
Вот и Швеция: на туристических открытках это страна «Икеи», «Аббы», хоккея и, конечно, викингов. А где викинги, там и руны, Вальхалла, Иггдрасиль, про которые, как правило, вспоминают разве что в контексте фэнтезийных компьютерных игр. Даже Тора запихнули в костюм американского супергероя. «Солнцестояние» строится на том, что группа воспитанных на западных ценностях студентов («Да ты знаешь, какие в Швеции тёлки?») оказывается в языческой коммуне, где привычные рациональные законы не работают. «Тёлку» тут невозможно просто взять и бросить, мёртвое дерево вызывает священный трепет, а человеческая жизнь не продлевается без надобности. Попав в незнакомый и отличный от привычного им по темпу жизни мир, персонажи «Евротура» начинают допускать ошибки, за которые поплатятся в духе «Хостела» (или даже, скорее, «Плетёного человека»).
Наибольшей ошибкой, конечно же, было в принципе приезжать в шведскую глухомань, рассчитывая на весёлый и непринуждённый отдых. Выстраиваемая Астером социальная среда деревеньки в провинции Хельсингланд — воплощение всех тех вещей, которые среднестатистический американец считает дикими и давно отжившими своё. Центральный мотив фильма — страдания главной героини Дани, недавно потерявшей семью, в которой она родилась, и переживающей кризис семьи, зарождающейся с её молодым человеком Кристианом. Депривация и отчуждение вынуждают её искать единомышленников. Таковыми постепенно становятся не любимый с его друзьями-хамами, склонными разве что к употреблению запрещённых веществ и промискуитету, а именно шведская «большая семья», связанная архаичными для молодых раздолбаев непреклонными семейными ценностями. Наверняка Дани попала сюда не случайно — это и составляет детективный костяк фильма. Но триллерная и хоррорная часть в «Солнцестоянии» отнюдь не ключевая. Хотя, как и положено, человеческие кишки, где надо, развешивают с упорством мясника (порой в буквальном смысле).
Важнее, что Астер показывает уязвимость человека перед злом, когда тот находится в пограничном состоянии духа, и обнажает опасность пренебрежения здоровыми человеческими связями. Его предыдущий фильм «Реинкарнация» был, помимо первоклассного хоррора, ещё и драмой о распаде семейных уз как следствии злого рока, постигшего героев. «Ужасная» часть фильма выделяла конфликт, делала его ярче и выразительнее. «Солнцестояние» режиссёр хотел сделать ещё до своего дебюта, и этот сюжет пришёл ему в голову как раз после расставания с девушкой и нарушения привычных коммуникаций в попытках обрести душевное равновесие. Для героини фильма одержимость желанием найти точку опоры (после отказа от попыток удержаться на уже имеющейся) становится роковым решением, которое приводит к жуткой развязке, что ждёт зрителя в конце. Здесь никакого неумолимого рока нет и в помине — большинство героев могли бы избежать своей печальной участи, если бы изначально внимательнее относились друг к другу.
«Солнцестояние» может оказаться очень близким по духу русскому человеку. И не только потому что община, в которой проживают герои, исповедует ценности одной из главных русских скреп — семьи (пускай и местами вывернутой наизнанку). Сами костюмы, которые носят жители, стилистика настенных рисунков, даже гранёные стаканы, в которые черпачком наливают загадочный чай, «избавляющий от внешних покровов», — всё это отсылает к славянскому быту, который на нашу землю принёс Рюрик в период призвания варягов. Вся эта скандинавская архаика настолько будоражит воображение буйного Астера, что он залихватски клепает свой собственный мирок «с блэкджеком и мёдом» (медведь в сюжете тоже присутствует, хотя его участь и незавидна). Мир диких скандинавов оказывается жуткой, извращённой противоположностью того, что исповедует среднестатистический американец, — но дико привлекательной для потерянной Дани, которая ничего не понимает сама и которую сложно не понять зрителю. И там, где русского человека в фильме даже может пробить на смех, западного зрителя распирает хтонический ужас. Ведь мир, в котором мужчина совокупляется с женщиной по договору со старейшиной деревни в соответствии с расположением солнца, так далёк от привычного пикапа за барной стойкой.
Источник: kg-portal.ru