
Проходит десять лет. Прикованный к инвалидной коляске Самуэль учится игре на пианино. На праздновании своего дня рождения он исполняет для своих странных домочадцев и матери Елены «Лунную сонату» Бетховена. Других развлечений у него толком и нет. Все окружающие его взрослые — узники своей виллы. Тетя ностальгически вспоминает жизнь за ее пределами, но после, осекшись, под одобрительные кивки остальных маниакально повторяет слова о том, что ничего лучше родного дома нет. Общая цель — создать у мальчика иллюзию того, что мира за стенами не существует. Идиллию нарушает появление юной горничной Дэниз — их общение с Самуэлем побуждает юношу тянуться к новым открытиям. Но Елена готова сделать все, чтобы оставить сына рядом с собой.
Оригинальное название фильма «Гнездо» можно трактовать не только в значении рода. В большей степени это история о губительной силе индустриализации и кризисе консервативных ценностей. Персонажи в «Секте», несмотря на общую заторможенность и пространность речи, что свойственно для любого фильма про определенную патологичность характеров запертых вместе в частном доме, имеют земное начало, что особенно значимо для системы ценностей, в центре которой сельскохозяйственный труд, то есть старая модель жизни. Не имеет значения, патриархат в поместье или матриархат, власть идет по наследству, и эти установки — последнее, за что остается цепляться всем обитателям этой виллы. И подрыв устоев от подросткового бунта режиссеру Де Фео особенно удается усилить именно через финальный твист. Который превращает всю перверсивность, суицидальность героев в настоящую трагедию духа, который давно покинул это место. И эта драма пугает больше любого скримера. Безусловно, Де Фео использует и традиционные для хоррора методы, он соблюдает все устои, чтобы создать иллюзию, что это очередной фильм про нечто страшное, сокрытое в стенах жилища. Но самое страшное сокрыто в душах его персонажей, и это звучит патетично не просто так, поскольку готические мотивы, полные фатализма, аффектированных переживаний, он совмещает с лирической историей взросления и метафорой кризиса института семьи.
Наиболее дискомфортный прием, используемый Де Фео, — звуковое воздействие. Оно проявляется уже в самом начале, на торжественном исполнении «С днем рождения тебя», когда задействованы оказываются низкие чистоты. Симбиоз «Лунной сонаты» и песни Pixies «Where is my mind?» только усиливает общее ощущение царящей в поместье шизофренической атмосферы. В этом смысле Де Фео с явной издевкой проходится по всем канонам современного хоррора, следуя от очередного таинственного обряда к деструктивным действиям своих персонажей, но не объясняя зрителю ровным счетом ничего. Потому что «Гнездо» — это еще и рой мертвечины, искалеченных умов. Система образов важна для режиссера так же, как и желание воздействовать на своего зрителя; поэтому, наверное, фильм и попал в одну из программ престижного авторского кинофестиваля в Локарно. Безусловно, «Секта» не образцовый хоррор, даже в границах своей деконструкции, но Де Фео способен удивить.
Для любого поклонника жанра просмотр «Секты» — это дискомфортный экспириенс, но он заслуживает этого больше, чем многие репертуарные фильмы ужасов, которые выходят каждую неделю.
Источник: kinoafisha.info