Загадка Джека-Потрошителя, легендарного лондонского маньяка, изменившего представление о преступности, чье имя доподлинно до сих пор не установлено, скорее всего, будет будоражить умы еще не одного поколения. Как говорят в «интернетах»: «Во-первых, это красиво». Во-вторых, к этим жутким убийствам могут быть причастны весьма высокопоставленные особы и даже члены королевской семьи. Наконец, неразгаданная тайна просто не может не восхищать впечатлительных людей искусства, которые регулярно находят в страшной хронике вдохновение.
Вот и роман «Дан Лено и Голем из Лаймхауса» английского писателя Питера Акройда совершенно очевидно навеян событиями 1888 года, когда пять жертв были приписаны одному безымянному убийце. То же время, то же место, даже намеки на особую «любовь» Джека к извлечению из тел органов – Акройд сделал любопытную «вариацию на тему», которой заинтересовались британские кинематографисты.
Готический триллер «Голем» одновременно любопытен своей темой и откровенно вторичен – только от вашего интереса к конкретной эпохе, конкретному жанру и конкретным актерам зависит персональное отношение к фильму. Однако если к работе режиссера Хуана Карлоса Медины подходить непредвзято, с мерилом зрительского кино, то лента не заслуживает особенно пристального внимания. И дело не в том даже, что «Голем» – это всего лишь вариации на тему, а не прямое обращение к загадке Джека-Потрошителя, а в том, что снят фильм без огонька, апатично и как-то даже обреченно. И это при наличии любопытных героев и актеров.
О героях, кстати, нужно поговорить отдельно – несмотря на то что «Голем» выдуман от начала и до конца, в рядах его персонажей можно увидеть несколько не просто известных, а ключевых для истории людей. Так, инспектор, найдя дневник «голема», выясняет, что написать его могли только четыре человека, и наряду с вымышленным Джоном Кри в этот квартет входят самые настоящие Дан Лено, Джордж Гиссинг и даже Карл Маркс. В этом есть определенное чувство юмора – автор романа заставил читателя подозревать в зверских убийствах комика, теоретика коммунизма и писателя-гуманиста, – но в кино обращение к реальным историческим личностям выглядит пародийно и откровенно беспомощно. Так примерно у «Квартета И» в кино присутствовал призрак Льва Толстого – для смеха, но не более.
А смеяться в «Големе» особо не над чем, создатели фильма много времени уделили демонстрации насилия, убийств и потрошения трупов, но как-то совершенно упустили вопрос вовлеченности в происходящее обычного зрителя. А обывателю барахтанье двух десятков героев оказывается просто неинтересно – сюжет ленты и без того довольно путан, а постоянно разветвляясь на флешбэки, судебный процесс и расследование, он не приятно кружит голову, а вызывает тошноту. В итоге мы готовы на любое разрешение загадки, лишь бы все это скорее закончилось.
Увы, не спасают «Голема» и актеры. Разумеется, к Биллу Найи претензии предъявлять бессмысленно, каждое его появление в кадре – украшение картины, но знаменитому британцу порой просто нечего играть, ведь его задача заключается в многозначительном листании отчетов и скучных разговорах с помощником. Не особенно впечатляет и Оливия Кук, играющая Элизабет, – к финалу актриса, кажется, начала жить образом, но первую половину фильма с ней смотреть просто больно, ни одной эмоции, ни капли чувств, ни толики вовлеченности. Калейдоскоп второстепенных персонажей не позволяет глазу зацепиться хоть за кого-то, а потому герои просто проходят от титров к титрам безликими тенями.
В итоге фильм можно было бы похвалить за детективный сюжет, все-таки следствие многократно идет по ложному следу, а в финале инспектор сталкивается с непростой моральной дилеммой, но беда в том, что подобный трюк с убийцей уже неоднократно был продемонстрирован, а разгадка оказалась простейшей – достаточно было сверить почерк. Если бы личность легендарного Джека определялась так же легко…
Пожалуй, стоит признать, что «Голем» уступает многим другим лентам, эксплуатирующим тему печально знаменитого лондонского маньяка, – это лишь выдумка, причем не всегда оригинальная и изящная. Не впечатляет в фильме и актерская игра – зрителям не за что похвалить даже мастеров британской школы. Остается лишь наслаждение лондонскими трущобами, погружение в мир кабаре и комедийного театра да разбор нравов местных пьяниц и проституток. Сомнительное удовольствие для вечера у телевизора, но вполне подходящее названию – Голем оказывается всего лишь созданием из грязи и мусора, которое лучше обойти стороной.
Вот и роман «Дан Лено и Голем из Лаймхауса» английского писателя Питера Акройда совершенно очевидно навеян событиями 1888 года, когда пять жертв были приписаны одному безымянному убийце. То же время, то же место, даже намеки на особую «любовь» Джека к извлечению из тел органов – Акройд сделал любопытную «вариацию на тему», которой заинтересовались британские кинематографисты.
Готический триллер «Голем» одновременно любопытен своей темой и откровенно вторичен – только от вашего интереса к конкретной эпохе, конкретному жанру и конкретным актерам зависит персональное отношение к фильму. Однако если к работе режиссера Хуана Карлоса Медины подходить непредвзято, с мерилом зрительского кино, то лента не заслуживает особенно пристального внимания. И дело не в том даже, что «Голем» – это всего лишь вариации на тему, а не прямое обращение к загадке Джека-Потрошителя, а в том, что снят фильм без огонька, апатично и как-то даже обреченно. И это при наличии любопытных героев и актеров.
О героях, кстати, нужно поговорить отдельно – несмотря на то что «Голем» выдуман от начала и до конца, в рядах его персонажей можно увидеть несколько не просто известных, а ключевых для истории людей. Так, инспектор, найдя дневник «голема», выясняет, что написать его могли только четыре человека, и наряду с вымышленным Джоном Кри в этот квартет входят самые настоящие Дан Лено, Джордж Гиссинг и даже Карл Маркс. В этом есть определенное чувство юмора – автор романа заставил читателя подозревать в зверских убийствах комика, теоретика коммунизма и писателя-гуманиста, – но в кино обращение к реальным историческим личностям выглядит пародийно и откровенно беспомощно. Так примерно у «Квартета И» в кино присутствовал призрак Льва Толстого – для смеха, но не более.
А смеяться в «Големе» особо не над чем, создатели фильма много времени уделили демонстрации насилия, убийств и потрошения трупов, но как-то совершенно упустили вопрос вовлеченности в происходящее обычного зрителя. А обывателю барахтанье двух десятков героев оказывается просто неинтересно – сюжет ленты и без того довольно путан, а постоянно разветвляясь на флешбэки, судебный процесс и расследование, он не приятно кружит голову, а вызывает тошноту. В итоге мы готовы на любое разрешение загадки, лишь бы все это скорее закончилось.
Увы, не спасают «Голема» и актеры. Разумеется, к Биллу Найи претензии предъявлять бессмысленно, каждое его появление в кадре – украшение картины, но знаменитому британцу порой просто нечего играть, ведь его задача заключается в многозначительном листании отчетов и скучных разговорах с помощником. Не особенно впечатляет и Оливия Кук, играющая Элизабет, – к финалу актриса, кажется, начала жить образом, но первую половину фильма с ней смотреть просто больно, ни одной эмоции, ни капли чувств, ни толики вовлеченности. Калейдоскоп второстепенных персонажей не позволяет глазу зацепиться хоть за кого-то, а потому герои просто проходят от титров к титрам безликими тенями.
В итоге фильм можно было бы похвалить за детективный сюжет, все-таки следствие многократно идет по ложному следу, а в финале инспектор сталкивается с непростой моральной дилеммой, но беда в том, что подобный трюк с убийцей уже неоднократно был продемонстрирован, а разгадка оказалась простейшей – достаточно было сверить почерк. Если бы личность легендарного Джека определялась так же легко…
Пожалуй, стоит признать, что «Голем» уступает многим другим лентам, эксплуатирующим тему печально знаменитого лондонского маньяка, – это лишь выдумка, причем не всегда оригинальная и изящная. Не впечатляет в фильме и актерская игра – зрителям не за что похвалить даже мастеров британской школы. Остается лишь наслаждение лондонскими трущобами, погружение в мир кабаре и комедийного театра да разбор нравов местных пьяниц и проституток. Сомнительное удовольствие для вечера у телевизора, но вполне подходящее названию – Голем оказывается всего лишь созданием из грязи и мусора, которое лучше обойти стороной.
Источник: film.ru