
1977 год. Маленькая Мэри недавно потеряла родителей и переезжает с дядей и тетей на далекую ферму, окруженную лесом. В доме сразу становится как-то не по себе, и не просто так. Место загадочное: когда дядя был юн, в этих местах жил шаман, способный говорить с духами. Наутро Мэри чувствует, что кто-то из леса следит за ней. Отправившись в чащу, она встречает того самого «путника» Лазаруса. Он навязывается помогать на ферме по хозяйству, мотивируя это тем, что некогда уже работал здесь. С появлением гостя начинают происходить странные вещи. Домочадцы и не подозревают, что Лазарус — демон, похищающий души стариков и детей, так что Мэри для него самая желанная добыча.
«Отдай свою душу» — в оригинале более многозначительная восьмерка («8»), которую в контексте этой истории стоит трактовать как замкнутый знак, этакий лимб где-то между перерождением и астральной тюрьмой. В моменты, когда фильм Харольда Хёльшера следует сложившимся в жанре штампам и в очередной раз из темноты, бортика ванной, прочих неожиданных мест к лицу невинной жертвы потянется могучая инфернальная рука, он начинает проигрывать прочим поделкам, которые исследовали схожие мотивы при схожих обстоятельствах, но пытались пугать такими допотопными средствами. В сюжете, если убрать конкретные привязки к локальной мифологии, не останется каких-либо отличительных черт, — до боли простой задел, усложненный драматическим флешбеком Лазаруса, несущего тяжкий крест безутешного отца. Насекомые как временные оболочки душ парадоксально напоминают находку с пчелами из «Кэндимэна», и в этом образе редкий для международного рынка южноафриканский этнический хоррор в своем желании быть поэтичным тяготеет к формату легенды, рассказанной у костра.
Но Хёльшер пока что недостаточно опытный рассказчик — он сбивчив, вводит большое количество персонажей, но не выводит на первый план внятного протагониста. Им номинально могли быть как Мэри, так и ее дядя, но девочка уже с первых сцен ангажирована и очарована мистицизмом новых для себя широт, а второй в большей степени ведом по отношению ко всем, кто его окружает, и выступает скорее с позиции стороннего наблюдателя, обеспокоенного тем, что что-то вокруг происходит. На авансцене Лазарус со своей неоднозначной трагедией, чья линия в своей противоречивости все равно давит на зрителя через тему потери. «Отдай свою душу» не в полной мере способен оправдать свои амбиции — как хоррора с угрозой в лице демона, поскольку обладает ограниченным и не изобретательным арсеналом жанровых приемов, так и мистической драмы, в силу слабой драматургии. Это интересный опыт разве что с точки зрения репрезентации культурного кода — хоррор всегда становится лакмусом, по которому можно определить как стилевые, так и национальные черты. Хёльшер старается захватить внимание зрителя, используя подвижного и голодного чертенка-ребенка из мешка как своеобразный аттракцион. Но с тем, чтобы нагнетать саспенс, также возникают проблемы: «Отдай свою душу» в ущерб ритму старается проговорить для зрителя все нюансы по нескольку раз, словно опасаясь быть непонятым.
Фильм может показаться примечательным любому зрителю, которому любопытно отсматривать хорроры за пределами уже состоявшихся в жанре и востребованных на мировых кинорынках географических точек, таких как Америка или Азия.
Источник: kinoafisha.info