
В свое время Зенке Вортман завоевал всемирную известность благодаря исторической драме «Иоанна — женщина на папском престоле» и своему самому личному фильму «Чудо Берна», после успеха которого режиссеру доверили снимать документальную картину «Германия. Летняя сказка» о Чемпионате мира по футболу 2006-ого года. И вот спустя десять лет Вортман вновь добрался до российского проката, но уже не с исторической и не со спортивной драмой, а с уютной камерной комедией в духе своей предыдущей работы «Фрау Мюллер должна уйти!», которая, в свою очередь, явно перефразирует мотивы «Резни», психологического аттракциона Романа Полански.
Соблюдая традиции «Фрау Мюллер» и «Резни», Вортман сделал героев абсолютно разношерстными, что позволяет одному конфликту перетекать в другой и создает волнообразную линию эмоционального накала. В фильме собрались и скупой интеллектуал Штефан, и его вечная «жертвенница» жена, и богатый эгоист Томас с позерскими замашками, и ранимый музыкант симфонического оркестра Рене (Юстус фон Донаньи), утонченное поведение которого наталкивает всех на мысли о его нетрадиционной ориентации — чем не идеальное сочетание для едкого сатирического шаржа. И с каждой минутой действо и правда движется все дальше в сторону абсурда и начинает походить на некое ток-шоу, главные темы которого — самокопание, выяснение отношений и, наконец, рефлексия о семейных ценностях, миграционной политике и роли исторического наследия.
Понятно, что в первую очередь встают вопросы о толерантности, взаимном доверии, детских обидах и комплексах, которые режиссер вскрывает с хирургической точностью. И все остроты, провокации и душещипательные откровения, умело разыгранные актерами, действительно выглядят одновременно иронично и трогательно. Но ситуация внутри одной маленькой семьи в то же время является назиданием для всех остальных. Миграционный кризис 2014-ого и 2015-ого годов стал настоящим испытанием как для беженцев, нуждающихся в максимально безболезненной интеграции, так и для немцев, которые должны были во что бы то ни стало проявить толерантность к новым соседям. Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась, однако Вортман однозначно транслирует мысль, что всем еще нужно работать над прогрессивностью взглядов.
Вместе с тем фильм сталкивает современность и мрачную часть исторического наследия, которая нависла над страной и каждым живущим в ней человеком. Речь идет о причине конфликта — имени Адольф. Картина Вортмана, конечно, иронично демонстрирует, до какого апофеоза может дорасти один маленький спор — но на самом деле с каждой минутой становится все страшнее от ярой нетерпимости в отношении обычного имени, которым по воле случая был назван известный диктатор. А ведь в Германии действительно наложено негласное табу на имя Адольф: в 2006-ом году в стране был зарегистрирован всего лишь один ребенок с таким именем, и то оно было вторым.
Зенке Вортман, подобно Роману Полански, отучивает героев, а вместе с ними и зрителей, от ханжества, призывая к толерантности и доверию. Фильм идеально подойдет как для тех, кто хочет поразмышлять на тему семейных ценностей и современной политики, так и для желающих поднять себе настроение с помощью легкой авторской комедии с элементами драмы. В картине есть не только серьезный подтекст, но и уютная атмосфера, много красочных деталей, а также традиционные веселые семейные разборки — даже не верится, что по сценарию действие происходит летом, и после просмотра так и хочется побыстрее оказаться с семьей за новогодним столом.
Источник: timeout.ru