
Премьера четвёртого фильма израильского режиссёра и сценариста Орена Мувермана состоялась на Берлинале 2017, где он претендовал на награду за лучший сценарий. В основу сюжета лёг одноимённый роман Хермана Коха, который уже неоднократно экранизировался в разных странах. Изначально предложить свою версию «Ужина» планировала Кейт Бланшетт, но позднее актриса отказалась от идеи дебютировать в режиссуре. Муверман же дело на полпути не бросил и подошёл к картине с размахом, собрав за столом по-настоящему впечатляющий каст: Ричард Гир, Стивен Куган, Лора Линни, Ребекка Холл и Хлоя Севиньи. Вот только изящно перевести многослойное произведение на киноязык у него получилось с трудом.
Поговаривают, что Кох, который выступил соавтором сценария, был недоволен получившейся картиной. Якобы автор писал сатирическое произведение, а Муверман из него сделал поучительное кино. Положа руку на сердце, приходится признать, что не только поучительное, но и чрезвычайно тяжеловесное. Следуя за мыслью рассказчика, душевнобольного младшего брата, который, собственно, меньше всех в курсе происходящего, режиссёр уводит зрителя в бескрайние дебри человеческой памяти. Смена блюд перемежается бессвязными монологами и слишком подробными флэшбеками, запутывающими ещё больше. С каждой минутой нарастает напряжение — и раздражение от того, что очередное воспоминание неловко громоздится на верхушке пирамиды, готовой рухнуть в любую минуту.
Муверман действительно воспринимает происходящее чересчур серьёзно, а потому его герои получаются несколько карикатурными. Звёздные пары Куган-Линни и Гир-Холл максимально отыгрывают своих странных персонажей, что, как ни странно, не идёт им на пользу, учитывая все неровности повествовательного полотна. Мотивация мужских персонажей остаётся туманной. Если поведение Пола Ломана можно объяснить психическим расстройством, то исключительная твёрдость характера его брата Стэнли остаётся загадкой. При этом женщины ведут себя неприятно прямолинейно, сводя принятые за один вечер разрушительные решения к исполнению абстрактного материнского долга.
Впрочем, умалять режиссёрских способностей Мувермана не стоит. Ему действительно удаётся воссоздать напряжённую обстановку, порассуждать на тему кризиса семейных и моральных ценностей, погрузить зрителя в исследование атмосферы тотальной нелюбви. Он ни на секунду не отпускает внимания, пускай и раздражённого, старательно подливая масла в огонь. Лишь человек с железными нервами смог бы пропустить мимо ушей навязчивое клацанье входящих сообщений, которое сопровождало одну из главных сцен картины.
«Ужин» выглядит как набор сильных сцен с талантливым исполнением, которые никак не желают складываться в единую картину о трудности принятия правильных решений. Орену Муверману не хватило смелости превратить неприятные семейные посиделки в язвительную драму.
Источник: cinemaflood.com