Работы некоторых режиссеров имеют столь узнаваемый, столь специфичный и оригинальный стиль, что стоит только назвать имя постановщика, как о фильме все становится понятно. Это совсем не плохо и не говорит об ограниченности или заезженности, но гарантирует зрителю привычное качество, гамму желанных эмоций и понятное настроение. Стивен Фрирз относится к числу именно таких мастеров кино – в его фильмографии, ведущей отсчет еще из 1960-х, случалось всякое, но сейчас режиссер стал по-хорошему предсказуем: «Миссис Хендерсон представляет» и «Филомена», «Королева» и «Фортуна Вегаса», «Шери» и «Флоренс Фостер Дженкинс» словно яблоки из одной корзины, они могут отличаться формой, размером, оттенками цвета кожуры, но, попробовав одно, вы осознаете вкус каждого из них.
«Виктория и Абдул» – типичный фильм Фрирза, наполненный юмором, сыгранный блестящими актерами, тонко чувствующий эпоху и услужливо помогающий зрителю определиться с эмоциями. Нужно сразу отметить (впрочем, этот дисклеймер дается и в начале картины), что историческая достоверность ленты весьма сомнительна – точнее, относиться к сюжету стоит как к волшебной сказке, в основе которой лежит реальная история, ведь сценаристы старательно обошли стороной все острые углы, резкие повороты и неприятные черты характера Абдула, сделав из него небесно-чистый образ идеального друга престарелой королевы. Никакой алчности и коррупции, никакого давления на Викторию с целью устроить жизнь отца в Индии, никаких интриг Абдула против прислуги зрителю не покажут, это нарушает сказочный образ.
А Фрирз, кажется, снимал именно сказку – даже его персонажи скорее напоминают мультяшных героев из «Красавицы и чудовища», «Белоснежки» и «Золушки»: чопорные джентльмены, дамы с иссушенными лицами и кривыми улыбками, толстяк-принц, брызгающий слюной в истерике, и властная королева-мать, не терпящая пререканий и препирательств. Впрочем, к Виктории режиссер даже по-своему нежен, она показана хоть и сварливой старухой, но вполне обаятельной, живой, интересующейся и не лишенной определенного авантюризма. Это и понятно – про кого из британских монархов сегодня ни снимай, все равно получается проекция в день сегодняшний на Елизавету Вторую, чей авторитет безусловен, а любовь подданных к которой действительно искренна.
С этой любовью работает не только Стивен Фрирз, но и блистательная Джуди Денч, заслуженно получившая титул Дамы (женский аналог рыцарства). Денч играет вдохновенно и размашисто, эмоции ее персонажа меняются постоянно, она демонстрирует широчайший спектр чувств, причем не боится даже выглядеть смешной – чего стоит одна только первая сцена пробуждения Виктории. Вот уж кто в фильме блистает, так это именно королева – и для сияния ей не нужны золоченые наряды, грандиозный трон или богатое убранство дворца, достаточно страсти, с которой роли отдается Джуди Денч и с которой живет в кадре ее Виктория, искренне восхищающаяся красотой супруги Абдула, отчитывающая, как мальчишку, принца Берти, смеющаяся или с вздувшимися на шее венами вопящая «Измена!».
Поэтому, если зритель не слишком требователен к точному изложению фактов, если эмоции при просмотре важнее соответствия документам, а красота в кадре первостепенна по отношению ко всему остальному, то «Виктория и Абдул» является лучшим подарком любителю походов в кинотеатр. Здесь есть и великолепные пейзажи, и уникальные декорации, и пышные наряды, и достоверный грим. Есть в фильме место и ярким эмоциям – местами кино у Фрирза получилось очень смешное, а кое-где, например, в монологе о том, что Виктория не является ненормальной, чувствуется драматическая мощь. Больше того, на первое место авторы ставят мысль о том, что Абдул действительно беззаветно любит королеву и служит ей со всей отдачей – разве это не красиво?
Очень красиво. Но сказочно и местами наивно именно в силу того, что сценаристы спрямили образы и отвернулись от заметных противоречий в реальном сюжете. Но именно такими фантастическими историями о любви и верности и воспитывается лучшее в людях. Так что пусть сказки остаются на экране, тем более так хорошо сыгранные и снятые.
«Виктория и Абдул» – типичный фильм Фрирза, наполненный юмором, сыгранный блестящими актерами, тонко чувствующий эпоху и услужливо помогающий зрителю определиться с эмоциями. Нужно сразу отметить (впрочем, этот дисклеймер дается и в начале картины), что историческая достоверность ленты весьма сомнительна – точнее, относиться к сюжету стоит как к волшебной сказке, в основе которой лежит реальная история, ведь сценаристы старательно обошли стороной все острые углы, резкие повороты и неприятные черты характера Абдула, сделав из него небесно-чистый образ идеального друга престарелой королевы. Никакой алчности и коррупции, никакого давления на Викторию с целью устроить жизнь отца в Индии, никаких интриг Абдула против прислуги зрителю не покажут, это нарушает сказочный образ.
А Фрирз, кажется, снимал именно сказку – даже его персонажи скорее напоминают мультяшных героев из «Красавицы и чудовища», «Белоснежки» и «Золушки»: чопорные джентльмены, дамы с иссушенными лицами и кривыми улыбками, толстяк-принц, брызгающий слюной в истерике, и властная королева-мать, не терпящая пререканий и препирательств. Впрочем, к Виктории режиссер даже по-своему нежен, она показана хоть и сварливой старухой, но вполне обаятельной, живой, интересующейся и не лишенной определенного авантюризма. Это и понятно – про кого из британских монархов сегодня ни снимай, все равно получается проекция в день сегодняшний на Елизавету Вторую, чей авторитет безусловен, а любовь подданных к которой действительно искренна.
С этой любовью работает не только Стивен Фрирз, но и блистательная Джуди Денч, заслуженно получившая титул Дамы (женский аналог рыцарства). Денч играет вдохновенно и размашисто, эмоции ее персонажа меняются постоянно, она демонстрирует широчайший спектр чувств, причем не боится даже выглядеть смешной – чего стоит одна только первая сцена пробуждения Виктории. Вот уж кто в фильме блистает, так это именно королева – и для сияния ей не нужны золоченые наряды, грандиозный трон или богатое убранство дворца, достаточно страсти, с которой роли отдается Джуди Денч и с которой живет в кадре ее Виктория, искренне восхищающаяся красотой супруги Абдула, отчитывающая, как мальчишку, принца Берти, смеющаяся или с вздувшимися на шее венами вопящая «Измена!».
Поэтому, если зритель не слишком требователен к точному изложению фактов, если эмоции при просмотре важнее соответствия документам, а красота в кадре первостепенна по отношению ко всему остальному, то «Виктория и Абдул» является лучшим подарком любителю походов в кинотеатр. Здесь есть и великолепные пейзажи, и уникальные декорации, и пышные наряды, и достоверный грим. Есть в фильме место и ярким эмоциям – местами кино у Фрирза получилось очень смешное, а кое-где, например, в монологе о том, что Виктория не является ненормальной, чувствуется драматическая мощь. Больше того, на первое место авторы ставят мысль о том, что Абдул действительно беззаветно любит королеву и служит ей со всей отдачей – разве это не красиво?
Очень красиво. Но сказочно и местами наивно именно в силу того, что сценаристы спрямили образы и отвернулись от заметных противоречий в реальном сюжете. Но именно такими фантастическими историями о любви и верности и воспитывается лучшее в людях. Так что пусть сказки остаются на экране, тем более так хорошо сыгранные и снятые.
Источник: film.ru