Одним из важных понятий в кинематографе и его технической особенностью можно считать понятие «соотношение сторон», т.е. соотношение ширины и высоты кадра.
Еще в эпоху немого кино великого Эдисона и братьев Люмьер это соотношение имело параметры – 4:3. Расшифруем их – это отношение 4 единиц горизонтальной стороны кадра к 3 единицам вертикальной стороны кадра. Иногда можно встретить запись – 1.33:1; либо 1.33. Может быть, это произошло случайно, но эти параметры достаточно близки к размерам самого распространенного полотна в живописи. Телевидение тоже воспользовалось такими стандартами. И вот появляется звуковое кино. С ним изменяется и соотношение сторон кадра, оно чуть увеличивается (1.37:1). В 1932 году Американская академия киноискусства узаконило этот формат, его стали называть «классическим» или «академическим».
Далее появляется широкоэкранное кино, классические стандарты стали вытеснять новые форматы – это 2.35:1(7:3) и 2.2:1. Но и они не нашли всеобщего применения. Возникла дилемма, какой применять лучше. В итоге появляется еще новый формат 1.66:1(5:3). Первый фильм «Шейн» по этой технологии снят в 1953 году кинокомпанией Paramount Pictures. И в это же время кинокомпанией Universal выпускается первый фильм, где соотношения сторон уже 1.85:1. Эта технология приобрела моментальную популярность и стала международным стандартом. И все же хочется отметить, что у западноевропейских фильмов приоритетом оставался формат 1.66:1, а в американском кино– 1.85:1. В современной цифровой кинематографии стандарт 1.85:1 стал одним из основных.
Интересно, что западные кинематографисты старались отказываться от широкой пленки, а вот в СССР широкоформатный стандарт очень долго использовался, такие фильмы снимались практически до начала 1990-х годов.
Кроме приведенных выше основных форматов существует еще ряд распространенных форматов. К примеру, многие однообъективные зеркальные цифровые фотокамеры обладают соотношением сторон кадра – 1.56:1(14:9), первые широкоформатные мониторы у компьютеров и многие экраны ноутбуков имеют соотношение – 1.6:1(16:10), в Телевидении высокой четкости используется широкий формат 1.78:1(16:9) и другие. А, например, чтобы зрители погрузились в атмосферу фильма и получили более сильные впечатления от него, используют своего рода киноаттракционы, где фильмы сняты в круговой панораме с обзором 360°.
Несомненно, изменения форматов кадра помогло неотъемлемо использовать заложенный изобразительный потенциал в кинематографе, существование нескольких форматов предоставило каждому кинематографисту право выбора того или иного, который соответствовал бы поставленному художественному началу и привело к росту свободы творчества самого автора фильма.
Еще в эпоху немого кино великого Эдисона и братьев Люмьер это соотношение имело параметры – 4:3. Расшифруем их – это отношение 4 единиц горизонтальной стороны кадра к 3 единицам вертикальной стороны кадра. Иногда можно встретить запись – 1.33:1; либо 1.33. Может быть, это произошло случайно, но эти параметры достаточно близки к размерам самого распространенного полотна в живописи. Телевидение тоже воспользовалось такими стандартами. И вот появляется звуковое кино. С ним изменяется и соотношение сторон кадра, оно чуть увеличивается (1.37:1). В 1932 году Американская академия киноискусства узаконило этот формат, его стали называть «классическим» или «академическим».
Далее появляется широкоэкранное кино, классические стандарты стали вытеснять новые форматы – это 2.35:1(7:3) и 2.2:1. Но и они не нашли всеобщего применения. Возникла дилемма, какой применять лучше. В итоге появляется еще новый формат 1.66:1(5:3). Первый фильм «Шейн» по этой технологии снят в 1953 году кинокомпанией Paramount Pictures. И в это же время кинокомпанией Universal выпускается первый фильм, где соотношения сторон уже 1.85:1. Эта технология приобрела моментальную популярность и стала международным стандартом. И все же хочется отметить, что у западноевропейских фильмов приоритетом оставался формат 1.66:1, а в американском кино– 1.85:1. В современной цифровой кинематографии стандарт 1.85:1 стал одним из основных.
Интересно, что западные кинематографисты старались отказываться от широкой пленки, а вот в СССР широкоформатный стандарт очень долго использовался, такие фильмы снимались практически до начала 1990-х годов.
Кроме приведенных выше основных форматов существует еще ряд распространенных форматов. К примеру, многие однообъективные зеркальные цифровые фотокамеры обладают соотношением сторон кадра – 1.56:1(14:9), первые широкоформатные мониторы у компьютеров и многие экраны ноутбуков имеют соотношение – 1.6:1(16:10), в Телевидении высокой четкости используется широкий формат 1.78:1(16:9) и другие. А, например, чтобы зрители погрузились в атмосферу фильма и получили более сильные впечатления от него, используют своего рода киноаттракционы, где фильмы сняты в круговой панораме с обзором 360°.
Несомненно, изменения форматов кадра помогло неотъемлемо использовать заложенный изобразительный потенциал в кинематографе, существование нескольких форматов предоставило каждому кинематографисту право выбора того или иного, который соответствовал бы поставленному художественному началу и привело к росту свободы творчества самого автора фильма.