
Во времена, когда даже иронично обыгрывать клише — уже само по себе клише, сложно снять смешную супергероику и не увязнуть в зыбких песках постмодерна. Разрушение канонов перестало быть занятием оригинальным: теперь мало показать пальцем на жанровую условность и сказать «ха, смотрите, а ведь это штамп» — сейчас даже «Дэдпул» сквозь толстые очки сатиры пытается нащупать какую-никакую драматургию. «Шазам» в этом плане, может, и не сильное, но определённо качественное улучшение. В нём уже не так чувствуется авторская рука, этот циничный взгляд сверху, норовящий извратить любую сцену и защекотать зрителя до смерти всякими интертекстами.
Весь условный «стёб» здесь исходит не из авторского взгляда, а из самих персонажей, характеров, раздолбайско-школьной лирики. Точно так же, как и герои прощупывают супергеройские возможности мальчика Билли, сам фильм с оглушающей юношеской спесью проносится по старым тропам. Он, словно маленький школьник-бунтарь (в самом лучшем смысле), ищет в академической формуле неточности или повод для очередной колкости. А почему злодеи не стреляют в лицо? Зачем пафосные речи так издалека произносят? И откуда у супергероев такие крутые имена? Их ведь, оказывается, так сложно придумать (где-то здесь витает упущенная шутка про Капитана Марвел, спишем её на авторские права). И вообще, зачем мне кого-то спасать, если можно ломать банкоматы и делать с людьми платные селфи?
Но его бунт совершенно не реакционный — «Шазам», несмотря на все отступления и издёвки, остаётся верен дискурсу, доказавшему свою работоспособность в сотнях сольников до него. Он работает по той же строгой структуре и с теми же классическими темами дружбы, семьи и прочих замечательных вещей, просто делает это как-то остроумнее, смелее, искреннее, что ли. Тонкая проблема приёмных родителей в «Шазаме» ни разу не становится поводом для манипуляции (хотя возможностей много), а обращение к подростковой эстетике не похоже на типичные продюсерские заигрывания перед целевой аудиторией.
Так же и Закари Ливай, взрослый сорокалетний мужчина, выглядит ничуть не инфантильно или глупо, играя добросердечного тинейджера — что, надо сказать, та ещё задача, если ты не какой-нибудь Том Хэнкс (про «Большого» тут, кстати, тоже вспоминают). Благодаря его зажигательной эксцентрике в дуэте с пятнадцатилетним Джеком Диланом Грэйзером (мальчик Эдди из «Оно») местные гэги, в общем, и работают: они часто находятся на такой грани между милым и откровенно идиотским, что любое актёрское непопадание могло разом лишить весь фильм харизмы. Но уж с чем-чем, а с харизмой у «Шазама» всё в порядке: удачные выпады есть даже у типично-блеклого для сольников злодея в лице Марка Стронга, одновременно инфернального и ироничного.
Фильм вообще очень точно работает по подросткам: и на уровне шуток — герой тут, получив взрослое тело, идёт сперва не мир спасать, а банально пытается купить пива, — и, например, в том, как он обращается со своим рейтингом. Для фильма с PG-13 в «Шазаме» уж больно много мерзких монстров, черепов, сползающей кожи и прочих ужасов любого ответственного родителя. В этом он очень напоминает старые подростковые адвенчуры студии Amblin’ вроде «Гремлинов» или «Балбесов», на которые режиссёр Дэвид Ф. Сандберг, очевидно, оглядывался — в отличие от своего тематического конкурента, «Человека-паука: Вдали от дома», которому ближе оказалось кино Джона Хьюза. В современной супергероике подобное пытался сделать разве что Джеймс Ганн во вторых «Стражах галактики», но гораздо менее концентрированно и с чуть большим упором на визуальное. «Шазам» же внешне ни к чему особо не отсылает и вообще ни на кого быть похожим не пытается: ни на своих соратников из DC, ни уж тем более на марвеловских конкурентов — вся его «ретро-душа» исключительно в творческом подходе и решениях.
И пускай фильм к финалу снижает обороты и, повинуясь негласному закону блокбастеров, заканчивает историю не самой выдающейся масштабной баталией. Пускай он не всегда остроумен, а иногда — только иногда — чуть более назидателен, чем следует. Все равно «Шазам» наравне с «Акваменом» (любопытно, что оба фильма сняли бывшие режиссёры хорроров) иллюстрирует очень радужную тенденцию. Если раньше DC пытались выделяться напускным мраком и претензиями (несостоявшимися) на высокую киноживопись, теперь студия взяла кардинально новый курс: пока их мышиные друзья строят громоздкие мультивселенные, они снимают самобытно, без оглядки на большие нарративы и, что главное, весело.
Источник: film.ru