Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Квадрат» |
В центре Стокгольма открывается новейший музей современного искусства. Здесь выставлены работы самых передовых и авангардных художников, но почему-то залы пустуют — почти никто не приходит на них любоваться. Полна противоречий и жизнь педантичного куратора музея Кристиана (Клас Банг).
Он безупречно ведет себя на людях, заботится об экологии, садясь за руль электрокара, и очень хочет быть полезным и нужным, в частности своим двум дочерям. Всеми способами куратор старается сделать выставке хороший пиар: дает интервью, заказывает вирусную рекламу у молодых маркетологов, собирает влиятельных гостей на открытие. Но сам Кристиан не слишком-то понимает и верит в то, что продает. Однажды «идеальная» жизнь мужчины дает трещину, когда средь бела дня он становится жертвой хитроумного ограбления. Потеря новейшего смартфона и бумажника не слишком огорчает успешного куратора, но чисто ради забавы, он решает разложить записки с угрозами в почтовые ящики многоквартирного дома, где-то в неблагополучном районе столицы. В одной из квартир, по его мнению, должен обитать преступник. Однако последствия невинной шалости разрушат благополучие Кристиана до основания. Шведский режиссер Рубен Эстлунд не первый раз едко насмехается над нынешним обществом. В предыдущей его картине «Форс-мажор», главный герой неожиданно встал перед сложнейшим в своей жизни выбором: спасти семью или свой айфон. В «Квадрате» швед вновь расчесал болячки европейской цивилизации, да так сильно, что заслужил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. На протяжении всего фильма Кристиан и окружающие его персонажи, будь то богемные художники и кураторы или бездомные на улице, ищут друг в друге простейшую вещь — понимание. Но проживая в одном городе, жители говорят на разных языках, и часто, как об стенку горох, бьются, чтобы донести слушателю свои чувства и мысли. Перескакивая с одной сцены на другую, «Квадрат» неспешно рисует панораму социального неравенства, проявляющегося на самом бытовом уровне — общении. Вследствие чего возникает немало забавных и абсурдных сцен, в духе то ли земляка Эстлунда Роя Андерссона, то ли Луиса Бунюэля. Объектом насмешек становится, прежде всего, современное искусство: на интеллектуальной встрече с известным художником, кто-то из зала осыпает матом всех присутствующих, одну из инсталляций ненароком подметает уборщик, перепутав произведение с налетом пыли, а посетителей открытия выставки гораздо больше заботит последующий фуршет, нежели социальная проблематика работ передовых художников. Впрочем, Эстлунд вовсе не глумится над contemporary art, а ищет ответ, почему же у него не осталось зрителей. По мнению шведа, нынешняя богема живет утопиями, воплощенными в фильме в образе пустого квадрата, в котором каждый из нас может жить рука об руку и где ничьи чувства не будут оскорблены. И бросая своих героев в пучину абсурда, Эстлунд проверяет на прочность их убеждения, толерантность, прогрессивность. На примере современного искусства «Квадрат» констатирует в какие дебри противоречий попало европейское общество, а также то, что сегодня скрыть свою ответственность за равносторонним квадратом просто не получится. Выводы режиссер делает неутешительные, и, несмотря на хулиганское настроение, кино у него вышло глубоко пессимистичное. «Квадрат» не представляет собой нечто радикально новое, и подобно одной из его инсталляций, нередко качается из стороны в сторону, то вызывая смех, то попросту раздражая. Чего Эстлунду явно не хватило, так это смелости пойти чуть дальше. Подражая центральному персонажу фильма — русскому художнику в образе дикой обезьяны на светском банкете — «Квадрат» должен был вскочить на колени зрителю и зарычать ему прямо в лицо. Но швед пошел другим путем и с интеллигентным видом показал обществу кукиш. Источник: kinomania.ru
|
08 Сентября 2017 0
Рецензия на фильм «Твое имя» |
Японского режиссера-аниматора Макото Синкая уже давно уважительно называют «новым Хаяо Миядзаки». Сам постановщик это определение не любит, и он совершенно прав. Миядзаки – это Миядзаки, а Синкай – это Синкай. С тем же успехом можно было бы называть Кристофера Нолана «новым Стивеном Спилбергом». Да, оба очень талантливы, и обоих равно уважают зрители и критики. Но это разные творцы с разным подходом к искусству. Равно как и Миядзаки и Синкай.
В то время как Миядзаки всю жизнь рисует приключенческие истории для маленьких детей, младших подростков и их родителей, Синкай специализируется на сентиментальных романтических повествованиях, адресованных старшеклассникам и студентам. Приключения сердца и души ему куда интереснее, чем странствия по удивительным мирам. В этом ключе нарисовано и его свежее творение «Твое имя», которое в прошлом году стало самым кассовым японским мультфильмом за всю историю страны (прежний рекорд принадлежал «Унесенным призраками» Миядзаки). В «Твоем имени» есть мистика, фантастика и драматичные события, но прежде всего это трогательная повесть о первой любви на грани взрослой жизни. «Твое имя» начинается как типичный фарс об обмене телами («О боже! Что у меня под майкой?!»), разве что со сравнительно интеллигентными шутками. Однако далее события принимают меланхоличный оборот, а затем разгоняются почти что в голливудском духе. В сущности, Синкай предлагает три жанра в одном фильме. Казалось бы, перегиб, но такая картина дает зрителям куда больше, чем стандартные «обменные» комедии, которые на разные лады повторяют одни и те же шутки. При этом сюжет «Твоего имени» выстроен так, что его жанровая эволюция логична и естественна. Она отражает развитие отношений героев и их взросление – то есть готовность принимать решения и действовать, а не плыть по течению. Хотя лента ставит во главу угла переживания Таки и Мицухи, она затрагивает не только подростковые страсти. Как и в «Унесенных призраками», в «Твоем имени» сочетаются японская традиция и японская современность – древние обряды и сотовые телефоны, жизнь на лоне природы и в мегаполисе, семейное послушание и бунт против традиции. Глубоко эти темы не исследуются, но в сочетании с основными идеями мультфильма они делают картину столь многогранной, что лишь немногие ленты способны с ней в этом соперничать. Можно сказать, что Синкай создал фильм не только о душах подростков, но и о душе Японии. Которая соткана из противоречий с тех пор, как японцы приняли буддизм, но сохранили язычество-синто. У сценария «Твоего имени» немало достоинств, но главный плюс ленты – это ее графика. Именно графика, а не анимация, поскольку последняя в фильме стандартна для качественного аниме. Синкай – мастер потрясающих, тщательно детализированных фоновых иллюстраций, и этот его талант раскрывается в «Твоем имени» как никогда прежде. Реальный Токио и вымышленный городок Мицухи нарисованы так маняще, что после выхода из кинотеатра хочется бежать в турбюро и заказывать поездку в Японию. Когда же события принимают фантастический оборот, картинка становится столь красивой, что начинаешь плакать от восторга. Безупречный ли это мультфильм? Нет – когда самокритичный Синкай рассказывает в интервью, что картина могла быть лучше, если бы у его команды было больше денег и времени, он говорит честно, а не напрашивается на комплимент. В «Твоем имени» действительно есть шероховатости, которые стоило бы подправить. Кроме того, лента требует от зрителей интереса к японской культуре, а также терпения, поскольку драйв в фильме не голливудский (даже в заключительной части ленты). Однако рекордные сборы в 355 миллионов долларов картина сделала по праву, и ей стоит уделить внимание, если вам хоть немного интересны японская анимация и любовные страсти. Источник: film.ru
|
08 Сентября 2017 0
Рецензия на фильм «Вышибала: Эпический замес» |
Даг Глатт (Шон Уильям Скотт) — первосортный дебил. Это не предосуждение и не главный лейтмотив фильма. Это простая человеческая черта рядового канадского парня, которому из-за природного простодушия и, в прямом смысле, пробивной силы однажды удалось стать тафгаем хоккейной команды.
Но помимо низкого IQ, у Дага доброе сердце, поэтому крошить черепа и переламывать кости наш герой может только тем, кто этого действительно заслужил. С помощью этого благородного вышибалы несколько лет назад «Горцам» удалось выбраться на первые позиции низшей хоккейной лиги. Но победа далась не малой кровью. Из-за чрезмерного количества полученных травм, Дагу пришлось уйти из спорта. Теперь он вынужден в холостую тратить свои силы в качестве страхового агента по настоянию своей любимой жены Евы (Элисон Пилл). Как ни крути нелюбимая работа травмирует здоровяка куда сильнее, чем десятки переломов, и Даг из двух зол выбирает меньшее. Теперь он намерен снова вернуться на лёд. К тому же, «Горцы» нуждаются в спасителе, потому что их капитаном стал отмороженный и неадекватный Андрес Кейн — тот самый малый, что окончательно вывел Глатта из игры, — а впереди у команды, пожалуй, самоубийственный матч с заклятым врагом Дага - Россом Рэа (Лев Шрайбер). И Вышибала вновь возвращается на лёд, чтобы бить жёстче, шутить грязнее и любить сильнее! На удивление, у Канады, для страны якобы одержимой хоккеем, не так много фильмов, раскрывающих тему этой самой национальной идеи. Разве что клиновый сироп разливается ручьями, а вот жанр спортивных драм и комедий находится в жёстком дефиците. Ситуацию не улучшают и существующие попытки воспеть свою физкультурную одержимость. Щёки толстокожих канадцев до сих пор окрашиваются в цветовые тона государственного флага за склизкую от розовых соплей мелодраму «Начальный бросок» 1971 года и абсурдный «Хоккейный мюзикл» (2010), затея которого могла родиться только в воспалённом вопиющими культурологическими извращениями разуме. В принципе, о тщетности попыток можно судить только по одному «Несносному мальчишке», где главными героями является парочка гомосексуалов, усыновившие 11-летнего рыжеволосого оторву, который мечтает стать хоккеистом. Но в 2011 году ситуацию в корни меняет Майкл Даус, который с размаху даёт по неокрепшим молочным зубам канадского спортивного кинематографа своим козырем — бронебойным хитом «Вышибала». Публика повалила в кинотеатры охотнее, чем на саму Канадскую Хоккейную Лигу. Да и в мире довольно серьёзную драму о дружбе и чести, которую почему-то создатели сочли за комедию, приняли довольно тепло. И вот, спустя шесть лет, любимец стадионов Даг Глатт снова ступает на лёд. И если вы думаете, что в первой части было слишком много крови и грубого юмора, то вы даже не представляете, как чертовски ошибались! «Вышибала: Эпический замес» (на деле, ближе по смыслу будет «Последний из защитников») движется отнюдь не по инерции в надежде нажиться на успехе своего старшего брата, как можно было опасаться. Это тот самый случай, когда сиквел оказался по-настоящему необходим. Хотя бы для того, чтобы вернуться к старым героям и проникнуться их откровенностью и идеями с новой силой. Пускай почти все персонажи — форменные дуболомы, но оттого их житейские проблемы (условные сокращение штата, даром не нужная работа, ответственность перед семьёй и друзьями, беременность любимой женщины) и внезапно проявляющиеся принципы воспринимаются так близко, что от сердца вовсе не отнять. И тут хоккей приобретает смысл не сколько спортивный, сколько идейный: Даг дерётся не только ради победы — он отстаивает своё право на выживание. На этот раз у режиссёрского штурвала стоит Джей Брушель, который по совместимости играет лучшего друга Дага Пата. И если в 2011 году Джей был известен по большей части как средний актёр эпизодических ролей в «Малышке на миллион», «Немножко беременна», «Солдаты неудачи» и «Ночь в музее 2», то к настоящему времени он окреп и поднаторел в сценарном и постановочном ремесле. Его сериал «Мужчина ищет женщину» оказался настолько эксцентричным, что негативными отзывами на него можно приятно удивить пару поколений нигилистов, и в то же время его покупают телеканалы и интернет-кинотеатры в большинстве стран с рекламными лозунгами на манер: «Такого вы ещё не видели!» Но от «Вышибалы» сюрпризов ожидать не стоит, если только приятных. Здесь собрано всё самое лучшее, что было в приквеле, и помножено натрое. И, нет, действие не превращается в фарс или «эпический замес» в худшем смысле. Чувство меры — вот за что хочется отвесить глубочайший поклон! Потому что вульгарный «мужланский» юмор не скатывается в чопорную пошлость, а остаётся должным и неотъемлемым элементом грубого спорта. Кровь фонтанирует, но умеренно, не превращая традиционную жестокость в фантасмагорический фокстрот ультранасилия Тарантино. И трагизма ровно столько, чтобы сопереживать, а не желать «выпить йаду» от псевдо-шекспировского пафоса. Поэтому на вопрос: «Быть или не быть «Вышибале»?» — отвечаем: «Быть!» Источник: kinoafisha.info
|
01 Сентября 2017 0
Рецензия на фильм «Тайна 7 сестёр» |
Развевайтесь, красные флаги! Расцветайте над Великой стеной, фейерверки! Наконец-то Запад равняется на Поднебесную. Правда, с опозданием и в антиутопическом фильме.
Китай затеял политику по снижению рождаемости ещё в середине прошлого века — все эти «Поздно, редко, мало» и «Одна семья — один ребёнок». Но уже несколько лет как спохватился (слишком неоднозначными получились результаты) и обещает увеличить лимит аж до двух детей на любую семью. Примечательно, что даже в пору самого сильного закручивания репродуктивных гаек основным средством сдерживания были штрафы, однако и этой угрозы хватало, чтобы некоторые родители сами избавлялись от «лишних» детей, особенно от девочек. Авторы фильма взяли реальные факты, сгустили краски и перенесли действие в недалёкое будущее — 2073 год. Хотя особо сгущать не потребовалось: в мировой истории хватало устранений «лишних», менялись лишь критерии. Не та вера, не тот цвет кожи, не тот образ жизни, не та национальность… И если у «лишних» людей не было возможности дать отпор или сбежать, то им оставалось только прятаться в убежищах, зажимая рты и затравленно следя за приближающейся угрозой. Так прячутся и героини фильма — семерняшки Сетман. Первые 30 лет они прожили под девизом «Мой дом — моя крепость», и хотя каждая из них выходила наружу сугубо в свой день недели, в родной квартире они чувствовали себя спокойно и могли быть собой. Но всё изменилось, когда пропала одна из них — Понедельник. Карен Сетман ищут Карен Сетман — и ни одна из них не Карен Сетман. Здесь, в отличие от «Сплита», не 24 личности в одном человеке, а наоборот — одна личность-прикрытие, разделённая на семерых сестёр. И все эти живые дни недели играет Нуми Рапас, доказывая, что не только Татьяна Маслани из «Тёмного дитя» умеет перевоплощаться в таких похожих и таких разных людей. Ну или пытаясь доказать: не все образы Рапас одинаково яркие, несмотря на их контрастность. Кстати, от такой контрастности попахивает штампами: нерд в очках, блондинка в розовом, спортсменка в экшене… Сюжет — ещё более клишированный, упрощённый, схематичный: злоключения сестёр — просто средство в очередной раз поднять темы слезинки ребёнка и выбора «лишь немногим, зато достаточно — или всем, зато мало». Вдобавок из сюжетных ходов торчат уши то «Матрицы», то «Эквилибриума», то других длинноухих лент. Впрочем, порой «Тайна 7 сестёр» умудряется дать штампам пинка, например когда героиня прыгает в мусорный бак или когда оказывается, что доспехов неуязвимости тут никому не завезли. Также делу помогает актёрская игра: и Рапас старается, и Гленн Клоуз с Уиллемом Дефо хороши. Особенно Дефо — его персонаж однозначно заслуживает синее трико с красным плащом или хотя бы медальку «Дед-герой». Если вдвоём непросто растить одного ребёнка — то каково в одиночку растить семерых, да ещё в мире, где за «лишними» детьми охотится чуть ли не спецназ? Показанный мир вообще суров до нелепости: в нём деловые женщины едят на ужин крыс, окружающие не замечают выстрелы и трупы, проще отрезать несколько здоровых пальцев, чем прикрыть протезом один травмированный, а заботами о высшем благе традиционно вымощена дорога в ад. При этом штурмы ведутся по принципу «И так сойдёт!», закрытые объекты мало чем отличаются от проходного двора, а подключения и взломы могут вызвать слёзы зависти у современных хакеров и ночные кошмары — у безопасников. Фильм старается нарисовать страшный завтрашний день человечества, для пущего правдоподобия начинается со статистики и выпусков новостей. Но когда из страшилища тут и там торчат то корявые ветки, то обрывки скотча, то условности, то низкобюджетность — эффект реалистичности рассыпается. И результат воспринимается не как мрачное пророчество, а как очередное упражнение на тему. Поверить удаётся только в страдания семьи Сетман — поскольку они не замахиваются на будущее, а перекликаются с прошлым и настоящим. Пускай объяснение того, что случилось с Понедельник (недаром оригинальное название фильма — What Happened to Monday), тоже грешит натяжками и мелодраматизмом, такое хотя бы можно представить в реальной жизни — в отличие от идеи с криокамерами. Но лучше не представлять. Источник: kg-portal.ru
|
31 Августа 2017 0
Рецензия на фильм «Тюльпанная лихорадка» |
В XVII веке Голландия пережила одну из тех невероятных маний, про которые так любят снимать сериалы и писать толстенные книги. Амстердам был буквально охвачен «тюльпанной лихорадкой», когда луковицы любимых цветов скупали за бешеные деньги, вырывали из рук и практически выгрызали зубами. Отчасти — из-за стремления найти цветок уникальной расцветки, которая на деле была всего лишь следствием болезни прекрасного тюльпана.
По-хорошему, создатели фильма — талантливый постановщик костюмированных драм Джастин Чадвик и автор культовой пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Том Стоппард — могли бы использовать эту фишку с больным, но красивым цветком в качестве отличной метафоры. Фильм-то повествует не о самой «тюльпанной лихорадке», а о развернувшейся на её фоне незаконной любви молодого художника Яна и замужней красавицы Софии, которую буквально выкупил себе в жёны отвратительный торговец специями Корнелис (Квентин Тарантино, кажется, поставил клеймо исполнителя злодейских ролей на бедолаге Кристофе Вальце). Повествование ведётся от лица служанки богатеев Марии, у которой параллельно крутится вполне себе пристойный роман с торговцем рыбой. И тут как нельзя кстати пришёлся бы литературный приём «ненадёжного рассказчика» в духе произведений Генри Джеймса… Да и вообще, в наличии такая богатая литературная основа (на которой, как на питательном гумусе, вырос вторичный роман Деборы Моггак, лежащий в основе фильма), почему нельзя было воспользоваться всем этим? Видимо, подумав, что напрашивающиеся метафоры и аллегории не подойдут для среднестатистического любителя похрустеть попкорном, создатели решили делать «по-тупому». Морализаторские потуги и противопоставления (незаконный, хотя и красивый роман героев Дэйна Дехаана и Алисии Викандер противопоставляется честному, но незатейливому лобызанию служанки и торговца рыбой) устарели века полтора назад — когда вышла «Анна Каренина» Льва Толстого. И вдвойне удивительно, как можно было сделать настолько беззубое кино, имея на руках такой богатый арсенал фоновых средств. Вся эта возня с тюльпанными махинациями могла бы стать основой для замечательного сериала в духе «Во все тяжкие» или просто шикарным бэкграундом для фильма. Но вместо этого создатели берут простейшие, а порой и вовсе какие-то неадекватные диалоги и чередуют их с постельными сценами, которые можно смотреть даже в присутствии бабушки, живущей типа «До свадьбы — ни-ни!» Да и в принципе, проблема фильма в том, что хорошая мелодрама характеризуется богатой мотивацией персонажей (как в «Чувстве» Лукино Висконти, например), без неё смотреть на любовные сопли скучно, а персонажи «Тюльпанной лихорадки» говорят мало, изрядную часть хронометража совокупляются под красивую музыку, прикрывшись ширмой рамки кадра. Особенно обидно, что имея не только хороший сеттинг, но и прекрасный актёрский состав, киноделы умудряются облажаться даже по этой части. Кажется, нужно обладать определённым талантом, чтобы заставить Вальца играть так плохо. Возможно, виноват плоский характер его персонажа (ну и конечно, бородатые шуточки а-ля «О, сегодня мой солдатик встал, пошли в постель, София!»). Так или иначе, больше всего Корнелис напоминает невнятного антагониста из «Больших глаз» Тима Бёртона — правда, тут он не столько отталкивает зрителя, сколько просто заполняет хронометраж звёздной физиономией Вальца. Интригует соседство в одном фильме уже засветившихся вместе в «Валериане и городе тысячи планет» Дехаана и Кары Делевинь (последняя здесь играет проститутку), но и тут характерам не дают разгуляться. Даже обязанные привнести своей комичной натурой немного юмора в этот грустный цирк морализаторства Зак Галифианакис и Том Холланд — и те работают так, словно демонстрируют гэги на шоу Евгения Петросяна. Словом, нет ни одной причины выделить «Тюльпанную лихорадку» на фоне других костюмированных фильмов. Красивые декорации Амстердама XVII века — это здорово, но маловато для того, чтобы заставить зрителя выйти с сеанса без красных полос на лице, свидетельствующих о крепком сне на спинке соседнего кресла. Источник: kg-portal.ru
|
28 Августа 2017 0