Шотландский юморист Армандо Ианнуччи начинал с обычных ситкомов, но по-настоящему прославился, когда занялся едкой политической сатирой. Сперва он создал сериал «Гуща событий», высмеивающий британских функционеров, а затем вышел на международный уровень с шоу «Вице-президент», которое вот уже шесть сезонов издевается над высокопоставленными политиками США.
После этих двух сериалов было бы логично «задрать лапку» на деятелей Евросоюза или Китая, но Ианнуччи сделал неожиданный кульбит и снял полнометражный фильм о сталинском окружении. Естественно, «Смерть Сталина» – это тоже жесткая сатира, но на сей раз еще и кровавая. Хотя в начале фильма один из второстепенных персонажей заявляет, что расстрелов не будет, без них, конечно же, не обходится. Какое же кино о сталинской эпохе без массовых бессудных расправ!
Когда стало известно, что Ианнуччи снял фильм о смерти Сталина, некоторые российские комментаторы заявили, что это акт информационной войны против нашей страны. Действительно, в нынешнем политическом климате кино, которое изображает СССР кошмарным «Мордором», не может не быть вкладом в борьбу за политическую изоляцию России и ее руководства. Но если бы Ианнуччи хотел снять кино конкретно про Путина, он бы так и поступил – за ним бы не заржавело. Основная цель «Смерти Сталина» не в том, чтобы напомнить, как страшна Россия, а в том, чтобы еще яснее и ярче, чем прежде, продемонстрировать главный посыл всех политических проектов Ианнуччи: «Бонзам доверять нельзя».
Ианнуччи всегда изображает высших чиновников недалекими социопатами, которые толком не могут ничем управлять, но зато знают, как удерживаться в своих креслах и производить впечатление на избирателей. Именно такими предстают «сталинские соколы» в «Смерти». Это колоритное сборище пожилых политиканов, которые одновременно властны и трусливы, безжалостны и коварны. Много лет они клялись в верности вождю, но когда они видят умирающего Сталина, они не бросаются ему помогать. Вместо этого партийцы прямо над телом выясняют отношения и точат друг на друга ножи, которые обнажаются еще до того, как тело Сталина оказывается в мавзолее. У каждого из чинуш лишь две цели – выживание и власть. Они годами шли по трупам, чтобы обеспечить себе и то и другое, и они не собираются останавливаться. Вопрос лишь в том, на чьей стороне будет больше соратников и людей с автоматами. Как говорил Паниковский, «это жалкие, ничтожные личности».
А еще они очень смешные. Особенно в первой половине картины, когда они ошарашены и растеряны. Ианнуччи – мастер уморительно показывать сильных мира сего, и он не роняет марку в «Смерти Сталина». Фарс у него получился очень динамичный и остроумный, причем каждый сталинец смешит по-своему. Хрущев предстает осторожным лизоблюдом, который понемногу превращается в хищника. Маленков оказывается туповатым индюком, которого больше всего волнует, как он будет смотреться на портретах. Берия поражает зашкаливающим и бесстыдным садизмом, Молотов – собачьей преданностью вождю, который готовился отправить его за решетку, а Жуков – солдафонской бесцеремонностью. В свою очередь, Василий Сталин «жжет» как спившийся «золотой мальчик», привычный к безнаказанности. Под руководством Ианнуччи и в исполнении ярчайших актеров главные герои «Смерти» столь комичны, что фильм тянет пересмотреть, как только начинаются финальные титры.
Правда, это желание ослабевает, когда вспоминаешь, что «Смерть Сталина» – это трагичный смех сквозь слезы. Партийцы комичны, но жертвы их режима реальны и многочисленны. В основном это безымянные обыватели, чиновники, люди в погонах, но есть в картине и жертвы с именами. Например, Светлана Аллилуева (дочь Сталина) и пианистка Мария Юдина, которая действительно в определенный момент бросила Сталину открытый вызов. Она не боялась вождя, потому что, как верно показано в фильме, была глубоко религиозной женщиной. Правда, в описываемое время ей было за 50, и она выглядела отнюдь не как Ольга Куриленко, сыгравшая Юдину у Ианнуччи. Но это детали, к которым вряд ли стоит придираться в фарсе.
Вообще, в «Смерти Сталина» много отступлений от фактов, и почти все они подчеркнуто тенденциозны и направлены против сталинского режима. Поэтому рассматривать ленту как урок истории или как сбалансированное изображение прошлого ни в коем случае нельзя. Да и странно было бы ждать, что шотландский сатирик скрупулезно разберется в нюансах нашей истории и нашей политики и раскроет нам глаза. В контексте британского кино «Смерть Сталина» проходит не по ведомству байопиков, а по ведомству антиутопий вроде «Бразилии» и «1984» – заостренных фильмов-предупреждений о том, что бывает, когда политики получают всю власть в стране и бесконтрольно ее используют. И даже если рассматривать «Смерть Сталина» как историческое кино и оспаривать его отображение реальных событий, оспорить главный вывод Ианнуччи вряд ли получится. Политика – это в самом деле слишком важное занятие, чтобы полностью доверять его политиканам.
После этих двух сериалов было бы логично «задрать лапку» на деятелей Евросоюза или Китая, но Ианнуччи сделал неожиданный кульбит и снял полнометражный фильм о сталинском окружении. Естественно, «Смерть Сталина» – это тоже жесткая сатира, но на сей раз еще и кровавая. Хотя в начале фильма один из второстепенных персонажей заявляет, что расстрелов не будет, без них, конечно же, не обходится. Какое же кино о сталинской эпохе без массовых бессудных расправ!
Когда стало известно, что Ианнуччи снял фильм о смерти Сталина, некоторые российские комментаторы заявили, что это акт информационной войны против нашей страны. Действительно, в нынешнем политическом климате кино, которое изображает СССР кошмарным «Мордором», не может не быть вкладом в борьбу за политическую изоляцию России и ее руководства. Но если бы Ианнуччи хотел снять кино конкретно про Путина, он бы так и поступил – за ним бы не заржавело. Основная цель «Смерти Сталина» не в том, чтобы напомнить, как страшна Россия, а в том, чтобы еще яснее и ярче, чем прежде, продемонстрировать главный посыл всех политических проектов Ианнуччи: «Бонзам доверять нельзя».
Ианнуччи всегда изображает высших чиновников недалекими социопатами, которые толком не могут ничем управлять, но зато знают, как удерживаться в своих креслах и производить впечатление на избирателей. Именно такими предстают «сталинские соколы» в «Смерти». Это колоритное сборище пожилых политиканов, которые одновременно властны и трусливы, безжалостны и коварны. Много лет они клялись в верности вождю, но когда они видят умирающего Сталина, они не бросаются ему помогать. Вместо этого партийцы прямо над телом выясняют отношения и точат друг на друга ножи, которые обнажаются еще до того, как тело Сталина оказывается в мавзолее. У каждого из чинуш лишь две цели – выживание и власть. Они годами шли по трупам, чтобы обеспечить себе и то и другое, и они не собираются останавливаться. Вопрос лишь в том, на чьей стороне будет больше соратников и людей с автоматами. Как говорил Паниковский, «это жалкие, ничтожные личности».
А еще они очень смешные. Особенно в первой половине картины, когда они ошарашены и растеряны. Ианнуччи – мастер уморительно показывать сильных мира сего, и он не роняет марку в «Смерти Сталина». Фарс у него получился очень динамичный и остроумный, причем каждый сталинец смешит по-своему. Хрущев предстает осторожным лизоблюдом, который понемногу превращается в хищника. Маленков оказывается туповатым индюком, которого больше всего волнует, как он будет смотреться на портретах. Берия поражает зашкаливающим и бесстыдным садизмом, Молотов – собачьей преданностью вождю, который готовился отправить его за решетку, а Жуков – солдафонской бесцеремонностью. В свою очередь, Василий Сталин «жжет» как спившийся «золотой мальчик», привычный к безнаказанности. Под руководством Ианнуччи и в исполнении ярчайших актеров главные герои «Смерти» столь комичны, что фильм тянет пересмотреть, как только начинаются финальные титры.
Правда, это желание ослабевает, когда вспоминаешь, что «Смерть Сталина» – это трагичный смех сквозь слезы. Партийцы комичны, но жертвы их режима реальны и многочисленны. В основном это безымянные обыватели, чиновники, люди в погонах, но есть в картине и жертвы с именами. Например, Светлана Аллилуева (дочь Сталина) и пианистка Мария Юдина, которая действительно в определенный момент бросила Сталину открытый вызов. Она не боялась вождя, потому что, как верно показано в фильме, была глубоко религиозной женщиной. Правда, в описываемое время ей было за 50, и она выглядела отнюдь не как Ольга Куриленко, сыгравшая Юдину у Ианнуччи. Но это детали, к которым вряд ли стоит придираться в фарсе.
Вообще, в «Смерти Сталина» много отступлений от фактов, и почти все они подчеркнуто тенденциозны и направлены против сталинского режима. Поэтому рассматривать ленту как урок истории или как сбалансированное изображение прошлого ни в коем случае нельзя. Да и странно было бы ждать, что шотландский сатирик скрупулезно разберется в нюансах нашей истории и нашей политики и раскроет нам глаза. В контексте британского кино «Смерть Сталина» проходит не по ведомству байопиков, а по ведомству антиутопий вроде «Бразилии» и «1984» – заостренных фильмов-предупреждений о том, что бывает, когда политики получают всю власть в стране и бесконтрольно ее используют. И даже если рассматривать «Смерть Сталина» как историческое кино и оспаривать его отображение реальных событий, оспорить главный вывод Ианнуччи вряд ли получится. Политика – это в самом деле слишком важное занятие, чтобы полностью доверять его политиканам.
Источник: film.ru