Биография
Он снял полтора десятка фильмов, при этом умудрившись получить пять призов (разного уровня) Каннского кинофестиваля. Он далек от «модных» голливудских течений: хочет, разбирается в личной жизни древних вампиров, хочет, устраивает роуд-муви для пожилого ловеласа, хочет, показывает несколько будничных дней из жизни простого водителя, влюбленного в свою жену. Режиссер Джим Джармуш изготавливает мудреные «блюда», которые не всем по вкусу, но у него много фанатов.
Джим Джармуш, родившийся 22 января 1953-го года в городке Кайахога-Фолс штата Огайо, был средним из троих детей представителей среднего класса – бизнесмена чешского и ирландского происхождения и рецензентки кино и театра, в чьих жилах текла немецкая и ирландская кровь. Выйдя замуж, мать Джармуша стала домохозяйкой. Глава семейства работал на компанию «Goodrich» (производитель шин).
Именно матери будущий режиссер Джим Джармуш обязан своей любви к кино. Однажды она привела малыша в местный кинотеатр на утренний двойной киносеанс и побежала по делам. А первый взрослый фильм, который увидел Джим (культовая криминальная драма «Дорога грома» 1958-го года), произвел на семилетнего ребенка неизгладимое впечатление. Тогда же он полюбил смотреть эксцентричное кливлендское телешоу, в котором фигурировали персонажи фильмов ужасов.
Помимо увлечения кино у подростка Джармуша было еще одно – он стал заядлым читателем – на это его вдохновила бабушка. Мальчик отказывался посещать церковь с родителями (ненавидел «сидеть в душном помещении и надевать галстук»), и его метафизическая вера и пересмотр теологических принципов произошли благодаря книгам. Он развил вкус к контркультуре, зачитывался писателями-битниками Уильямом Берроузом и Джеком Керуаком. Джим и его приятели изготовили поддельные документы, что позволило им посещать бары в выходные и арт-хаусные киносеансы (нередко порнографические).
И все же Джармуш хотел вырваться из Огайо. Поэтому после школы он переехал в Чикаго и поступил в школу журналистики Северо-Западного университета, откуда его вскоре попросили уйти из-за пренебрежения учебой (студенту нравились только занятия литературой и историей искусства). Он перевелся в Колумбийский университет, где изучал английскую и американскую литературу и редактировал студенческий журнал. Тогда он мечтал стать поэтом. Его наставниками были авангардные поэты Кеннет Кох и Дэвид Шапиро.
В последний год обучения Джим переехал в Париж – хотел провести там летний семестр, но это затянулось на девять месяцев. Он подрабатывал водителем-экспедитором в картинной галерее и проводил большую часть времени в синематеке. Там Джармуш познакомился с работами режиссеров, о которых раньше только слышал (японцев Имамуры, Мидзогути, Одзу, европейцев Брессона и Дрейера, американца Фуллера). Вернувшись из Парижа, Джим продолжал писать, но его заметки становились все более «кинематографичными».
В 1976-м году, когда Колумбийский университет был позади, Джармуш работал музыкантом в клубе и попытался поступить в киношколу Нью-Йоркского университета. Несмотря на отсутствие опыта в кино, его приняли: фотографии и эссе о фильмах произвели впечатление на руководство вуза. Четыре года будущего режиссера Джима Джармуша, проведенные в киношколе, пролетели незаметно. Здесь он свел дружбу с Сарой Драйвер, Говардом Брукнером и Спайком Ли. В конце 1970-х годов Джим и его друзья стали частью альтернативной культуры, их центром был музыкальный клуб.
Первый фильм Джармуша «Отпуск без конца» был скромной малобюджеткой (15 тыс. долларов), но все же привлек внимание критиков. Его следующая работа, переделанная и доработанная (до полного метра) короткометражная лента «Более странно, чем в раю», была показана на Каннском кинофестивале, где удостоилась премии за яркий дебют «Золотая камера». Стало понятно: родилась звезда независимого авторского кино. Драмы «Вне закона» и «Загадочный поезд» часто называют продолжением картины «Более странно, чем в раю»: во всех трех работах главные герои эмигранты, новички в США.
В 2003-м году режиссер Джим Джармуш повторил трюк с переделкой короткометражного фильма: из несколькоминутного ролика «Кофе и сигареты» «вылупился» полудокументальный полноценный фильм с участием звезд, состоящий из 11 новелл.
Один из нашумевших шедевров Джармуша – триллер с элементами вестерна «Мертвец» (заглавную роль исполнил Джонни Депп) – был не сразу понят публикой. Позже он перешел в разряд культовых.
Во многом благодаря режиссеру Джиму Джармушу в Голливуде стало «модно» снимать фильмы на японскую тематику («Убить Билла» Тарантино, «Дневники гейши» Роба Маршалла, «Последний самурай» Эдварда Цвика). Джармуш был первым – со своим боевиком «Пес-призрак: Путь самурая», в котором снялся Форест Уитакер.
Одну из главных наград Канн («Гран-при жюри») мэтр получил за мелодраму «Сломанные цветы», в которой немолодой ловелас (Билл Мюррей) узнает о взрослом сыне и загорается идеей узнать, которая из подруг подарила ему наследника. Женщин героя Мюррея сыграли Шэрон Стоун, Тильда Суинтон, Джессика Лэнг.
Суинтон стала главной героиней и другой ленты Джармуша – мистической фантасмагории «Выживут только любовники» о семейной паре древних вампиров. Тильда изображала взбалмошную жену, обитающую в Танжере, а Том Хиддлстон – тоскующего, испытывающего депрессию мужа-музыканта из Детройта. Ева прилетает к своему Адаму, чтобы встряхнуть его, но нежданно к паре нагрянула гостья – младшая ненасытная сестра Евы, Ава (Миа Васиковска).
На Каннском кинофестивале 2016 года режиссер Джим Джармуш показал новый фильм – житейскую драму «Патерсон», в которой романтик-водитель в исполнении Адама Драйвера (антагонист в седьмом эпизоде «Звездных войн») пишет стихи для красавицы-жены (Голшифте Фарахани). Наверное, сюжет Джармуш взял из своего юношеского прошлого, когда сам зачитывался Гинзбергом и хотел стать поэтом. «Патерсон» получил «Премию пальмовой собаки», в России лента вышла в прокат в феврале 2017-го.
Единственная партнерша Джима, о которой упоминается в СМИ, – актриса Сара Драйвер, подруга студенческой молодости (с ней будущий режиссер встретился в киношколе). Свою личную жизнь Джармуш почти никогда не обсуждает. Официально он не женат, делит свое время между Нью-Йорком и Катскилькими горами. Кофе он больше не пьет, а вот сигареты не бросил.
Джим Джармуш, родившийся 22 января 1953-го года в городке Кайахога-Фолс штата Огайо, был средним из троих детей представителей среднего класса – бизнесмена чешского и ирландского происхождения и рецензентки кино и театра, в чьих жилах текла немецкая и ирландская кровь. Выйдя замуж, мать Джармуша стала домохозяйкой. Глава семейства работал на компанию «Goodrich» (производитель шин).
Именно матери будущий режиссер Джим Джармуш обязан своей любви к кино. Однажды она привела малыша в местный кинотеатр на утренний двойной киносеанс и побежала по делам. А первый взрослый фильм, который увидел Джим (культовая криминальная драма «Дорога грома» 1958-го года), произвел на семилетнего ребенка неизгладимое впечатление. Тогда же он полюбил смотреть эксцентричное кливлендское телешоу, в котором фигурировали персонажи фильмов ужасов.
Помимо увлечения кино у подростка Джармуша было еще одно – он стал заядлым читателем – на это его вдохновила бабушка. Мальчик отказывался посещать церковь с родителями (ненавидел «сидеть в душном помещении и надевать галстук»), и его метафизическая вера и пересмотр теологических принципов произошли благодаря книгам. Он развил вкус к контркультуре, зачитывался писателями-битниками Уильямом Берроузом и Джеком Керуаком. Джим и его приятели изготовили поддельные документы, что позволило им посещать бары в выходные и арт-хаусные киносеансы (нередко порнографические).
И все же Джармуш хотел вырваться из Огайо. Поэтому после школы он переехал в Чикаго и поступил в школу журналистики Северо-Западного университета, откуда его вскоре попросили уйти из-за пренебрежения учебой (студенту нравились только занятия литературой и историей искусства). Он перевелся в Колумбийский университет, где изучал английскую и американскую литературу и редактировал студенческий журнал. Тогда он мечтал стать поэтом. Его наставниками были авангардные поэты Кеннет Кох и Дэвид Шапиро.
В последний год обучения Джим переехал в Париж – хотел провести там летний семестр, но это затянулось на девять месяцев. Он подрабатывал водителем-экспедитором в картинной галерее и проводил большую часть времени в синематеке. Там Джармуш познакомился с работами режиссеров, о которых раньше только слышал (японцев Имамуры, Мидзогути, Одзу, европейцев Брессона и Дрейера, американца Фуллера). Вернувшись из Парижа, Джим продолжал писать, но его заметки становились все более «кинематографичными».
В 1976-м году, когда Колумбийский университет был позади, Джармуш работал музыкантом в клубе и попытался поступить в киношколу Нью-Йоркского университета. Несмотря на отсутствие опыта в кино, его приняли: фотографии и эссе о фильмах произвели впечатление на руководство вуза. Четыре года будущего режиссера Джима Джармуша, проведенные в киношколе, пролетели незаметно. Здесь он свел дружбу с Сарой Драйвер, Говардом Брукнером и Спайком Ли. В конце 1970-х годов Джим и его друзья стали частью альтернативной культуры, их центром был музыкальный клуб.
Первый фильм Джармуша «Отпуск без конца» был скромной малобюджеткой (15 тыс. долларов), но все же привлек внимание критиков. Его следующая работа, переделанная и доработанная (до полного метра) короткометражная лента «Более странно, чем в раю», была показана на Каннском кинофестивале, где удостоилась премии за яркий дебют «Золотая камера». Стало понятно: родилась звезда независимого авторского кино. Драмы «Вне закона» и «Загадочный поезд» часто называют продолжением картины «Более странно, чем в раю»: во всех трех работах главные герои эмигранты, новички в США.
В 2003-м году режиссер Джим Джармуш повторил трюк с переделкой короткометражного фильма: из несколькоминутного ролика «Кофе и сигареты» «вылупился» полудокументальный полноценный фильм с участием звезд, состоящий из 11 новелл.
Один из нашумевших шедевров Джармуша – триллер с элементами вестерна «Мертвец» (заглавную роль исполнил Джонни Депп) – был не сразу понят публикой. Позже он перешел в разряд культовых.
Во многом благодаря режиссеру Джиму Джармушу в Голливуде стало «модно» снимать фильмы на японскую тематику («Убить Билла» Тарантино, «Дневники гейши» Роба Маршалла, «Последний самурай» Эдварда Цвика). Джармуш был первым – со своим боевиком «Пес-призрак: Путь самурая», в котором снялся Форест Уитакер.
Одну из главных наград Канн («Гран-при жюри») мэтр получил за мелодраму «Сломанные цветы», в которой немолодой ловелас (Билл Мюррей) узнает о взрослом сыне и загорается идеей узнать, которая из подруг подарила ему наследника. Женщин героя Мюррея сыграли Шэрон Стоун, Тильда Суинтон, Джессика Лэнг.
Суинтон стала главной героиней и другой ленты Джармуша – мистической фантасмагории «Выживут только любовники» о семейной паре древних вампиров. Тильда изображала взбалмошную жену, обитающую в Танжере, а Том Хиддлстон – тоскующего, испытывающего депрессию мужа-музыканта из Детройта. Ева прилетает к своему Адаму, чтобы встряхнуть его, но нежданно к паре нагрянула гостья – младшая ненасытная сестра Евы, Ава (Миа Васиковска).
На Каннском кинофестивале 2016 года режиссер Джим Джармуш показал новый фильм – житейскую драму «Патерсон», в которой романтик-водитель в исполнении Адама Драйвера (антагонист в седьмом эпизоде «Звездных войн») пишет стихи для красавицы-жены (Голшифте Фарахани). Наверное, сюжет Джармуш взял из своего юношеского прошлого, когда сам зачитывался Гинзбергом и хотел стать поэтом. «Патерсон» получил «Премию пальмовой собаки», в России лента вышла в прокат в феврале 2017-го.
Единственная партнерша Джима, о которой упоминается в СМИ, – актриса Сара Драйвер, подруга студенческой молодости (с ней будущий режиссер встретился в киношколе). Свою личную жизнь Джармуш почти никогда не обсуждает. Официально он не женат, делит свое время между Нью-Йорком и Катскилькими горами. Кофе он больше не пьет, а вот сигареты не бросил.
Фильмография
26 Gimme Danger. История Игги и The Stooges (2016) Gimme Danger
25 Патерсон (2016) Paterson
24 Выживут только любовники (2013) Only Lovers Left Alive
23 Предел контроля (2008) The Limits of Control
22 The Raconteurs: Steady, As She Goes - Version 1 (видео, 2006) The Raconteurs: Steady, As She Goes - Version 1 ... короткометражка
21 Сломанные цветы (2005) Broken Flowers
20 Кофе и сигареты (2003) Coffee and Cigarettes
19 На десять минут старше: Труба (2002) Ten Minutes Older: The Trumpet
18 Пес-призрак: Путь самурая (1999) Ghost Dog: The Way of the Samurai
17 Год лошади (1997) Year of the Horse
16 Neil Young & Crazy Horse: Big Time (видео, 1996) ... короткометражка
15 Neil Young: Dead Man (видео, 1996) ... короткометражка
14 Мертвец (1995) Dead Man
13 Кофе и сигареты 3 (1993) Coffee and Cigarettes III ... короткометражка
12 Tom Waits: I Don't Wanna Grow Up (видео, 1992) ... короткометражка
11 Ночь на Земле (1991) Night on Earth
10 Tom Waits: It's All Right with Me (видео, 1990) ... короткометражка
9 Кофе и сигареты 2 (1989) Coffee and Cigarettes II ... короткометражка
8 Таинственный поезд (1989) Mystery Train
7 Big Audio Dynamite: Sightsee MC (видео, 1987) ... короткометражка
6 Кофе и сигареты (1986) Coffee and Cigarettes ... короткометражка
5 Talking Heads: The Lady Don't Mind (видео, 1986) ... короткометражка
4 Вне закона (1986) Down by Law
3 Более странно, чем в раю (1984) Stranger Than Paradise
2 Более странно, чем в раю (1983) Stranger Than Paradise ... короткометражка
1 Отпуск без конца (1980) Permanent Vacation
Источник: fancy-journal.com