Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Гудбай, Америка» |
Можно ли стать своим в Америке? Способны ли деньги и комфорт унять тягу к русским блинам, одесскому гефилте фиш и знаменитому армянскому тжвжику? Как перебороть пресловутую русскую ментальность, попадающую в организм с молоком матери? Теряем ли мы свою идентичность, променяв родные березки на цветастые пальмы? Об этом и многом другом пытается размышлять и рефлексировать великий режиссер наших дней Сарик Адреасян. Он буквально препарирует советскую и американскую души, показывая тонкости и с трудом улавливаемые детали столкновения столь разных культур. Возможно, как-то так фильм и выглядел в голове автора, но вот до зрителя добрался несколько иной продукт.
«Гудбай, Америка» представляет собой набор историй в духе «Реальной любви». Мы знакомимся с несколькими семьями и героями. Первым нужно найти знаменитое еврейское блюдо, как «делала бабушка». Такова прихоть беременной жены, которой не может противиться супруг, вынужденный возить ее буквально по всем калифорнийским ресторанам национальной кухни. Ко вторым приезжает дедушка из России, мечтающий научить внука прелестям русских уличных развлечений с карбидом и серой, что оборачивается ожидаемыми проблемами. Третьим становится Игорь, стесняющийся своих корней, ведь с «дикими русскими» никто не хочет вести бизнес. Четвертым оказывается армянин с истекающей грин-картой, готовый ради гражданства заключить фиктивный брак с американкой. Последним, объединяющим всех персонажей, будет местный учитель музыки из школы для русских детей. Правда, это не единственное занятие Георгия, не расстающегося со своей гармонью. Он подрабатывает местным «волшебником» и способен решить любую проблему своих соотечественников на чужбине. Дальше со стихами Бродского, Евтушенко и постоянным проигрышем на гармони «С чего начинается родина» мы окунаемся в мир стереотипов, оживших монологов Задорнова о глупых американцах и шуток про туалет. Последнее, к сожалению, не преувеличение. Герой Стоянова буквально перебирает газеты в доме, приговаривая: «Трамп, Трамп, Трамп, а че, Обамы не осталось? О, Меркель, тоже сойдет», потом комкает бумагу и скрывается за дверью заветной комнаты, до этого уже успев перепугаться от существования подмыва. Совсем скоро последует вековая мудрость «закуска градус крадет» и вечная любовь к алкогольному ЗОЖ с тостами «за здоровье». Мы узнаем, что русские, пускай и не оканчивали Гарвард, но будут поумнее окружающих. И многие другие культурные и не очень особенности, без которых невозможно вырастить уважаемого члена общества. На этом Сарик не остановился и пошел дальше, наполнив картину банальными приемами из ромкомов. Безумными капризами беременности, чудодейственными блинами с вареньем, дарящими прозрение, вместе с плачем под трогательную, но искусственную музыку. Все герои ведут прилизанные разговоры, как будто их диалоги писала нейросеть, и пытаются неудачно шутить, буквально показывая, почему мир не в состоянии понять эту широкую и местами по-настоящему дикую душу. В конце все соберутся за большим столом и мангалом, а кто-то спасет свой брак в аэропорту, почти у трапа самолета. Из картины вытянули всю жизнь, собрав ее из деталей конструктора, вот только под рукой оставались лишь предрассудки из прошлого. Тогда «Вачовски еще были братьями», как скажет один из героев. В конце ждет спасительная песня «Наутилуса» «Прощальное письмо», давая понять, что нам не показалось, откуда позаимствовано название. «Гудбай, Америка» иллюстрирует собой единственную мысль: хорошо там, где есть русские, правда, им самим не всегда хорошо вдалеке от родной земли. Сарик пытался снять искреннее и доброе кино для людей, способных смеяться над дразнилкой «Обама-обезьяна», верящих в русскую исключительность, что выручит в любых трудностях на чужбине, тепло вспоминающих Задорнова и вытирающих скупую слезу. Они просто не заметят оставшегося после широкого гостеприимства хаоса и разрухи, отживших нравоучений и давно почивших советов. Просто для них мир действительно выглядит так, и вряд ли с этим можно что-то поделать. На картину стоит идти за простотой и незамысловатостью. Здесь опасно думать, а все, что требуется от зрителя — это отдаться обволакивающим русским корням. Главное, верить в существование особой и неповторимой ментальности, которую может оценить только сосед, облокотившийся на березку и закусывающий блином с красной икрой. Источник: kinoafisha.info
|
10 Октября 2020 0
Рецензия на фильм «Kitoboy» |
Кинокомпания «Сони» объявила о прокате фильма «Китобой» Филиппа Юрьева ещё до показа ленты на «Кинотавре». Так что награда относительного режиссёра-дебютанта на главном российском смотре была всего лишь третьей в призовой сентябрьской череде. Что ещё безусловно важно узнать про этот фильм, так это то, что его название, которое пишется везде транслитом, — не попытка угодить международным критикам, а, наоборот, игра с аудиторией российской, которая (не вся, конечно), подобно главному герою Лёшке, учит английский лишь из необходимости прикоснуться к популярной культуре и счастлива своему Elementary. Вот только пойдёт ли именно такая публика на это вроде бы простое, но такое фестивальное кино — об этом Филипп Юрьев не задумался точно. Ну так, может, ему и не надо было?
Подросток Лёшка живёт на Чукотке в промысловой деревне. Вместе с другими китобоями он узнаёт о существовании Интернета и сайтов с вебкам-моделями, но ему ещё неведома бесхитростная жажда плоти. Ему подавай любовь. А девушка по ту сторону экрана такая красивая, что ради неё можно даже отправиться в рискованное путешествие на другой конец Земли. Журналисты, работающие на «Кинотавре», не могли не заметить сходства «Китобоя» с прошлогодней «Sheena667» Григория Добрыгина. Роковые онлайн-соблазнительницы заставляют провинциальных парней учить английский и срываться с насиженных мест. Вот только теперь, когда перед глазами есть оба фильма, становится понятно, как из одних и тех же муки, молока и яиц у разных авторов получаются совсем разные блинчики. И рецепт Филиппа Юрьева оказывается, продолжая кулинарную метафору, съедобнее. «Китобой» — кино, полное нежности, которую меньше всего ожидаешь увидеть в суровом северном краю. Того живого природного юмора, который невозможно прописать в сценарии, а можно лишь поймать, если не выключать долго камеру. Оно безжалостно вышвыривает столичных жителей далеко за пределы МКАДа, чтобы там, на берегу Чукотского моря, рассказать, практически напеть тёплую историю об искренней первой любви, какой в пределах московских колец уже не бывает. Чукотка в объективе Филиппа Юрьева — не просто место, полное неведомой для городских жизненной философии. Она так и требует назвать себя метафорой нашей собственной наивности, первозданности, девственности, если хотите, которой мы неизбежно лишаемся, когда взрослеем. Поначалу мрачные местные виды, бескрайние просторы, убитый кит на пляже, снятый с коптера, кажутся слишком уж нарочитыми. Словно режиссёр заставляет нас искать скрытые смыслы в голой тундре. Но если отбросить навязчивую мысль, что перед нами фестивальное кино, становится очевидно: режиссёр попросту заворожён тем, что увидел сам. И так же, как зрители, пытается осмыслить, что за люди живут в этом месте и точно ли они могут быть такими же, как все. Для гиперчувствительной и мегапродвинутой городской публики «Китобой» — кино совершенно дикарское. Патриархальное сообщество здесь видит в женщине лишь объект своих пошло оформленных желаний. Социальная необразованность персонажей повергает в шок: неужели ещё есть такие люди. А убийство китов — это работа, которая не вызывает в героях ни капли сомнения и уж тем более мыслей о том, чтобы срочно начать их спасать, вместо того чтобы ими питаться. Но это якобы «первобытное» общество вместе с устаревшими обычаями сохранило нечто более важное — способность к таким же первобытным, бесхитростным и чистым чувствам, демонстрантом которых является главный герой Лёшка. Владимир Онохов, исполнитель главной роли, разумеется, получил приз того же «Кинотавра» как лучший актёр, но был ли «Китобой» для него игрой — этот вопрос фильм оставляет неизбежно. Уверенный в себе молодой мужчина, когда дело касается охоты или ухода за дедом, превращается в эмоционального ребёнка, стоит ему сесть напротив монитора, из которого воздушные поцелуи шлёт безмолвная Кристина Асмус в белом кружеве. Такое недоверие, какое выражает лицо актёра, когда он слышит, что героиня его грёз доступна каждому, у кого есть Интернет, едва ли можно сыграть. Это в прямом смысле проживание роли от первого и до последнего кадра. Проживание, магию которого не хочется развеивать никакими интервью с режиссёром или самим Владимиром. За этим почти документальным существованием едва замечаешь, что сюжетные ходы, за исключением кульминационной финальной части, незамысловаты и даже предсказуемы. Филипп Юрьев за кадром присутствует, кажется, лишь для того, чтобы поинтереснее показать зрителям, как герой преодолевает этот порог на своей жизненной реке. И надо сказать, ему это удаётся. Серое от природы и любимых местными жителями цветов в одежде кино постепенно заливается светом и красками. Не потому, что их прибавилось в кадре, а потому, что сама история китобоя переливается ими. Фильм о взрослении, первой любви и, как ни пафосно это звучит, обретении почвы под ногами покоряет тем, что не притворяется чем-то иным. «Китобой» не пытается угодить публике, он просто есть на российских киноэкранах. И всё, что нужно сделать зрителям, чтобы этот фильм понравился, это на 5 минут стать доверчивым Лёшкой, купить билет в кино и окунуться с головой в эти неведомые воды. Источник: kinoafisha.info
|
09 Октября 2020 0
Рецензия на фильм «Хандра» |
Лето, солнце, квартира в центре Москвы. Сегодня день арендной платы, и ее со всех жильцов собирает Виталик (Данила Якушев) — диджей-богатырь с нежным сердцем и характером. Сосед Деня (Михаил Тройник) недавно приехал из Красноярска покорять столицу — хочет стать музыкантом. Леша (Кирилл Ковбас) — начинающий режиссер, которому постоянно снится Тарковский. Ничто не предвещает беды. Но тут подруга Виталика, Ленка (Ксения Зуева), продюсер рекламных роликов, приходит к выводу, что тот ей изменяет, и выкидывает сумку с деньгами в Москву-реку. К Дене из Красноярска приезжает бывшая Фима (Екатерина Агеева) и сообщает, что беременна. У Леши же экзистенциальная трагедия: известный продюсер (Валерий Гаркалин) требует снять спортивно-патриотическое кино для поднятия народного духа. А Виталик просит отомстить Ленке и снять ее рекламу в стиле жесткого артхауса. За сутки друзьям нужно разрулить проблемы с деньгами, будущими детьми и рекламными роликами, а еще выбраться из новых передряг и вообще остаться в живых.
Все, что тут перечислено (ну, почти), и правда случилось с режиссером Алексеем Камыниным и его друзьями — сценаристами Виталием Анохиным и Денисом Липатовым и оператором Никитой Корневым, которые действительно снимают квартиру вместе. Однажды Липатов рассказал, как весь день бегал по больницам с бывшей подругой, заявившей, что она беременна, а потом выяснилось, что тревога был ложной. Друзьям история так понравилась, что они решили: надо писать сценарий про этот сложный день. Пока писали, завели в Instagram аккаунт «Хандра», куда выкладывали видеозарисовки из своей квартирной жизни. Позже из этих скетчей и новых историй команда и собрала городскую комедию о самих себе и жизни в большом городе. С одной стороны, получилась легкая картина с ощутимым градусом безумия. В повествование врываются банда киргизов, музыкант в поисках закладки у стен монастыря, облава в клубе, обдолбавшиеся омоновцы и сексуально активная хозяйка квартиры в роскошном исполнении Юлии Ауг. С другой — это капустник, кино для своих и про своих, нашпигованное шутками для московской тусовки и нескольких прожженных киноманов. Цитаты и пасхалки тут отличные, но считает ли их обычный зритель — непонятно. Все шутки про Тарковского (его играет Иван Янковский, повторяющий сцену с дедушкой Олегом Ивановичем из «Ностальгии»), про амплуа Тимофея Трибунцева («он только пьяниц играет») и единственного Федора Сергеевича в культуре страны, кажется, пройдут мимо. Разве что за исключением спортивно-патриотического блокбастера — общей зрительской боли. И вся топонимика московской богемной жизни вроде бара «Яма», по которому так тоскует Камынин, скорее всего, останется непонятой. Это делает фильм легковесным, просто набором скетчей из Instagram; каждая зарисовка сама по себе прекрасна, но вместе они никак не собираются в нечто целое. Но в «Хандре» все равно есть жизнь, язык которой понятен всем. Во-первых, это универсальная тоска по допандемической жизни, когда можно было бегать по улицам без масок, зависать в барах, обниматься с друзьями и творить всякие безумства — в московской ли «Яме» или любой другой точке земли. «Для меня фильм о времени, которое мы не ценили. О проблемах, которые можно легко победить, в том числе и юмором. Мечтаю, чтобы тот мир вернулся как можно скорее», — говорит режиссер. Во-вторых, это робкий разговор о тех, кто продолжает оставаться детьми, жить вместе на съемных квартирах и ощущать некоторую потерянность в этом мире. «Мама моего друга, когда посмотрела фильм, сказала: теперь я понимаю, что у вас в головах, — говорит Камынин. — Я хотел рассказать про нас, чтобы нас поняли и узнали получше». Источник: kinopoisk.ru
|
01 Октября 2020 0
Рецензия на фильм «Стрельцов» |
Середина пятидесятых. В никому не известной команде завода «Фрезер» растёт Эдуард Стрельцов (Александр Петров) — нападающий настолько же одарённый, насколько безалаберный. Он не держит режим, гуляет с друзьями и совсем не думает о своём будущем. Тем не менее на товарищеском матче с «Торпедо» его выход меняет всё, и молодой игрок становится членом московской команды.
В Москве Стрельцов моментально становится игроком основы и любимцем публики, но вместо того, чтобы усиленно тренироваться (впереди Олимпийские игры и финальные матчи отбора на Чемпионат мира, есть шанс попасть в состав), он кутит, тусуется по московским кабакам и разъезжает на дорогих машинах. Стрельцов моментально попадает на карандаш к партийным функционерам во главе с товарищем Постниковым (Александр Яценко), ситуацию не упрощает то, что Эдуард и Постников влюблены в одну девушку, работницу ВЛКСМ Аллу (Стася Милославская). Спортивные фильмы, а особенно футбольные — сложный материал. Возможно, дело в том, что у спорта и драматургии кино немного разные законы, но хорошие спортивные фильмы обычно не про спорт в первую очередь. Они про столкновение характеров и подходов: тренеров, как в «Проклятом Юнайтед» Тома Хупера, или спортсменов, как в «Гонке» Рона Говарда. В этом плане «Стрельцов» воспринимается вполне логично — это не совсем фильм о футболе. Матчей в ленте немного, показаны они очень бегло. Более-менее проработана хореография игры в матче-финале Олимпиады, но в остальном любой рекламный ролик Reebok или Adidas уделает «Стрельцова» в изобретательности футбольных сцен. Про что же это кино? В первую очередь это биография, кино, сосредоточенное на центральной фигуре. Выбор Петрова на главную роль является вполне верным кастинговым решением: актёр обладает достаточной экранной харизмой и обаянием, чтобы заставить зрителя как-то Стрельцову сочувствовать. В ином исполнении герой мог бы стать непривлекательным: он абсолютно не думает о последствиях ни для себя, ни для других, не раз подставляет команду и героически расхлёбывает заваренную собой кашу, а его твёрдость характера часто перерастает в инфантильную упёртость. В итоге получается, что «Стрельцов» — кино о талантливом человеке, методично разрушающем собственную карьеру и жизнь заодно. Многие вокруг него готовы всё ему прощать за неподдельное обаяние, дальние удары и филигранные пасы пяткой, но сам он свой талант развивать не желает. В эпоху, когда главные звёзды футбола — контрол-фрики, следящие за диетой и тренирующиеся 24/7, такой герой ещё больше выглядит артефактом былых лет. Неслучайно развязкой всей истории становится товарищеский футбольный матч. Илья Учитель нагнетает (иногда вполне умело) эмоции вокруг этого события, но Стрельцов уже сам осознал своё место в своей истории, прямо проговаривая, что не хочет заставлять Пеле ждать его на поле. Не стоит докапываться до исторических нестыковок. Их в картине много, но никто и не собирался снимать дотошный исторический фильм — это слышно из интервью создателей и видно по многим откровенно кинематографическим сценам, есть даже одна совсем сказочная, с капустой. Но сказка эта, к сожалению, получается грустной. Это довольно мелодраматичное кино, которое вполне подойдёт для свидания (Петров, тем более) или ненавязчивого похода в кинотеатр. Быть для просмотра этого фильма футбольным болельщиком абсолютно не обязательно, тем более болельщиком «Торпедо». Источник: kinoafisha.info
|
25 Сентября 2020 1
Рецензия на фильм «Смотри как я» |
Олю и Максима сводит вместе банальная случайность и запускает цепь почти невероятных событий. Она бежит из надоевшего ей детдома и пытается ощутить себя нужной, а он старается скрыться от капризов и давления богатого отца, который слишком активно пытается восполнить сыну отсутствие у него зрения. Уставшие от взрослого произвола новые друзья пускаются в бега, угнав из гаража красный Мустанг и прихватив с собой несколько пачек денег из сейфа. Это начало их длинного приключения, в котором они увидят множество колоритных персонажей русской глубинки: гопников, полицейских, наркоторговцов и случайных прохожих.
«Смотри как я» — типичное роуд-муви о подростках. Герои ищут свободу и независимость, ведь почувствовали себя взрослыми раньше, чем это подтверждает дата рождения в паспорте. Безобидная на первый взгляд поездка оказывается лакмусовой бумажкой, моментально окрашивающей наивность и максимализм детей, бегущих от самих себя. Герои — типичные противоположности: бунтарка, у которой нет ничего, и тепличный ребенок, у которого есть все и даже чуть больше. Немного разнообразия в этот дуэт добавляет врожденная слепота Максима, но она не создает больших трудностей и вполне может сойти за рекламу социальной программы «Доступная среда», видимо, уже реализованной в Ростовской области. Эта особенность работает исключительно на характер героя и внешнюю драму. Окружающие продолжают жалеть и сочувствовать, несмотря на то, что парень уже давно примирился с отсутствием зрения. С напарницей все обстоит чуточку банальнее, ведь ее главное желание обрести семью легко угадывается еще до знакомства героев. Более живописной получилась ростовская глубинка, полная почти мифических персонажей. Уже первый поход в магазин под пристальным наблюдением недовольного охранника заканчивается встречей с местными гопниками. Они как будто сошли с рекламы британского движения скинхедов, не забыв идеально отгладить свою белоснежную рубашку, обязательно дополненную подтяжками и увесистыми ботинками. Разбитый деревенский забор, на котором они гордо восседают, только подчеркивает местную сюрреалистичность. Дальше по списку провинциальный полицейский, не расстающийся со своими Ray-Ban aviator и отыгрывающий плохого копа, современный скоморох наркоторговец, богатый отец, устраивающий эпичный рыцарский турнир для слепого сына, общительная администратор отеля и яркие жители Ростова. Излишняя карикатурность картине к лицу: она превращает действие в реалистичную современную сказку, а героев — в собирательный образ Колобка. Самым неожиданным в этом приключении будет финал, не разбрасывающийся примитивными нравоучениями и заставляющий расплачиваться за свои ошибки. Он буквально преображает все путешествие, приумножая страх и одиночество, парализующие подростковый разум. Оглядываясь на беззаботность начала, юношеский бунт, которому взрослые не сразу придают значение, выглядит красивым только на больших экранах и в книжках. Реальность оказывается беспощадна. Набрав большую скорость, герои просто не могут остановиться, дать заднюю и все глубже вязнут в проблемах. Со стороны кажется, почти все из них легко решить, тем более если твой отец — олигарх. Вот только подростки еще не готовы проигрывать, признавать суровость взрослого мира и хотят продолжать движение, пока ноги позволяют бежать. Дождитесь окончания первой части титров, чтобы увидеть второй (или настоящий) финал, заставляющий вспомнить об экранизации «99 франков». «Смотри как я» — подростковая драма о непонимании жизни и поисков своего места в сотне километрах от дома. Ответы, как всегда, окажутся банальными, а реальность — жестокой и колючей. Даже удивительно, как практически мифическое путешествие по глубинке получает столь реалистичное завершение. Украшают это приключение яркие персонажи и обаятельная парочка главных героев с понятными многим проблемами. Картина заявляется как комедия, но назвать ее таковой сложно. Юмор — не самая запоминающаяся сторона, а все действие скорее наполнено едким сарказмом и безысходностью. Если вы еще способны вспомнить, насколько остры юношеские переживания и одиночество, усугубленные давлением окружающих, то легко найдете общий язык с этими героями и их горестями. Источник: kinoafisha.info
|
17 Сентября 2020 0