
Сильно подпорченное настроение писательницы поднимает звонок от ее бывшего университетского преподавателя. Профессор Дэвид Киркпатрик (Джемейн Клемент) приглашает свою ученицу выступить перед сегодняшними студентами. Кейт решает развеяться и немного отвлечься от неудачи дебютного романа.
Университет Южного Иллинойса расположен в городе Карбондейл. Писательница удивляется, насколько это место не меняется с течением времени: ее даже селят на той же улице, где она жила в студенческие годы. Воспоминания давно ушедшей юности немедленно оживают — общение с молодыми людьми, мечтающими о литературной карьере, словно бы возвращает Кейт на 15 лет назад. Она даже немного завидует студентам, ведь перед ними открыты все дороги, а разочарования взрослого мира им пока не знакомы.
Для американского режиссера Крис Сванберг, жены Джо Сванберга, «Былые привычки» — третий полнометражный фильм. Она входит в компанию независимых авторов (Аарон Катц, Джей и Марк Дюпласс, Эми Саймец, Ри Руссо-Янг, Алекс Росс Перри, Тай Уэст и многие другие), которые снимаются в картинах друзей, иногда помогают им со сценариями или же продюсируют их работы. В финальных титрах своего нового фильма Сванберг благодарит коллег по цеху, вдохновлявших и поддерживавших ее. Но сама она движется дальше, работая как с новыми для себя актерами, так и с новыми членами съемочной группы.
Американка тематически продолжает традиции мамблкора (от английского mumble — «бормотать») — жанра, реалистично рассказывающего о жизни людей в возрасте 25-35 лет, которые не замолкают ни на секунду. В «Былых привычках» тоже много диалогов вроде бы ни о чем, однако на самом деле через них раскрывается внутренний мир героев. Многие проблемы, фобии и тревоги поколения миллениалов не проговариваются открыто, а уходят в подтекст, обходя драматические клише. В то же время это очень личное кино: Сванберг сама заканчивала университет Южного Иллинойса, и в историю молодой писательницы она вложила собственные переживания по поводу кризиса среднего возраста.
Кейт написала свою первую книгу: кажется, это успех, годы учебы не прошли даром, и она стала профессиональным писателем. Но роман пока продается плохо, и практически никакой рекламы у него не будет — а значит, велик шанс, что он останется незамеченным публикой и критиками. В конце концов Кейт отдает себе отчет в том, что происходит, переосмысляя свою работу и отношения с противоположным полом. Зритель встречает героиню в личностном кризисе, в котором не видно никаких просветов. Однако «Былые привычки» вовсе не депрессивное кино, а жизнеутверждающее драмеди, в котором разговоры на серьезные темы чередуются с комическими ситуациями.
Смена обстановки и поездка в альма-матер становятся для Кейт возможностью вернуться в прошлое и окончательно попрощаться с наивными представлениями о взрослой жизни. Университет и даже бывший преподаватель, конечно же, навевают ностальгию, но теперь героиня смотрит на них немного другими глазами, и никакого ложного обаяния уже нет. Да, велик соблазн превратиться в 20-летнюю девчонку, смешаться с толпой студентов и забыть о своих реальных заботах. Но нужно двигаться дальше, а не жить прошлым, притворяясь другим человеком.
Писательница проводит несколько дней в Карбондейле, общаясь с разнообразными версиями себя самой из прошлого — именно так она видит сегодняшних студентов, накладывая их реальность на свой личный опыт. Это помогает Кейт понять и принять истинные ценности: да, первый роман — это огромный стресс, но все самое страшное уже позади, можно честно сказать себе, получился он или нет, можно начать думать о том, что будет дальше.
«Былые привычки» вскользь затрагивают и пародируют все штампы молодежного кино: романы со взрослыми людьми, в том числе с преподавателями, отвязные вечеринки с наркотиками и алкоголем, измены и первые разочарования. Все это происходит на глазах у Кейт. Писательница понимает, что переросла все эти студенческие страдания и мечты: закончился еще один этап ее взросления, самый сложный и поздний.
Прекрасная актерская работа Гиллиан Джейкобс (звезды сериалов «Сообщество» и «Любовь») придает повествованию беззаботный и веселый тон. Она уверенно справляется с центральной ролью, делая картину по-настоящему развлекательной и зрительской. Проблемы и вызовы, стоящие перед ее героиней, кажутся временными трудностями, маленькой остановкой перед большим прыжком в будущее.
«Былые привычки» немного страдают от собственной легковесности и обманчивой простоты, но таковы уж особенности жанра драмеди. Смех сквозь слезы и наоборот — иногда без видимых на то причин. Это небольшой срез жизни длиной в несколько дней, намеренно лишенный любой дидактики и законченности. Станет ли Кейт успешной писательницей? Как сложится ее личная жизнь? Неизвестно. Но с идеализированными воспоминаниями о студенческих годах она попрощалась раз и навсегда. Прошлое осталось в прошлом.
Источник: timeout.ru