
В то время как Мартин Скорсезе снимает «Ирландца», являющегося своеобразным прощанием с романтикой гангстерской эпохи, окончательно потерявшей популярность за последние двадцать лет, Дяо Инань, судя по всему, только начинает свой путь в этом жанре. Его «Озеро диких гусей» — это рефлексия о тяжелом положении людей в современном Китае и одновременно поэтичная баллада о его преступном мире. Эту тему режиссер развивал еще в предыдущей урбанистической картине «Черный уголь, тонкий лед», однако сейчас Инань делает акцент не на содержание, а на форму, погружая зрителя в немногословный кроваво-неоновый мир в духе датского режиссера Николаса Рефна («Неоновый демон», «Только Бог простит»), который заставляет балансировать на грани между сном и реальностью.
Неонуарный детектив в полную мощь демонстрирует умение режиссера работать со светом и выстраивать сложные мизансцены. При помощи оператора Дуна Цзиньсуна и монтажеров Куна Цзиньлэя и Маттье Лакло («Натюрморт», «Сити 24», «Пепел – самый чистый белый») в «Озере» созданы невероятные эпизоды с игрой теней в неуютных подворотнях и кровавыми драками, достойными самого Тарантино. Не зря большинство событий протекает ночью —это дает полную свободу в работе с тонами и светом и создает еще большее ощущение иллюзии происходящего. Визуальный ряд дополняет играющая на каждой нервной клетке струнная мелодия, лишь изредка прерываемая тишиной, звуком дождя и ностальгическими песнями Boney M.
Ощущение реальности возвращается лишь изредка, когда ночь на непродолжительное время переходит в день, что заставляет очнуться ото сна и будто выталкивает из мира иллюзий в будничную действительность. Это состояние метафорически и при это наглядно передает кадр, где героиня Лю проходит на фоне вывески с глянцевым мегаполисом, после чего за ней в одночасье всплывает грязь и серость родного города – грезы о нереализовавшихся мечтах и лучшей доле. Все это очень поэтично, но фильм снят по реальным событиям: в 2012 году в Ухане и вправду орудовали преступники на мотороллерах, а в 2014-2015 годах в городах Гуандун, Куньмин, Гуанчжоу и Хубей были арестованы целые банды мотоциклистов, нападавших на людей. В этой связи понятно, что Инаню не чужд суровый реализм — люди выживают как могут, а коррумпированные полицейские занимаются своей работой, только когда убили кого-то из своих.
«Озеро диких гусей» — личная драма человека, в последний момент своей жизни решившего сделать что-то хорошее, и одновременно реалистичная баллада об устоях криминального мира. Вместе с этим над фильмом в прямом смысле витает дух смерти: режиссер рассуждает о неотвратимости судьбы и бессмысленном побеге от собственной тени, от которой сбежать невозможно. Мысль о том, что жизнь человеческая практически ничего не значит, вгоняет в меланхолию — но Инань оставляет надежду на то, что в каждом человеке есть и светлая сторона.
Источник: timeout.ru