и востребованных на мировых кинорынках географических точек, таких как Америка или Азия. Источник: kinoafisha.info
|
26 Марта 2020 0