Биография
Родился 3 апреля 1924 года в городе Омаха (штат Небраска, США). Учился в военной академии в Миннесоте, а затем в Нью-Йорке в театральном классе Школы социальных исследований и Актерской студии. В 1944 г. дебютировал на Бродвее в пьесе "Я люблю маму". Играл в "Гедде Габлер", "Кафе для водителей грузовиков", "Кандиде", "Флаг поднят".
Поворотным пунктом в творчестве Марлона Брандо стала постановка в театре Э. Казаном пьесы Т. Уильямса "Трамвай "Желание", в котором актер блестяще сыграл Стэнли Ковальского. Восторженные критики предсказывали этому красивому, чувственному, обладавшему удивительной интуицией молодому парню большое будущее, считали надеждой американского искусства. Однако успешное выступление в этом спектакле лишило театр одного из лучших мастеров. Марлон Брандо ушел в Голливуд и не вернулся. (Он появился на сцене лишь еще один раз, в 1953 г. в пьесе Б. Шоу "Оружие и человек".)
Марлон Брандо в 1950 г. принял предложение продюсера Ст. Крамера сыграть в фильме Фреда Циннемана "Мужчины", где изображал парализованного инвалида второй мировой войны, передвигавшегося лишь в коляске. Пройдя путь от полного отчаяния и безнадежности до решимости несмотря ни на что вести нормальную жизнь, он женится на любимой девушке. Всю роль актер играл сидя, к тому же ему здесь пришлось отказаться как раз от тех качеств, которые делали его столь привлекательным для зрителей: быстроты реакции, выразительности движений и жестов, сексуального магнетизма. Однако он сумел перешагнуть барьер, разделяющий сцену и экран, в скупой исполнительской манере передать целую гамму меняющихся настроений своего героя.
Подлинный же успех пришел к Брандо лишь после переноса Э. Казаном на экран "Трамвая "Желание" (1951). От Стэнли Ковальского буквально веет первозданной силой - мужской, чувственной, животной. Непосредственная импровизационная манера, откровенная сексуальность, своеобразный, грубоватый юмор, редкие проблески человечности на общем мрачном фоне помогли созданию весьма необычного образа. Актер с полной отдачей проявил здесь не только природный талант и притягательность личности, но и удивительную слитность с изображаемым персонажем. Брандо так вошел в роль, что и интервью давал "в образе". Отсюда и пошло убеждение, что он сыграл в "Трамвае" самого себя - грубого, жестокого хама, не лишенного садистских наклонностей. На самом же деле Марлон, особенно на первых порах, был чувствительным, мягким, несколько застенчивым парнем, любившим шутки и розыгрыши. Год спустя все тот же Казан, с которым он разделил свой первый успех, пригласил Брандо на заглавную роль в фильм "Да здравствует Сапата!" по сценарию Джона Стейнбека. Актер сумел показать этого крестьянского вождя мексиканской революции 10-х гг. нашего века сотканным из противоречий. Убежденным и невежественным, сильным и сомневающимся, скромным и иронично-нагловатым. После этих двух столь значительных актерских достижений на Брандо обрушилось множество весьма лестных предложений. Но Марлон выбрал роль, сделавшую его кумиром молодых, в фильме Л. Бенедека "Дикарь" (1953). Именно здесь он стал "голосом поколения" молодежного протеста, символизирующим и его внешний вид (черная кожаная куртка, кепка, надвинутая на глаза, джинсы, заправленные в сапоги, темные очки), и род занятий (бешеная езда на мотоциклах сбившихся в стаи юнцов). В образе Джонни еще больше, чем в Стэнли Ковальском, актер сумел показать, что этот парень совсем не так ужасен, каким он может показаться на первый взгляд.
Эволюцию же образа "молодежного героя" Брандо блистательно завершил в фильме Э. Казана "В порту" (1954), заключившем первый этап его творчества. Он показал здесь постепенную эволюцию своего героя - бывшего боксера, в котором пробуждается не только человечность, но и протест против преступных профсоюзных боссов, целиком поработивших докеров. Создание как бы двух разных образов, тонкая нюансировка чувств, лиричность в любовных сценах принесли актеру заслуженную награду - премию "Оскар". Он стал самым молодым ее лауреатом.
В большинстве же ролей, сыгранных с 1954 по 1964 г. Брандо варьировал свои прежние удачи. Он снимался в фильмах исторических ("Дезире", 1954) и современных ("Из породы беглецов", I960), перевоплощался не только в американцев, но и в немцев ("Молодые львы", 1958) и японцев ("Чайный домик августовской луны", 1956). Жанры варьировались от мелодрамы ("Сайонара", 1957) до комедии ("Сказочка на ночь", 1964; "Графиня из Гонконга", 1966) и от вестерна ("Одноглазые валеты", 1960, к тому же его единственная режиссерская работа) до мюзикла ("Парни и девчонки", 1955). В основном, повторялся мотив "возрождения через любовь", но даже в этой непритязательной массовой продукции актеру удавалось поворачиваться каждый раз какой-то оригинальной, неожиданной стороной.
Самой значительной работой Брандо 60-х годов стал шериф Колдер в фильме Артура Пенна "Погоня"' (1965). Антагонист распаленной толпы обитателей маленького городка, жаждущих самосуда, он проявляет удивительную выдержку и самообладание, чтобы предотвратить преступление. Когда же ему это не удается, зрители могут убедиться, какая бездна темперамента таится под деланным спокойствием этого человека. Герой вихрем кидается на убийцу и чуть сам не совершает непоправимое.
Второй подлинный взлет пережил Брандо в начале 70-х, снявшись в фильме Фрэнсиса Копполы "Крестный отец"' (1972), где опрокинул все привычные представления об образах гангстеров на экране. Его герой - гангстерский босс Вито Корлеоне - прошел здесь длинный путь от благообразного седого джентльмена с тихим голосом и кошкой на коленях, что не мешает ему руководить целой преступной империей, до сгорбленного, неряшливого, нестриженого старика, каким он стал после нападения, чуть не стоившего ему жизни. "Оскар", который ему присудили за эту роль, актер получать не приехал - в знак протеста против дискриминации американских индейцев. Это был лишь отголосок обширной борьбы за гражданские права, которую он вел в тот период.
Слава Брандо, теперь уже как ведущего актера 70-х, еще более укрепилась после успеха "Последнего танго в Париже" (1972) Бернардо Бертолуччи - многогранной фрейдистской драмы о чувственной связи пожилого вдовца с молоденькой девушкой, где актер весьма тонко сумел передать духовную эволюцию своего героя: вначале - грубого, агрессивного, признающего лишь откровенный секс, в конце же расположившегося к своей партнерше, решившего привязать ее к себе и поплатившегося за это жизнью. Участие в этих двух картинах не только снова вознесло Брандо на вершину популярности, но и сделало богатым человеком. Теперь он мог позволить себе сниматься редко и выборочно. У А. Пенна в "Излучинах Миссури" (1976), где он сыграл роль стареющего ковбоя, у Ф. Копполы в "Апокалипсисе сегодня" (1979) - в образе полковника Курца, основавшего в джунглях Вьетнама колонию пацифистов, у Р. Доннера в "Супермене" (1978): тут он один из правителей далекой планеты, пославший на Землю своего сына, чтобы помочь людям. В 80-е Брандо почти не появлялся на экране, занявшись писательской деятельностью. Небольшая роль адвоката в фильме "Сухой белый сезон" (1989) и старый главарь мафии в "Новичке" (1990) вызвали обвинения в самоповторе.
Официально был женат два раза: на киностатистке Анне Кашфи, с которой скоро развелся (остался сын) и актрисе Мовите (Мария Луиза Кастенада) - двое детей, но и этот брак оказался непрочным. С 1963 года связан с таитянкой Таритой, годами пропадает на купленном рядом с Таити островке, где живущие вместе мужчина и женщина официально считаются мужем и женой. (У них тоже - сын и дочь.)
В последние годы страдал от ожирения и старческого слабоумия. Скончался 1 июля 2004 от легочного фиброза.
Поворотным пунктом в творчестве Марлона Брандо стала постановка в театре Э. Казаном пьесы Т. Уильямса "Трамвай "Желание", в котором актер блестяще сыграл Стэнли Ковальского. Восторженные критики предсказывали этому красивому, чувственному, обладавшему удивительной интуицией молодому парню большое будущее, считали надеждой американского искусства. Однако успешное выступление в этом спектакле лишило театр одного из лучших мастеров. Марлон Брандо ушел в Голливуд и не вернулся. (Он появился на сцене лишь еще один раз, в 1953 г. в пьесе Б. Шоу "Оружие и человек".)
Марлон Брандо в 1950 г. принял предложение продюсера Ст. Крамера сыграть в фильме Фреда Циннемана "Мужчины", где изображал парализованного инвалида второй мировой войны, передвигавшегося лишь в коляске. Пройдя путь от полного отчаяния и безнадежности до решимости несмотря ни на что вести нормальную жизнь, он женится на любимой девушке. Всю роль актер играл сидя, к тому же ему здесь пришлось отказаться как раз от тех качеств, которые делали его столь привлекательным для зрителей: быстроты реакции, выразительности движений и жестов, сексуального магнетизма. Однако он сумел перешагнуть барьер, разделяющий сцену и экран, в скупой исполнительской манере передать целую гамму меняющихся настроений своего героя.
Подлинный же успех пришел к Брандо лишь после переноса Э. Казаном на экран "Трамвая "Желание" (1951). От Стэнли Ковальского буквально веет первозданной силой - мужской, чувственной, животной. Непосредственная импровизационная манера, откровенная сексуальность, своеобразный, грубоватый юмор, редкие проблески человечности на общем мрачном фоне помогли созданию весьма необычного образа. Актер с полной отдачей проявил здесь не только природный талант и притягательность личности, но и удивительную слитность с изображаемым персонажем. Брандо так вошел в роль, что и интервью давал "в образе". Отсюда и пошло убеждение, что он сыграл в "Трамвае" самого себя - грубого, жестокого хама, не лишенного садистских наклонностей. На самом же деле Марлон, особенно на первых порах, был чувствительным, мягким, несколько застенчивым парнем, любившим шутки и розыгрыши. Год спустя все тот же Казан, с которым он разделил свой первый успех, пригласил Брандо на заглавную роль в фильм "Да здравствует Сапата!" по сценарию Джона Стейнбека. Актер сумел показать этого крестьянского вождя мексиканской революции 10-х гг. нашего века сотканным из противоречий. Убежденным и невежественным, сильным и сомневающимся, скромным и иронично-нагловатым. После этих двух столь значительных актерских достижений на Брандо обрушилось множество весьма лестных предложений. Но Марлон выбрал роль, сделавшую его кумиром молодых, в фильме Л. Бенедека "Дикарь" (1953). Именно здесь он стал "голосом поколения" молодежного протеста, символизирующим и его внешний вид (черная кожаная куртка, кепка, надвинутая на глаза, джинсы, заправленные в сапоги, темные очки), и род занятий (бешеная езда на мотоциклах сбившихся в стаи юнцов). В образе Джонни еще больше, чем в Стэнли Ковальском, актер сумел показать, что этот парень совсем не так ужасен, каким он может показаться на первый взгляд.
Эволюцию же образа "молодежного героя" Брандо блистательно завершил в фильме Э. Казана "В порту" (1954), заключившем первый этап его творчества. Он показал здесь постепенную эволюцию своего героя - бывшего боксера, в котором пробуждается не только человечность, но и протест против преступных профсоюзных боссов, целиком поработивших докеров. Создание как бы двух разных образов, тонкая нюансировка чувств, лиричность в любовных сценах принесли актеру заслуженную награду - премию "Оскар". Он стал самым молодым ее лауреатом.
В большинстве же ролей, сыгранных с 1954 по 1964 г. Брандо варьировал свои прежние удачи. Он снимался в фильмах исторических ("Дезире", 1954) и современных ("Из породы беглецов", I960), перевоплощался не только в американцев, но и в немцев ("Молодые львы", 1958) и японцев ("Чайный домик августовской луны", 1956). Жанры варьировались от мелодрамы ("Сайонара", 1957) до комедии ("Сказочка на ночь", 1964; "Графиня из Гонконга", 1966) и от вестерна ("Одноглазые валеты", 1960, к тому же его единственная режиссерская работа) до мюзикла ("Парни и девчонки", 1955). В основном, повторялся мотив "возрождения через любовь", но даже в этой непритязательной массовой продукции актеру удавалось поворачиваться каждый раз какой-то оригинальной, неожиданной стороной.
Самой значительной работой Брандо 60-х годов стал шериф Колдер в фильме Артура Пенна "Погоня"' (1965). Антагонист распаленной толпы обитателей маленького городка, жаждущих самосуда, он проявляет удивительную выдержку и самообладание, чтобы предотвратить преступление. Когда же ему это не удается, зрители могут убедиться, какая бездна темперамента таится под деланным спокойствием этого человека. Герой вихрем кидается на убийцу и чуть сам не совершает непоправимое.
Второй подлинный взлет пережил Брандо в начале 70-х, снявшись в фильме Фрэнсиса Копполы "Крестный отец"' (1972), где опрокинул все привычные представления об образах гангстеров на экране. Его герой - гангстерский босс Вито Корлеоне - прошел здесь длинный путь от благообразного седого джентльмена с тихим голосом и кошкой на коленях, что не мешает ему руководить целой преступной империей, до сгорбленного, неряшливого, нестриженого старика, каким он стал после нападения, чуть не стоившего ему жизни. "Оскар", который ему присудили за эту роль, актер получать не приехал - в знак протеста против дискриминации американских индейцев. Это был лишь отголосок обширной борьбы за гражданские права, которую он вел в тот период.
Слава Брандо, теперь уже как ведущего актера 70-х, еще более укрепилась после успеха "Последнего танго в Париже" (1972) Бернардо Бертолуччи - многогранной фрейдистской драмы о чувственной связи пожилого вдовца с молоденькой девушкой, где актер весьма тонко сумел передать духовную эволюцию своего героя: вначале - грубого, агрессивного, признающего лишь откровенный секс, в конце же расположившегося к своей партнерше, решившего привязать ее к себе и поплатившегося за это жизнью. Участие в этих двух картинах не только снова вознесло Брандо на вершину популярности, но и сделало богатым человеком. Теперь он мог позволить себе сниматься редко и выборочно. У А. Пенна в "Излучинах Миссури" (1976), где он сыграл роль стареющего ковбоя, у Ф. Копполы в "Апокалипсисе сегодня" (1979) - в образе полковника Курца, основавшего в джунглях Вьетнама колонию пацифистов, у Р. Доннера в "Супермене" (1978): тут он один из правителей далекой планеты, пославший на Землю своего сына, чтобы помочь людям. В 80-е Брандо почти не появлялся на экране, занявшись писательской деятельностью. Небольшая роль адвоката в фильме "Сухой белый сезон" (1989) и старый главарь мафии в "Новичке" (1990) вызвали обвинения в самоповторе.
Официально был женат два раза: на киностатистке Анне Кашфи, с которой скоро развелся (остался сын) и актрисе Мовите (Мария Луиза Кастенада) - двое детей, но и этот брак оказался непрочным. С 1963 года связан с таитянкой Таритой, годами пропадает на купленном рядом с Таити островке, где живущие вместе мужчина и женщина официально считаются мужем и женой. (У них тоже - сын и дочь.)
В последние годы страдал от ожирения и старческого слабоумия. Скончался 1 июля 2004 от легочного фиброза.
Фильмография
1. Resurrecting Jor-El (видео) (2006)2. Супермен 2: Режиссерская версия (видео) (2006)
3. Возвращение Супермена (2006)
4. Бомбы и блокбастеры Тинсельтауна (2006)
5. Godfather and the Mob, The (ТВ) (2006)
6. Lost in the Thinking (видео) (2005)
7. Cineastas contra magnates (2005)
8. 77-я церемония вручения премии «Оскар» (ТВ) (2005)
9. Майкл Джексон: Number Ones (видео) (2003)
10. Записная книжка Френсиса Копполы (видео) (2001)
11. You Rock My World (видео) (2001)
12. Медвежатник (2001)
13. ABC 2000: The Millennium (ТВ) (1999)
14. Легкие деньги (1998)
15. Храбрец (1997)
16. Остров доктора Моро (1996)
17. Дон Жуан де Марко (1995)
18. Крестный отец: Трилогия 1901-1980 (видео) (1992)
19. Христофор Колумб: История открытий (1992)
20. Новичок (1990)
21. 62-я церемония вручения премии «Оскар» (ТВ) (1990)
22. Сухой белый сезон (1989), un
23. Apocalypse Pooh (видео) (1987)
24. Формула (1980)
25. Апокалипсис сегодня (1979)
26. Roots: The Next Generations (сериал) (1979)
27. Раони (1978)
28. Супермен (1978)
29. Крестный отец: Новелла для телевидения (сериал) (1977)
30. Америка в кино (1976)
31. Излучины Миссури (1976)
32. Последнее танго в Париже (1972)
33. Крестный отец (1972)
34. Ночные пришельцы (1971)
35. Кеймада (1969)
36. Ночь следующего дня (1968)
37. Сладкоежка (1968)
38. Блики в золотом глазу (1967)
39. Семь раз женщина (1967)
40. Графиня из Гонконга (1967)
41. Аппалуза (1966)
42. Погоня (1966)
43. Моритури (1965)
44. История на ночь (1964)
45. Гадкие американцы (1963)
46. Мятеж на Баунти (1962)
47. Одноглазые валеты (1961)
48. Из породы беглецов (1960)
49. Молодые львы (1958)
50. Сайонара (1957)
51. Чайная церемония (1956)
52. Парни и куколки (1955)
53. Любовь императора Франции (1954)
54. В порту (1954)
55. Хулиган (1953)
56. Юлий Цезарь (1953)
57. Вива, Сапата! (1952)
58. Трамвай «Желание» (1951)
59. Мужчины (1950)
60. Актерская студия (сериал) (1948-1950)
- Однажды актер проболтался в интервью журналу New Yorker об алкоголизме матери и собственной бисексуальности, о чем впоследствии сильно жалел.
- На съемках фильма «Мятеж на «Баунти» Брандо постоянно устраивал истерики и склоки, из-за чего бюджет разросся до 25 миллионов долларов. В свободное время звезда разгуливала по острову в набедренной повязке и «совокуплялась со всем, что двигается», вследствие чего подхватил гонорею (которую для журналистов окрестили «несварением желудка»). Во время съемок этого фильма Брандо так объедался мороженым, что на нем лопнул не один десяток пар штанов.
- В прямом эфире на телевидении объяснил телеведущему Лари Кингу, что Голливудом заправляет «тайное еврейское сообщество», а потом поцеловал его в губы.
- Актер приказывал таксистам, доставляющим еду из «Макдоналдса», перекидывать гамбургеры через стену его поместья на Малхолланд-драйв.
- Психически нестабильная дочь актера — Шеен — сказала своему брату Кристиану (сыну Брандо), что ее избивает бойфренд (что было неправдой), и Кристиан застрелил бойфренда в гостиной у Брандо. В 1995 году дочь актера повесилась.
- Брандо 45 минут лежал в ванне со льдом, чтобы обрести убедительную бледность для сцены смерти в фильме «Мятеж на «Баунти».
- Актер потратил 18 тысяч долларов на транспортировку песка с Таити для аквариума в своем лос-анджелесском особняке.
- Одним ударом вырубил актрису и певицу Мишель Филипс, когда та играла на пианино у него в гостях; сказал. Что думал, будто ее к нему послал Чарли Мэнсон.
- Пригласил к себе домой американскую фанатку средних лет, которая повсюду его преследовала. И переспал с ней.
- Марлон Брандо и Роберт Де Ниро — единственные актеры, получившие премию «Оскар» за исполнение роли одного и того же человека — Вито Корлеоне («Крестный отец»).
- Имя Марлона Брандо упоминается в десятках популярных песен, включая следующие: «Pocahontas» Нила Янга, «China Girl» Дэвида Боуи и Игги Попа, «We Didn’t Start the Fire» Билли Джоэла, «Vogue» и «Super Pop» Мадонны, «Advertising Space» Робби Уильямса, «It’s So Hard to Be a Saint In the City» Брюса Спрингстина, «I Wanna Be Marlon Brando» Рассела Кроу, «Back to Tupelo» Марка Нопфлера, и «Eyeless» группы Slipknot.
- Брандо никогда не скрывал, что хранит у себя дома урну с прахом своего ближайшего друга (и, как утверждали некоторые, любовника) актера Валли Кокса, завещав развеять его прах вместе со своим собственным; когда вдова Кокса узнала об этом из интервью, она попыталась вчинить иск об изъятии праха своего супруга, однако судья не нашел здесь предмета для разбирательства.
- Начиная с 1976 года, многие биографы Брандо утверждали, что он бисексуален, в 2006 году даже вышла книга с домыслами о том, что у Брандо был роман с другой легендой американского кино, Кэри Грантом.
- Одно из последних появлений Брандо на экране — в видеоклипе на песню его друга Майкла Джексона «You Rock My World» (2001).
- В своей автобиографии Брандо утверждает, что у него был роман с Мэрилин Монро; из актеров молодого поколения он был дружен с Джонни Деппом.
- У Брандо было пятеро детей, не считая троих приемных.
- В 1980 году Брандо объявил о своем уходе из кино, однако периодически продолжал сниматься в ролях второго плана; он проводил значительную часть своего времени на Таити, где женился на местной жительнице.
- Марлона исключили из высшей школы за езду на мотоцикле в холле.