Никто в мире не может сравниться с россиянами в любви к кошкам, но США по этому показателю занимают третье место после России и Украины. У 43% американцев есть хотя бы одна кошка, и, казалось бы, голливудцы должны показывать этих животных почти с такой же симпатией, как собак. Но нет – средневековое отождествление котов и котолюбов с силами зла никуда не исчезло. И его можно встретить даже в картинах, которые никак не назвать «банальным мейнстримом».
«Остров собак» тому печальное подтверждение. Второй после «Бесподобного мистера Фокса» кукольный мультфильм мэтра эксцентричного артхауса Уэса Андерсона безо всяких экивоков противопоставляет добродетельную любовь к собакам и зловещее пристрастие к кошкам. В то время как Атару и Трейси бесстрашно рискуют жизнями ради ушастых питомцев, мэр Кобаяси возглавляет тайный заговор «сильных мира сего», где у каждого члена каббалы есть Felis catus. Эти злодеи столь безжалостны, что они сперва подвергают собак мучительному изгнанию, а затем планируют их полное уничтожение в худших гитлеровских традициях. Чем им так насолили собаки? Ничем. Но вы же знаете этих кошкофилов… Они жить не могут, если не замышляют геноцид! Хотя у Гитлера, как известно, была овчарка, а не перс.
Впрочем, «Остров собак» всерьез воспринимать трудно. Андерсон славится как создатель ироничных «хипстерских» повествований, а «Остров» – его самая холодная и отстраненная ерническая лента, которая не вызывает никаких эмоций, кроме периодических смешков, умиления кукольными псами и восхищения тем, как последовательно Андерсон гнет свою художественную линию.
Формализма и причудливости в «Острове» хоть отбавляй. Начиная с того, что персонажи почти всегда говорят лицом или мордой к зрителям, вперивая в нас кукольные глаза, и заканчивая тем, что собаки в фильме болтают на американском английском, а персонажи-японцы – на чистом японском языке, который иногда, но не всегда сопровождается переводом. Это ставит неяпонских зрителей в положение собак, которые могут лишь гадать, что им говорят хозяева, когда читают нотации. В этом авторском ходе есть смысл, но, на наш взгляд, Андерсону не стоило использовать в качестве непонятного реальный язык, который для части зрителей известный или родной.
Вообще, создание американцем такого мультфильма о современной Японии – сомнительное решение, поскольку лента показывает Страну восходящего солнца без особого уважения. Мультфильм сваливает в кучу все японские штампы (сумо, сакура, самураи, хайку, барабаны тайко…) и изображает Мегасаки тоталитарным мегаполисом, где власть легко может промыть жителям мозги и изъять домашних питомцев безо всякого сопротивления. Это очень обидно, учитывая, что японцы собак не только любят, но и обожествляют. Конечно, не наше дело – определять, насколько «Остров» оскорбителен для Японии. Но трудно не обидеться за восточных соседей.
В целом картина получилась весьма неоднозначной. С одной стороны, это художественно насыщенное и визуально изобретательное произведение в характерном андерсоновском стиле, у которого немало поклонников. С другой стороны, фильм слишком формален, чтобы его повествованием можно было увлечься, и это далеко не самая смешная андерсоновская комедия. Тот же «Бесподобный мистер Фокс» был куда душевнее и веселее, и он смотрелся как анимационное кино, а не как полнометражный стилистический эксперимент. Также он не обижал страну, на которую Америка сбросила две атомных бомбы и где США до сих пор держат свои войска. Поэтому мы не можем поставить «Острову собак» оценку выше «тройки», но понимаем тех фанатов Андерсона, кто оценил ленту намного выше.
«Остров собак» тому печальное подтверждение. Второй после «Бесподобного мистера Фокса» кукольный мультфильм мэтра эксцентричного артхауса Уэса Андерсона безо всяких экивоков противопоставляет добродетельную любовь к собакам и зловещее пристрастие к кошкам. В то время как Атару и Трейси бесстрашно рискуют жизнями ради ушастых питомцев, мэр Кобаяси возглавляет тайный заговор «сильных мира сего», где у каждого члена каббалы есть Felis catus. Эти злодеи столь безжалостны, что они сперва подвергают собак мучительному изгнанию, а затем планируют их полное уничтожение в худших гитлеровских традициях. Чем им так насолили собаки? Ничем. Но вы же знаете этих кошкофилов… Они жить не могут, если не замышляют геноцид! Хотя у Гитлера, как известно, была овчарка, а не перс.
Впрочем, «Остров собак» всерьез воспринимать трудно. Андерсон славится как создатель ироничных «хипстерских» повествований, а «Остров» – его самая холодная и отстраненная ерническая лента, которая не вызывает никаких эмоций, кроме периодических смешков, умиления кукольными псами и восхищения тем, как последовательно Андерсон гнет свою художественную линию.
Формализма и причудливости в «Острове» хоть отбавляй. Начиная с того, что персонажи почти всегда говорят лицом или мордой к зрителям, вперивая в нас кукольные глаза, и заканчивая тем, что собаки в фильме болтают на американском английском, а персонажи-японцы – на чистом японском языке, который иногда, но не всегда сопровождается переводом. Это ставит неяпонских зрителей в положение собак, которые могут лишь гадать, что им говорят хозяева, когда читают нотации. В этом авторском ходе есть смысл, но, на наш взгляд, Андерсону не стоило использовать в качестве непонятного реальный язык, который для части зрителей известный или родной.
Вообще, создание американцем такого мультфильма о современной Японии – сомнительное решение, поскольку лента показывает Страну восходящего солнца без особого уважения. Мультфильм сваливает в кучу все японские штампы (сумо, сакура, самураи, хайку, барабаны тайко…) и изображает Мегасаки тоталитарным мегаполисом, где власть легко может промыть жителям мозги и изъять домашних питомцев безо всякого сопротивления. Это очень обидно, учитывая, что японцы собак не только любят, но и обожествляют. Конечно, не наше дело – определять, насколько «Остров» оскорбителен для Японии. Но трудно не обидеться за восточных соседей.
В целом картина получилась весьма неоднозначной. С одной стороны, это художественно насыщенное и визуально изобретательное произведение в характерном андерсоновском стиле, у которого немало поклонников. С другой стороны, фильм слишком формален, чтобы его повествованием можно было увлечься, и это далеко не самая смешная андерсоновская комедия. Тот же «Бесподобный мистер Фокс» был куда душевнее и веселее, и он смотрелся как анимационное кино, а не как полнометражный стилистический эксперимент. Также он не обижал страну, на которую Америка сбросила две атомных бомбы и где США до сих пор держат свои войска. Поэтому мы не можем поставить «Острову собак» оценку выше «тройки», но понимаем тех фанатов Андерсона, кто оценил ленту намного выше.
Источник: film.ru