Биография
Актер, режиссер, продюсер. Родился 22.4.1937 в г. Нептун (шт. Нью-Джерси). Отца своего не знал, воспитывался бабушкой, которую до зрелого возраста считал матерью. После окончания школы отправился в Лос-Анджелес, где работал в отделе мультфильмов студии "МГМ", одновременно посещая различные курсы по подготовке актеров.
В эти годы Николсон сформировался как артист, впитав в себя характерное для молодого поколения 50- 60-х годов чувство внутренней свободы, не позволяющее вписываться в предуготованные схемы поведения, а также чувство юмора, открывающее противоестественность бездумного следования этим схемам. Даже самый первый эпизод, с которым сам Николсон связывал рождение в себе актера, был своеобразным проявлением протеста. Дело было еще в школе, в четвертом классе, вспоминал Джек, учитель за какую-то провинность поставил его в угол рядом с доской, и тут, намазав себе лицо мелом, он превратился в клоуна. "Таким я и оставался на протяжении всех школьных лет - классным клоуном". Таким он предстает и в одном из последних своих фильмов "Бэтмене" джокером, зловещим шутником из преисподней с белым клоунским лицом-маской.
За десять лет, прошедших со времени первого появления на экране в 1958 г. до первого серьезного успеха в 1969-м, Николсон принял участие в создании почти двух десятков малобюджетных картин (в качестве актера, сценариста или продюсера), находившихся на периферии "основного потока" кинематографа. Человеком, открывшим ему дорогу в кино, стал постановщик Роджер Кормен, чей высокий профессионализм в разработке традиционных киножанров (фильмов ужасов, триллеров, гангстерских лент) помог овладеть мастерством и выдвинуться большому количеству знаменитых впоследствии кинодеятелей, таких как режиссеры Коппола, Спилберг, Богданович, Лукас, актеры Де Ниро, Хоппер.
В фильме Хоппера и П. Фонды (соответственно режиссера и продюсера) "Беспечный ездок" (1969) Николсон сыграл свою первую роль, принесшую ему широкую известность. Это еще эпизод, но очень важный для понимания всего фильма, противопоставляющего героев-хиппи (Хоппера и Фонду), пересекающих Америку на мотоциклах в поисках призрачной наркотической свободы ( на этот счет у авторов тоже нет иллюзий), и всех тех, что в отступлении от общественных норм видит посягательство на основы их собственной жизни. Джек играет молодого адвоката-южанина, бросающего скуку повседневности ради свободы "беспечных ездоков" и тем самым оказывающегося на грани двух образов жизни. Это обусловило и характер актерского исполнения, подчеркивающего сосуществование в одном человеке двух противоположных начал: с одной стороны внешней ленивой пластичности, легко вписывающейся в любые обстоятельства, с другой - внутренней эмоциональной свободы, выражающейся в живости взгляда и общем юмористическом настрое.
Эта краска станет впоследствии одной из основных в арсенале актера.
Большинство персонажей, сыгранных Николсоном, в той или иной степени сочетают внешнюю приспособленность к действительности с постоянным внутренним отталкиванием от нее. В полной мере такой подход проявился в первой главной роли актера, сыгранной в фильме Б. Рэфелсона "Пять легких пьес" (1970). Здесь его "опрощающийся" интеллигент в равной степени не может принять ни вульгарной и грубой "низкой" жизни, ни стерильной, сохраняющей лишь внешний декорум культуры. Конкретным выражением этих разнонаправленных характеристик личности становится шутовство.
Однако за вальяжным шутовством и веселым цинизмом героев Николсона проглядывает их внутренняя честность, оказывающаяся уязвленной каждый раз, когда действительность преподносит сюрпризы, превосходящие даже самые худшие ожидания. Так, частный детектив Гиттес из "Китайского квартала" (1974) Р. Полянского, несентиментальный и грубоватый (в лучших традициях X. Богарта и "черного фильма") все более и более приходит в изумление перед дьявольской силой зла, которая открывается ему по мере расследования дела о спекуляции земельными участками и планах их ирригации.
Эта роль окончательно вывела Николсона в первые ряды американских актеров. Он пробует свои силы в европейском кино у М. Антониони ("Профессия репортер"', 1975). Его репортер Джон Локк, которому опостылела собственная жизнь, кажущаяся вечным хождением вокруг да около чего-то непроницаемого, делает попытку под другими документами прожить жизнь чужую. Но выбор судьбы требует и предусмотренной этой судьбой гибели. Антониони, снимавший философскую драму, лишил героя Николсона всяких, столь привычных для актера черт характера.
Но уже в фильме другого европейца, М. Формана, Николсон в полной мере соединил глубину замысла с богато расцвеченными деталями. В "Пролетая над гнездом кукушки" (в нашем прокате "Полет над гнездом кукушки", 1975) актер добился наивысшего своего художественного достижения, что и было отмечено "Оскаром" за лучшее исполнение мужской роли. Его герой Макмерфи вносит в психиатрическую клинику, куда он попадает на экспертизу из тюрьмы, дух беспокойства и свободы. С хитроватой улыбкой до ушей, насмешливыми гримасами и ухмылками, он напоминает клоуна, который своими ужимками профанирует ту самую действительность, в которой как бы всецело участвует. А свою клоунскую задачу он видит в том, чтобы вернуть вкус к жизни тем, кто вынужденно от жизни изолирован. Николсон-Макмерфи стал своего рода памятником бунту живой личности против бездушной Системы, завершением эмоционального комплекса, связанного с понятием "бунтарские 60-е".
Одновременно с этой точки начался и творческий кризис актера, пережившего время своего наибольшего эмоционального соответствия духу времени. Как заведено, творческому кризису соответствовал и личный: алкоголь, наркотики. Его роли алкоголика - экс-астронавта ("На языке нежности", 1983, пр. "Оскар") и опустившегося бродяги ("Чертополох", 1987) в какой-то степени выросли из эмоционального опыта этих лет.
В 80-е годы, отражая общую тенденцию кинематографа, актер усиливает стилизаторскую, игровую составляющую своего дара. Николсон купается в комедийных возможностях таких своих ролей, как туповатый гангстер Чарли Партано в "Чести семьи Прицци"" (1985), ипостась Сатаны Даррил ван Хорн, соблазнитель честолюбивых молодых провинциалок из "Иствикских ведьм" (1987), инфернальный шутник Джокер из "Бэтмена" (1989), перенесенного на экран известного комикса. Всевозможные гримасы, почти цирковое комикование или же гиньольные преувеличения всевозможных атрибутов злодейства - все это краски из арсенала клоуна, включая (у Джокера) неподвижную белую маску с улыбкой до ушей.
С 1968 г., когда Николсон развелся с актрисой Сандрой Найт (дочь от этого брака Дженнифер Найт-Николсон недавно вступила на актерскую стезю), он официально не женат, хотя более 17 лет с перерывами его имя упоминалось в голливудской хронике рядом с именем Анжелики Хьюстон, дочери известного режиссера и партнерши по фильму "Честь семьи Прицци".
Хотя Николсон утверждает что переспал с более чем двумя тысячами женщин за свою жизнь, он известен тем, что так ни разу и не попал в список 10 живых секс-легенд, составляемый журналом Maxim. У актёра есть пять детей от четырёх разных женщин, хотя женат он был только один раз.
* Дженнифер Николсон (род. 1963) — от бывшей жены Сандры Найт (были женаты с 17 июня 1962 по 8 августа 1968)
* Калеб Годдард (род. 1970) — от Сьюзан Анспач, его партнёрши по фильму «Пять лёгких пьес»
* Хани Холлман (род. 1981) — от датской модели Винни Холлман
* Лорейн Николсон (род. 1990) и Рэймонд Николсон (род. 1992) — от Ребекки Бруссард.
У Николсона были романтические отношения со многими актрисами и моделями, некоторые из которых продолжались долгие годы. Самые долгие отношения, длившиеся 17 лет, его связывали с Анжеликой Хьюстон, дочерью кинорежиссёра Джона Хьюстона. Они разошлись после того, как из новостей стало известно о беременности Ребекки Бруссард от Николсона.
Он также является близким другом Романа Полански, которого он поддерживал во время многих личных несчастий, включая смерть его жены Шэрон Тейт, погибшей от рук семьи Чарльза Мэнсона. Он также поддерживал Полански, когда его обвиняли в изнасиловании ребенка, не достигшего возраста согласия, которое произошло в поместье Николсона на Малхолланд Драйв.
По соседству с домом Николсона, на Маллхолланд Драйв в Беверли-Хиллз, несколько лет жил Марлон Брандо. Также неподалёку жил Уоррен Битти и благодаря этой троице улица в итоге получила название «Улицы плохих парней». После смерти Брандо в 2004, Николсон выкупил его бунгало за 6.1 млн долларов, намереваясь его снести. При этом он заявил, что это решение продиктовано только тем, что дом был заброшен и не имеет никакого отношения к личности Брандо и его наследию.
Хотя актёр был воспитан как католик западного обряда, в интервью журналу Vanity Fair в 1992 году он заявил, что в настоящий момент не верит в Бога. Хотя лично Николсон против абортов, он выступает за их разрешение. Он поддерживает Демократическую партию США и жертвовал на многие её избирательные кампании.
Николсон является фанатом «раскрученных» команд, таких как Нью-Йорк Янкиз и Лос-Анджелес Лейкерс. Его посещение игр Лейкерс вошло в легенду, поскольку в течение последних 25 лет, он не пропустил практически ни одной из игр, проходивших на стадионах The Forum и Staples Center. В отдельных случаях Николсон даже вступал в перепалки игроков с судьями и выбегал на саму баскетбольную площадку. Во время игры плейофф Лейкерс в 2001 году ему даже был присужден технический фол за слишком жаркие споры с судьями. Его нежелание пропускать домашние игры Лейкерс приводит к тому, что киностудии вынуждены согласовывать график съемок с расписанием игр команды.
Николсон известен тем, что в отличие от актёров, которые отказываются от ролей в фильмах, которые по их мнению будут неуспешными, наоборот, отклоняет роли в тех фильмах, которые на его взгляд могут быть слишком успешными.
В фильме «О Шмидте» (2002) Николсон сыграл ушедшего на пенсию актуария страховой компании из Омахи (Небраска), который задается вопросами о своей жизни и следующей вскоре после его ухода на пенсию смерти жены. Спокойная, сдержанная игра Николсона, контрастирующая со многими его прежними ролями, принесла ему ещё одну номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
В комедии «Управление гневом» он играет агрессивного психиатра, приставленного к относительно спокойному персонажу Адама Сэндлера для обучения его управлению своими эмоциями.
В 2003 году наряду с несколькими другими ролями, Николсон сыграл плейбоя в возрасте в фильме «Любовь по правилам и без», который «западает» на мать своей юной подруги, исполняемую Дайаной Китон.
В конце 2006 года Николсон обозначает своё возвращение на «тёмную сторону» с ролью Франка Костелло, садистского ирландского мафиози из Бостона, босса персонажей Мэтта Дэймона и Леонардо Ди Каприо в оскароносном фильме Мартина Скорсезе «Отступники», римейке «Дьявольских дел» Эндрю Ло. Малоизвестен факт, что чуть ранее голос Николсона был использован в рекламе телефона Nokia N95 «в моём кармане кое-что есть».
В ноябре 2006, Николсон начал работу над новым проектом, «Пока не сыграл в ящик» (англ. The Bucket List) Роба Рейнера, для роли в котором он постригся налысо. Вместе с Морганом Фриманом они сыграли в фильме двух умирающих от рака мужчин, которые хотят выполнить ряд дел перед смертью. Фильм вышел на экран в конце 2007 года. При подготовке к съёмкам Николсон посетил лос-анджелесский госпиталь, чтобы узнать, как больные раком справляются со своей болезнью.
Фильмография
1. Откуда вы знаете? (2010)
2. Пока не сыграл в ящик (2007)
3. Отступники (2006)
4. Alberto Iglesias, el músico fiel (ТВ) (2006)
5. 80s (сериал) (2005)
6. Любовь по правилам и без (2003)
7. Шер: Прощальный тур (ТВ) (2003)
8. Управление гневом (2003)
9. О Шмидте (2002)
10. Afterthoughts (ТВ) (2002)
11. Schlock! The Secret History of American Movies (2001)
12. Обещание (2001)
13. Лучше не бывает (1997)
14. Кровь и вино (1996)
15. Марс атакует! (1996)
16. Вечерняя звезда (1996)
17. Постовой на перекрестке (1995)
18. Волк (1994)
19. Who's Tommy, the Amazing Journey, The (1993)
20. HBO: Первый взгляд (сериал) (1994-2008)
21. Ca détourne (ТВ) (1992)
22. Хоффа (1992)
23. Несколько хороших парней (1992)
24. Мужские хлопоты (1992)
25. Два Джейка (1990)
26. Бэтмен (1989)
27. Чертополох (1987)
28. Теленовости (1987)
29. Иствикские ведьмы (1987)
30. Слоненок (ТВ) (1986)
31. Ревность (1986)
32. Честь семьи Прицци (1985)
33. Трагедия у алтаря (1984)
34. Язык нежности (1983)
35. Граница (1982)
36. Notre Dame de la Croisette (1981)
37. Красные (1981)
38. Рэгтайм (1981)
39. Почтальон всегда звонит дважды (1981)
40. Сияние (1980)
41. На юг (1978)
42. Последний магнат (1976)
43. Америка в кино (1976)
44. Излучины Миссури (1976)
45. Пролетая над гнездом кукушки (1975)
46. Состояние (1975)
47. Томми (1975)
48. Профессия: Репортер (1975)
49. Китайский квартал (1974)
50. Последний наряд (1973)
51. Садовый король (1972)
52. Безопасное место (1971)
53. Познание плоти (1971)
54. Терромания (1970)
55. Пять легких пьес (1970)
56. В ясный день увидишь вечность (1970)
57. Беспечный ездок (1969)
58. Movie Orgy, The (1968)
59. Цели (1968)
60. Псих - Аут (1968)
61. Огонь на поражение (1967)
62. Мотоангелы ада (1967)
63. Резня в день Святого Валентина (1967)
64. Побег в никуда (1965)
65. Задняя дверь в ад (1964)
66. Побег к ярости (1964)
67. Прапорщик Пулвер (1964)
68. Террор (1963)
69. Ворон (1963)
70. Little Amy (ТВ) (1962)
71. Заброшенная земля (1962)
72. Доктор Килдэр (сериал) (1961-1966)
73. Стадс Лониган (1960)
74. Too Soon to Love (1960)
75. Шоу Энди Гриффита (сериал) (1960-1968)
76. Дикая гонка (1960)
77. Маленький магазинчик ужасов (1960)
78. Мистер Счастливчик (сериал) (1959-1960)
79. Hawaiian Eye (сериал) (1959-1963)
80. Bronco (сериал) (1958-1962)
81. Плакса-убийца (1958)
82. Sea Hunt (сериал) (1958-1961)
- Обстоятельства его рождения необычны: Джек всегда думал, что его воспитали мать и его старшая сестра. И лишь в зрелые годы он узнал, что это были, соответственно, его бабушка и мать, пошедшие на подлог ради спасения чести последней, забеременевшей вне брака.
- Предки Николсона были голландцами, ирландцами и итальянцами.
- На выпускном в школе (1954 год) он был признан Клоуном Класса, так что тягу к актерству у Джека обнаружили еще одноклассники.
- Николсон - фанат баскетбольной команды «Лос-Анджелес Лейкерс». В его контрактах есть пункт о том, что он не снимается в дни, когда играют его любимцы.
- Джек лично знаком с Фиделем Кастро и очень обожает бородатого кубинского диктатора, которого всерьез считает гением.
- Актер никогда не появляется на людях без темных очков.
- Официально женат Джек был лишь один раз, на актрисе Сандре Найт (1962—1968).
- У него был сложный 17-летний роман с актрисой Анджеликой Хьюстон, бросившей его, когда от Николсона родила его подруга Ребекка Брусар.
- Имеет четырех детей: дочь Дженнифер от Найт, дочь Хани от модели Винни Холлман, дочь Лорейн и сына Реймонда от Бруссар.
- Очевидно, что Джек уже не такой бабник как в молодости. Одно из его недавних высказываний: «Я принимаю виагру, только когда провожу время более чем с одной леди!»
- Он тонкий ценитель живописи XX века и имеет собственную арт-коллекцию, в которой есть несколько известных работ Пикассо.
- Николсон крепко дружил с ныне покойным Марлоном Брандо. Среди близких друзей ныне числится Шонн Пенн.
- Помимо баскетбола актер увлекается гольфом (играет сам) и, как ни странно, рестлингом (только смотрит).
- Голос Николсона был использован в рекламе телефона Nokia № 95 «в моём кармане кое-что есть».