Когда Стивен Спилберг в 1993 году выпустил «Список Шиндлера», многие были удивлены тем, что знаменитый голливудец снял кино не о безупречном герое Второй мировой войны, а о нацисте-бизнесмене, который был соучастником военных преступлений. Однако драматическая суть «Списка» была как раз в том, что человек, у которого не было никаких веских причин спасать евреев и который поначалу лишь наживался на рабском труде, «увидел свет» и стал праведником. Спилберг любит проповеди, но еще больше он любит снимать драматичное кино о радикальных перевоплощениях. А с тех пор как режиссер стал частью американской элиты, его заводят реальные истории о «больших шишках», которые совершают подвиги, хотя не обязаны геройствовать.
Имея это в виду, легко понять, почему «Секретное досье» рассказывает о Кэтрин Грэм и Бене Брэдли, а не о Дэниеле Эллсберге, который появляется лишь в нескольких сценах. Казалось бы, Эллсберг больше всех рисковал, и это он инициировал скандал, который лишь подхватили газетчики. Но военный аналитик Спилбергу не интересен, потому что он слишком героичен. Фильм о нем был бы скучным панегириком. Спилберга привлекают душевный конфликт и сложный внутренний выбор, и он находит их, когда присматривается к Кэтрин Грэм – пожилой светской львице, которая унаследовала Washington Post от отца и возглавила издание после гибели мужа.
Мы привыкли видеть Мэрил Стрип в образах сильных женщин, но Грэм отнюдь не выкована из стали. Большую часть жизни она была матерью и домохозяйкой, и ее вполне устраивало такое существование. Кэтрин никогда не готовили к руководству газетой – напротив, ей всегда говорили, что это не женское дело. Так что, встав во главе издания, Кэтрин чувствует себя как школьница, которой нужно сдавать экзамен по китайскому после восьми лет изучения кройки и шитья. Ей нелегко даются даже очевидные решения. Что уж говорить о судьбоносном выборе, который может возвысить Washington Post или убить газету!
Мало того, «крестовый поход» против Никсона и политического истеблишмента – это еще и удар по личным связям Грэм в вашингтонских кругах. Для Кэтрин фигуранты секретных досье – не безликие чиновники, а хорошие знакомые или даже близкие друзья. Так что, с одной стороны, женщина ошарашена тем, сколько лет ей лгали в лицо о положении дел во Вьетнаме, а с другой стороны, ей нелегко предать дружбу, даже если речь идет о судьбе нации.
Бену Брэдли ключевое решение фильма дается куда проще. Он – профессиональный газетчик, который ставит превыше всего публикацию эксклюзива. Но все же Бен не хочет на склоне лет садиться в тюрьму, а потом искать новую работу. Кроме того, у него есть собственные связи в высших кругах, и ему совсем не улыбается бросить тень на покойного президента Кеннеди, которого Бен считал своим близким другом. Как и Грэм, Брэдли стоит на высоком пьедестале, и в случае неудачи ему будет очень больно падать. При этом Washington Post отнюдь не обязана ввязываться в войну, которую уже ведет влиятельная и могущественная The New York Times. Многие бы на месте Грэм и Брэдли сказали: «Пусть другие рискуют – нам и так хорошо», и никто бы их не осудил. Но в этом случае Спилберг не стал бы снимать о них кино.
Справедливости ради надо сказать, что фильм преувеличивает драматизм ситуации. В реальности вероятность того, что Верховный суд пойдет на поводу у Никсона и ограничит свободу прессы вопреки всей американской традиции, была невелика. Но все же она была отличной от нуля, и режиссер правильно делает, что заостряет конфликт, который непросто прочувствовать со стороны, не будучи вхожим в американскую элиту 1970-х. Кроме того, чем острее противостояние, тем пафоснее речи тех, кто пытается друг друга переубедить. А «Секретное досье» отчасти снято для того, чтобы звезды могли встать в позу и сказать «главные слова» о значении прессы, о свободе слова и о важности истины для демократии. Спилберг любит проповедовать, но он редко делает это так открыто и откровенно, как в «Секретном досье».
Конечно, для нас в России это не столь актуальное и «родное» кино, как в США. У нас свои правила власти и прессы, и наши медиа могут лишь мечтать о том, чтобы стать такой же «четвертой властью», какой порой бывали американские СМИ. Но даже если не принимать «Секретное досье» близко к сердцу и рассматривать его как музейный экскурс, это все равно любопытная и умело рассказанная и разыгранная история. Хотя картина сугубо разговорная, Спилберг смог сделать ее достаточно увлекательной для всех, кто хоть немного интересуется затронутыми темами. И, разумеется, режиссер отлично передал ощущение времени и места, а Мэрил Стрип превосходно изобразила все душевные колебания миссис Грэм. Хотя переоценивать «Секретное досье» не стоит – спилберговский «Линкольн» был сильнее как политическое кино. Кроме того, лента раздражает, когда иногда становится чересчур примитивной и проповеднической.
Имея это в виду, легко понять, почему «Секретное досье» рассказывает о Кэтрин Грэм и Бене Брэдли, а не о Дэниеле Эллсберге, который появляется лишь в нескольких сценах. Казалось бы, Эллсберг больше всех рисковал, и это он инициировал скандал, который лишь подхватили газетчики. Но военный аналитик Спилбергу не интересен, потому что он слишком героичен. Фильм о нем был бы скучным панегириком. Спилберга привлекают душевный конфликт и сложный внутренний выбор, и он находит их, когда присматривается к Кэтрин Грэм – пожилой светской львице, которая унаследовала Washington Post от отца и возглавила издание после гибели мужа.
Мы привыкли видеть Мэрил Стрип в образах сильных женщин, но Грэм отнюдь не выкована из стали. Большую часть жизни она была матерью и домохозяйкой, и ее вполне устраивало такое существование. Кэтрин никогда не готовили к руководству газетой – напротив, ей всегда говорили, что это не женское дело. Так что, встав во главе издания, Кэтрин чувствует себя как школьница, которой нужно сдавать экзамен по китайскому после восьми лет изучения кройки и шитья. Ей нелегко даются даже очевидные решения. Что уж говорить о судьбоносном выборе, который может возвысить Washington Post или убить газету!
Мало того, «крестовый поход» против Никсона и политического истеблишмента – это еще и удар по личным связям Грэм в вашингтонских кругах. Для Кэтрин фигуранты секретных досье – не безликие чиновники, а хорошие знакомые или даже близкие друзья. Так что, с одной стороны, женщина ошарашена тем, сколько лет ей лгали в лицо о положении дел во Вьетнаме, а с другой стороны, ей нелегко предать дружбу, даже если речь идет о судьбе нации.
Бену Брэдли ключевое решение фильма дается куда проще. Он – профессиональный газетчик, который ставит превыше всего публикацию эксклюзива. Но все же Бен не хочет на склоне лет садиться в тюрьму, а потом искать новую работу. Кроме того, у него есть собственные связи в высших кругах, и ему совсем не улыбается бросить тень на покойного президента Кеннеди, которого Бен считал своим близким другом. Как и Грэм, Брэдли стоит на высоком пьедестале, и в случае неудачи ему будет очень больно падать. При этом Washington Post отнюдь не обязана ввязываться в войну, которую уже ведет влиятельная и могущественная The New York Times. Многие бы на месте Грэм и Брэдли сказали: «Пусть другие рискуют – нам и так хорошо», и никто бы их не осудил. Но в этом случае Спилберг не стал бы снимать о них кино.
Справедливости ради надо сказать, что фильм преувеличивает драматизм ситуации. В реальности вероятность того, что Верховный суд пойдет на поводу у Никсона и ограничит свободу прессы вопреки всей американской традиции, была невелика. Но все же она была отличной от нуля, и режиссер правильно делает, что заостряет конфликт, который непросто прочувствовать со стороны, не будучи вхожим в американскую элиту 1970-х. Кроме того, чем острее противостояние, тем пафоснее речи тех, кто пытается друг друга переубедить. А «Секретное досье» отчасти снято для того, чтобы звезды могли встать в позу и сказать «главные слова» о значении прессы, о свободе слова и о важности истины для демократии. Спилберг любит проповедовать, но он редко делает это так открыто и откровенно, как в «Секретном досье».
Конечно, для нас в России это не столь актуальное и «родное» кино, как в США. У нас свои правила власти и прессы, и наши медиа могут лишь мечтать о том, чтобы стать такой же «четвертой властью», какой порой бывали американские СМИ. Но даже если не принимать «Секретное досье» близко к сердцу и рассматривать его как музейный экскурс, это все равно любопытная и умело рассказанная и разыгранная история. Хотя картина сугубо разговорная, Спилберг смог сделать ее достаточно увлекательной для всех, кто хоть немного интересуется затронутыми темами. И, разумеется, режиссер отлично передал ощущение времени и места, а Мэрил Стрип превосходно изобразила все душевные колебания миссис Грэм. Хотя переоценивать «Секретное досье» не стоит – спилберговский «Линкольн» был сильнее как политическое кино. Кроме того, лента раздражает, когда иногда становится чересчур примитивной и проповеднической.
Источник: film.ru