
Сюжет комедии режиссера Евгения Шелякина довольно оригинален. Курортный город (угадываются Судак и Ялта) превращен в одну сплошную площадку для туристов и аниматоров. Красота природных пейзажей, старинные крепости, соседствующие с картонными декорациями, среди которых снуют ряженые. К услугам отдыхающих – гладиаторские бои, сеанс исцеления, проводимый седовласым старцем (Станислав Любшин) и даже общение с самим Иисусом. Человек, когда-то придумавший этот исторический аттракцион, известный в прошлом актер Александр Христофоров (Алексей Гуськов) — обладатель неуживчивого характера: он никого не любит, им никто не дорожит. Как следствие — несостоявшеся карьера и личная жизнь: герой разведен с женой (Лидия Вележева), редко видит сына и даже забывает о его дне рождения. Свой аттракционный бизнес он давно продал и теперь подвизается тут, играя «Агриппу, на смерть идущего», который сражается с наглым гладиатором (Роман Курцын).
В один непрекрасный день из-за учиненной драки Христофорова «понижают» до статуса Христа. Тут попутно выясняется, что жить ему осталось немного. Александр вдруг задумывается: а кто придет на его похороны, что вспомнит, что скажет… Перед глазами проносятся неутешительные картины, и герой, как это водится (прям поветрие какое-то, сейчас в прокате сразу несколько фильмов на эту тему), решает измениться и обмануть судьбу. Конечно, он спасет жизнь человеку, которому еще хуже, чем самому Христофорову. Конечно, он встретит женщину, которую полюбит. Конечно, попытается найти общий язык с сыном, да и вообще с окружающим его миром. И судьба ответит ему письмецом в конверте с подписью «ГСП» (в смысле Господь)… Ах, какая могла бы получится картина, если бы «разжалованный в Иисусы» Христофоров решил бы повторить путь Христа, меняясь с каждым поступком, встречей, чудом. Какой был простор у сценаристов – сделать философскую комедию по типу «Дон Кихота». Или на худой конец пародию на рок-оперу «Иисус Христос–суперзвезда».
Но создатели фильма решили пойти легким путем. Несущий свой крест Ииусус мелькает в кабинке фуникулера, пугая группку хасидов; встречается с аниматором Люцифером; предлагает отдыхающим девушкам отпустить грехи на неделю вперед; ходит на сеансы психотерапии, которые ведет женщина-психолог, еле подавляющая приступы агрессии (Оксана Фандера); попадает в полицейский участок, где добрый начальник, борющийся с профдеформацией при помощи игры на аккордеоне (всегда смешной Сергей Бурунов), заводит с ним душеспасительные беседы… То есть фильм являет собой набор скетчей, порой даже смешных, но, к сожалению, разрозненных, не вырастающих в полноценное высказывание. Такое обычно бывает, когда в фильме не один сценарист. Тут их целых пятеро — Евгений Шелякин (в течение почти 10 лет снимал «Прожекторперисхилтон»), Павел Усачев, Павел Виноградов, Вячеслав Омутов при участии Алексея Гуськова.
В фильме рваный монтаж – ощущение, что замысливалось сначала одно кино, а на середине решили свернуть в другое. Все это напоминает «письмо дяди Федора», которое дописывали кот Матроскин, а потом и Шарик — поэтому у персонажей периодически «и лапы ломят, и хвост отваливается». Герой Алексея Гуськова вопреки логике практически не меняется – ну разве чуть более внимательнее начинает относиться к сыну. При этом он пафосно изрекает в экран: «Человек должен отдавать себя, даже если его брать особенно не хотят». Попутно Христофоров почему-то вдруг принимается читать стихи Давида Самойлова, Пушкина. Впечатление, что сценарист Гуськов просто вписывал эпизоды, которые актер Гуськов давно мечтал воплотить. 60-летний Алексей в этом фильме даже совершает массу трюков – им актера обучил Роман Курцын, играющий роль коварного гладиатора.
Как уже говорилось, в фильме звездный состав. Курцын, который сейчас весьма востребован, как обычно ходит полуголый, демонстрируя пресс не хуже, чем у Криса Хемсворта. Лидия Вележева традиционно играет стерву. Игорь Угольников – облаченного в одежды римского патриция бизнесмена. Великолепен Тимофей Трибунцев в роли врача Соломона, его реплика «Это не ты не веришь в Бога, а он в тебя не верит» пронзает самое сердце – удивительная харизма у актера, может в кадре зачитывать пресловутую телефонную книгу – и зритель глаз не оторвет. За экзистенциализм в картине отвечают Сергей Вертков, сыгравший посланца Бога, и Сергей Епишев, изображающий в аттракционе Смерть, естественно, нелепую.
Нельзя не отметить поразительной красоты кадр, который несколько раз мелькнет в этом кино: море, одетые в венецианские карнавальные костюмы персонажи на ходулях — и хрупкая Оксана Фандера в платье а-ля Одри Хепберн – есть во всем этом какая-то сумасшедшинка. Все это, увы, отдельные жемчужины, которые так и не складываются в ожерелье. Хотя замах был масштабный — поговорить о жизни вечной и помянуть недавно ушедшего режиссера Бахтияра Худойназарова (ему посвящен соответствующий титр). Ближе к финалу вообще начинает казаться, что фильм сделан по заказу лоббистов… пенсионной реформы. Ведь, история с Иисусом отбрасывается авторами на второй план, а на первый вылезает мысль о том, что люди, которым далеко за… — седые мужчины и женщины с морщинками в уголках глаз — тоже могут влюбляться и писать жизнь с чистого листа. Могут, наверное. Не хватает самой малости – мотоцикла, моря и платьев а-ля Одри Хепберн.
Источник: vokrug.tv