
Собственная жизнь Сибил полна кризисов. У нее муж и две дочери, младшая — от любовника, Сибил с ним порой встречается. Сибил — член общества анонимных алкоголиков, алкоголичка ее сестра, такой же была погибшая в автокатастрофе мать. Роман для нее теперь как бы способ написать свою жизнь заново, а другие люди картонные фигурки, в лучшем случае повод для вдохновения. Но всерьез взвалить на себя ношу демиурга очень сложно.
В предыдущем фильме Трие («В постели с Викторией») Виржини Эфира также играла женщину, которая пытается привести свою жизнь в порядок, только писателем был ее парень, рассказывавший всему интернету об их богатой сексуальной жизни. Теперь инструменты у нее в руках. В «Соблазне» точно подмечается, что автор для своих героев — и бог, и психоаналитик, и даже следователь. Только вот он их не спасает: «Спасателя в книге нет», — уличает Сибил свою сестру, совравшую, что прочитала ее книгу. Мотив писателя, который так влип в свою книгу, что не может выкрутиться, не нов. Можно найти переклички и с «Бассейном» Озона, однако Сибил также парадоксально напоминает пишущего «пустую» книгу Джека Торренса из «Сияния», тем более, что оба алкоголики.
Сибил главная героиня, но это фильм о трех женщинах. Кроме молодой актрисы Марго есть режиссер ее фильма «Мика», блестяще сыгранная памятной по «Тони Эрдманну» Сандрой Хюллер. Холодные блондинки Сибил и Мика похожи и по роду занятий, и внешне. В один момент Сибил даже становится на место режиссера, а в конце осознает, что снятый Микой фильм — о ней. И, конечно, написанная все же книга также о всех троих. Все возрождается в искусстве, но освобождает лишь правда: такую мораль можно было бы пришить фильму. Но у Трие достаточно вкуса, чтобы никакую мораль не педалировать.
Да, надо сказать, хотя интересы трех дамочек вращаются вокруг смазливого актера с русскими корнями по имени «Игор», это все же дань условности. Они хотят обрести не бойфренда, а себя самих, просто конфликт с собой прорывается конфликтом мире и традиционно воплощается в любовном треугольнике или похожей фигуре. И в кино, и в литературе мы снова вынуждены обращаться к психоаналитическим или художественном клише, убеждаться, что в жизни нет смысла, и даже снова слышать, что фильм подобен сновидению. Но тонкая ирония «Соблазна», как ни странно, вновь почти делает все это убедительным.
Например, скандальная немка, снимающая кино в Италии, причем влюбленная в своего актера до того, что в разгар сцены прыгает за борт с яхты — это уже сюжет для комедии положений. И вот она, мокрая, выходит на берег под «Реквием» Моцарта, только исполняется он на средиземноморской гитаре, что и красиво, и смешно. Таких хороших сцен много, снятых без хамства, чтобы не опошлить чувства героев, но и без надрыва, чтобы мы не слишком плакали о самих себе.
Музыка, кстати, очень важна в этом смысле. Так, пьяная Сибил выбегает на сцену и поет «День, как любой другой» Нино Феррера — это ведь почти то же, как героиня «Тони Эрдманна» пела Уитни Хьюстон на вечеринке в румынской квартире! И еще один грустный рефрен фильма: песня Motherless Child. Нет матери у Сибил, нет ее и у молчаливого мальчика с сеансов психотерапии. Но в конце мама придет хотя бы к одной девочке-безотцовщине, после всех пролитых слез. И здесь-то жизнь только начинается.
Источник: kinoafisha.info