Биография
Кэтрин Хепберн родилась 12 мая 1907 года в городе Хартфорд, штат Коннектикут (США). Происходила из знатного рода, корни которого восходят к французским (Луи VII) и английским (Генри II) королям. Актриса, выдвигавшаяся на премию «Оскар» двенадцать раз и удостоенная этой премии четырежды — больше, чем любой другой актёр или актриса в истории.
Её мать, Кэтрин Марта Хоутон, происходила из знаменитого семейства, владевшего крупнейшим стекольным заводом. Отец её, Томас, был известным хирургом и новатором в лечении венерических болезней; мать, была суфражисткой и проповедницей права женщин на аборты. У них родилось шестеро детей.
Кэтрин была очень близка со своим братом Томом, и в 14 лет перенесла настоящую трагедию. Фиктивную дату рождения она взяла в память брата Тома, который трагически погиб, упав со стропил их дома в Нью-Йорке. Кэтрин была первой, кто обнаружил бездыханное тело мальчика... Это несчастье коренным образом изменило Кэтрин. Она стала замкнутой, не общалась со сверстниками и большую часть времени обучалась на дому. И ещё много лет после этого Кэтрин использовала дату рождения брата, 8 ноября, как свою собственную.
Кэйт получила прекрасное образование. Она окончила колледж Брин Мор (выпуск 1928 года), знала несколько языков, заработала медаль на чемпионате по фигурному катанию, была второй теннисисткой штата Миссури и одной из самых многообещающих гольфисток в стране. Хепберн участвовала в любительских спектаклях, которые устраивались во время летних каникул на даче.
Вполне может быть, что идея пойти в актрисы возникла у Кэтрин из противоречия собственной натуре. Кэтрин с её богатым внутренним миром, прекрасным образованием и финансовым положением можно было уединиться где-нибудь в деревне и сочинять женские романы. Но Хепберн предпочла путь наибольшего сопротивления.
После получения высшего образования (степень магистра философии и истории), в 19 лет она заявила родителям, что хочет стать актрисой. Отец вначале возражал, но затем всё же выделил ей 50 долларов на поездку в Балтимор. Режиссёр тамошнего театра Эдвин Кнопф поручил начинающей актрисе маленькие роли в спектаклях «Царица» и «Факельщики». Если учесть, что у неё не было ни школы, ни опыта, то играла Хепберн довольно удачно.
По окончании сезона Кэйт отправилась в Нью-Йорк. Она начала брать уроки актёрского мастерства у известного педагога Фрэнсис Робинсон-Дафф, которой ученица сразу же понравилась, ибо напоминала ей Элеонору Дузе.
Объявившийся в Нью-Йорке Эдвин Кнопф предложил Кэтрин стать дублёршей исполнительницы главной роли в спектакле «Большое озеро». Но после нескольких репетиций эту роль доверили Хепберн. Дебют она с треском провалила. И сразу же после премьеры её уволили, но это нисколько не пошатнуло самоуверенности начинающей актрисы. Кэйт не пала духом, и вскоре в другом театре прекрасно справилась с ролью школьницы в пьесе «Эти дни» Клагстон. Увы, спектакль сняли уже через восемь дней… «Меня всегда увольняли. Самой судьбой мне суждено было «вспыхивать — и гаснуть».
В 1928 году Кэтрин вышла замуж за друга юности Ладлоу Огдена Смита. И уже в следующем году Хепберн поступает в театр «Гилд», где играет инженю в пьесах «Метеор» Бермана и «Летний месяц в деревне» Тургенева. В Стокбридже она участвует в нескольких спектаклях театра «Беркшир плэйхаус». Её необычная внешность и манеры — и её уникальный голос Новой Англии — поначалу отпугнул некоторых зрителей, но её душевное исполнение наивной, импульсивной молодой актрисы, пытающейся завоевать Бродвей, покорило их. Наконец в бродвейской постановке её утверждают на главную роль — энергичной, волевой, бесстрашной царицы амазонок Антиопы в спектакле по пьесе Джулиана Томпсона «Муж воительницы».
Премьера состоялась в марте 1932 года в театре «Мороско» в Нью-Йорке. «Муж воительницы» имел успех, а имя Хепберн получило известность. Она почувствовала себя настоящей актрисой.
Хепберн уехала в Голливуд и распрощалась с Ладлоу. Это было начало конца их брака. Через некоторое время они развелись на Юкатане, в Мексике, сохранив дружеские отношения. В дальнейшем Кэтрин часто обращалась за помощью к бывшему мужу.
Голливудскому продюсеру Селзнику Кэтрин совершенно не понравилась. Перед ним стояла нескладная девушка лет 25. Одетая в ничем не примечательные брюки и сандалии, она не носила грима и говорила со снобистским коннектикутским выговором. «Боже, — воскликнул Селзник, — это самое жуткое пугало, какое я когда-либо видел. Если нам понадобится кто-то на роль Эндорской ведьмы, мы возьмем её». Однако Джордж Кьюкор думал иначе. Просмотрев пробы, он почувствовал невыразимую прелесть, нечто завораживающее в том, как она ставила стакан на пол. Кьюкор рекомендовал Хепберн на главную роль в нашумевшем предприятии Селзника «Билль о разводе». Её партнёром стал Джон Барримор. Фильм имел шумный успех и оказался судьбоносным для Хепберн, поскольку его режиссёром был Джордж Кьюкор, который стал её ближайшим другом и ментором, а впоследствии снял её во многих фильмах. Вот как вспоминал Кьюкор первую пробу Хепберн: «Она не походила ни на кого из тех, кого мне раньше доводилось видеть или слышать. Проба взволновала меня, хотя её игра была далеко не совершенной, тем не менее, я подумал: «Эта девочка очень интересна».
На данном этапе своей деятельности сама Кэтрин Хепберн была прагматична, как нью-йоркская фондовая биржа. На студии уже знали, что если эта актриса заприметит какую-нибудь роль, то лучше отдать её по-хорошему. Не секрет, что многие побаивались Кэтрин, хотя она продолжала считать себя наивной и пугливой.
В 1933 году Кэтрин сыграла в фильме «Утренняя слава». Роль Эвы Лавлейс приносит ей первого «Оскара». А следующую картину — «Маленькие женщины» Хепберн называет среди самых любимых, а фильм назван лучшим фильмом года, а Хепберн получила премию Венецианского кинофестиваля.
Так Кэтрин стала кинозвездой всего за полтора года. Теперь круг её общения составляли сплошь знаменитости. Хепберн не искала дружбы, скорее наоборот, кто-то видел в ней старшую сестру, кто-то бесплатного психоаналитика, кто-то тонкого и умного собеседника. Кэтрин не разочаровывала никого, разве что себя. Чтобы развеять меланхолию существовали диванные вечеринки Джорджа Кьюкора.
Далее Хепберн с блеском справляется и с ролью Марии Стюарт в фильме «Мария Шотландская» (1935). А в промежутке между съёмками возвращается на Бродвей, чтобы выступить в сентиментальной пьесе «Озеро» и удостоиться уничижительной реплики известной писательницы и критика Дороти Паркер, которая заявила, что «диапазон эмоций Хепберн от «а» до «б». Спектаклю была суждена недолгая жизнь…
А следом карьера Хепберн вошла в пике. Сначала фиаско в театре, затем фиаско в кино. Сразу несколько провальных картин подряд. При этом, несмотря на провальные киноленты, в 1935 году она получает номинацию на Оскар за фильм «Алиса Адамс» (1935). Владельцы кинотеатров начали шарахаться от её имени как от чумы. В своем падении она опередила и Марлен Дитрих, и Джоан Кроуфорд.
Кэтрин надеялась сыграть Скарлетт О’Хара в голливудской экранизации романа «Унесенные ветром». Но роль она не получила. Тогда известный драматург Фил Барри специально для неё написал пьесу «Филадельфийская история». Характер главной героини Трейси Лорд очень напоминал взрывной характер Хепберн; даже речь Трейси была похожа на её манеру говорить — бурный поток слов, постоянная ирония, шутки. Кэтрин попросила Барри прислать ей пьесу; первый акт она одобрила, второй — тоже, а третий попросила переписать. Драматург сделал всё, как хотела актриса, и Хепберн с труппой «Гилд» и режиссером Робертом Синклером приступили к репетициям.
Премьера «Филадельфийской истории» состоялась в феврале 1939 года в Нью-Хэйвене, после чего пьеса пошла на Бродвее. Зрительский успех был ошеломляющим. Хорошо приняла спектакль и строгая нью-йоркская критика. Даже Брукс Аткинсон нашёл слова признания: «Это странная, всегда возбуждённая маленькая женщина со строгой красотой и металлическим голосом; выстроить для неё роль всегда очень непросто. Но сегодня в центральной партии пьесы мистера Барри она выступает как женщина, которая, наконец, нашла свою радость, — и нашла её в театре. Нет никакой двусмысленности в поведении её героини. Актриса обладает утончённым вкусом, она удивительно живая и свободна в выражении чувств».
Спектакль прошёл на Бродвее 415 раз, на гастролях в США его показали ещё 254 раза. «Филадельфийская история» принесла более чем миллионный доход и спасла «Гилд» от разорения; сама же Хепберн, которой принадлежала четверть дохода, значительно улучшила своё финансовое положение.
Вскоре многие кинокомпании готовы были выложить любые деньги за право экранизации «Филадельфийской истории». Выяснилось, что этими правами владеет… Хепберн. Она перехитрила всех. С помощью эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, с которым у неё был мимолетный роман, Хепберн купила права на экранизацию «Филадельфийской истории». Фильм по нашумевшей пьесе вышел в 1940 году. Кэтрин за роль Трейси Лорд получила премию нью-йоркских кинокритиков.
Часто играя сильных независимых женщин с собственным умом, Кэтрин и в жизни была такой же. Она не придавала абсолютно никакого значения одежде и носила слаксы вместо платьев. Это в 1940-х годах — когда в моде были женственные сексапильные красотки в облегающих нарядах! Кэтрин Хепберн почти не носила косметику, избегала давать интервью и практически не появлялась на публике. Киностудия неоднократно пыталась повлиять на неё, но тщетно. Однажды костюмеры даже спрятали её слаксы — а она ходила вокруг студии в нижнем белье до тех пор, пока они не были возвращены.
Кэтрин была одной из немногих больших звёзд в Голливуде, не пытавшейся подыгрывать публике и хоть сколько-нибудь приукрасить свою индивидуальность. Многие находили её надменной и неуживчивой. Этот её отказ принять роль голливудской небожительницы и играть по неписаным правилам привёл к тому, что общественное мнение довольно быстро отвернулось от неё. Хепберн не отличалась классической голливудской красотой, её красота была скорее аристократической, что ещё больше подчеркивалось её властным, почти мужским характером. В телевизионной автобиографии Хепберн говорит: «В какой-то степени я прожила свою жизнь как мужчина, ибо всегда принимала решения сама. И хотя страх мне был ведом, как и всем нам, я обуздывала его и продолжала идти вперёд».
Хепберн — актриса широкого диапазона, способная на мгновенные перевоплощения. Но лучше всего ей удавались роли в комедии. Именно к таким картинам относится «Женщина года» (1942), за которую она получила номинацию на Оскар, в которой впервые её партнёром был прекрасный актёр и неотразимый мужчина Спенсер Трейси. ОН был приглашен на главную мужскую роль в фильм «Женщина года».
Кэтрин Хепберн, была не просто женщиной, это была целая эпоха в истории голливудского кинематографа. В 1933 году Кэтрин Хепберн вручали первого «Оскара». Спустя 34 года, в 1967 году, Кэтрин Хепберн опять получала «Оскара». Такова эпоха Кэтрин Хепберн в Голливуде.
Картина «Женщина года» получила широкий резонанс в обществе. Хепберн свыклась с ролью рупора общественности. 19 мая 1947 года она выступила в поддержку американских коммунистов. Впоследствии Хепберн трактовала этот поступок как шаг в защиту актёров, уволенных по политическим соображениям.
Кэтрин и Трейси составили прекрасный дуэт и сыграли в дальнейшем вместе в девяти картинах.
Творческий метод Хепберн противоположен тому, что исповедовал Спенсер (он предпочитал всё делать с первого дубля). Кэтрин работала скрупулёзно, аналитически подходя к роли. Ей нравилось репетировать, пробовать в нескольких дублях различные варианты.
Трейси стал её партнёром не только в кино, но и в жизни. Этот звёздный роман длился 27 лет, вплоть до кончины Трейси в 1967 году. Скрытная Хепберн заговорила о своих отношениях с Трейси только после смерти его жены Луизы в 1983 году. Она описала их в своих мемуарах, ставших бестселлером; она рассказала о них в автобиографическом телефильме. У Хепберн до Трейси были романы и с миллиардером Говардом Хьюзом, были в её жизни бродвейский продюсер Лелонд Хэйворд и колосс американского кино режиссёр Джон Форд. После Трейси у неё уже никого не было. Он исчерпал до дна её любовный источник.
В конце 1940-х годов Хепберн решила попробовать себя в шекспировском репертуаре. За постановку пьесы «Как вам это понравится» взялся Майкл Бентхолл, возглавлявший «Олд Вик». Все 148 представлений в нью-йоркском театре «Корт» прошли при аншлагах. После Нью-Йорка труппа совершила продолжительные гастроли по Соединенным Штатам. Актеры хорошо заработали и понравились как публике, так и критикам.
Из всех фильмов, в которых Кэйт к тому времени снялась, а их уже было 28, — ни один не отнял у неё столько физических сил, сколько «Африканская королева» (1951), в котором она играла старую деву. Частые переезды, непривычный климат, тяжелые условия съёмок на натуре, необходимость приспосабливаться к неординарному Хэмфри Богарту, а также к постоянным капризам Джона Хьюстона, — всё это изматывало, но работа была отмечена очередной номинацией на Оскар. Четверть века спустя актриса написала весёлую книгу «На съемках «Африканской королевы», или как я поехала в Африку с Богартом, Бэколл и Хьюстоном и чуть не сошла с ума».
Хепберн с большим успехом играла в «Миллионерше» (1952) Б. Шоу. Спектакль вновь поставил Бентхолл. Она отыграла 9 недель в Лондоне, а после летнего перерыва ещё 10 недель — в Нью-Йорке.
Следует отметить, что 1950-е годы прошли для Хепберн под знаком Шекспира. В 1955 году она играла на сцене «Олд Вика» в «Венецианском купце», «Укрощении строптивой» и в «Мере за меру». В течение 6 месяцев Кэтрин вместе с театром гастролировала в Австралии. Гастроли были очень интересными и прошли с огромным успехом. Позже актриса сыграла в спектаклях «Много шума из ничего» (1957), «Двенадцатая ночь» и «Антоний и Клеопатра» (1960).
После серии шекспировских ролей на сцене Хепберн решила вернуться в кино. В Лондоне она снялась в фильме по пьесе Теннесси Уильямса «Внезапно, прошлым летом» (1960). Роль матери-злодейки, миссис Венейбл, была ей не по душе. Однако Хепберн, проявив завидный профессионализм, справилась со своей задачей, легко переиграла в фильме своих партнёров — Элизабет Тейлор и Монтгомери Клифта.
Теннесси Уильямс пришёл в такой восторг от актёрского мастерства Хепберн, что следующую пьесу «Ночь игуаны» написал специально для неё. Но актриса посчитала, что роль Мэксин Фолк ей не подходит. Правда, потом Кэтрин с блеском сыграет Аманду Уингфилд в английском телефильме по пьесе Уильямса «Стеклянный зверинец». «Кэйт — это актриса, о которой мечтает каждый драматург, — утверждал Уильямс. — У неё текст звучит намного лучше, чем он написан: утонченность её ума и чувства позволяет высветить все те смысловые оттенки, которые заложены в каждой произносимой ею фразе».
В 1962 году Хепберн создала образ Мэри Тайрон в фильме по пьесе Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь». Критики единодушно признали за ней талант трагической актрисы. Она удостоилась очередной премии американской киноакадемии.
Она была цельной натурой. Её партнёр по четырём романтическим комедиям Кэри Грант говорил: «Кэтрин самая честная женщина, которую мне доводилось встречать». Да, честность и прямота были для Хепберн религией. А в Бога эта дочь хирурга и суфражистки не верила.
Хепберн получила за роль жены крупного издателя в антирасистском фильме Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» 10 номинацию и 2-ю статуэтку премии Оскар как Лучшая актриса. Это была последняя картина Спенсера Трейси. 10 июня 1967 года его сердце внезапно остановилось… Кэтрин тяжело переживала смерть любимого человека. В это трудное время её поддержал английский актёр Питер О’Тул, уговоривший актрису сняться в историческом фильме «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена. Хепберн блистательно сыграла королеву Элеонору Аквитанскую. За роль Элеоноры актриса получила 3-й Оскар и премию Британской киноакадемии.
Одной из самых ярких театральных работ Хепберн стала роль Коко Шанель в мюзикле Элена Джея Лернера «Коко». Мюзикл был совершенно новой формой для актрисы. На прослушивании она спела так, что все, в том числе и продюсер спектакля Фредерик Бриссон, пришли в восторг. Бродвейская премьера побила все рекорды по выручке — 35000 долларов! Критики сравнивали игру Хепберн с Ниагарским водопадом.
Большим успехом пользовался и другой бродвейский спектакль с её участием — «Вестсайдский вальс» (1981).
В 1982 году Хепберн получила 4-го по счету Оскара за участие в фильме «На Золотом пруду».
12 номинаций на Оскар и 4 победы в категории Лучшая Актриса, и по сей день является рекордом для любой актрисы, который вряд ли будет повторен в ближайшее время. Показательно, что Хепберн ни разу не участвовала в церемониях вручения Оскаров и лично не принимала статуэток. Кэтрин была женщиной с характером. И продолжала сниматься в характерных ролях, причем даже в 1990-х годах, когда ей было далеко за восемьдесят.
В последние годы легендарную актрису преследуют недуги: донимает артрит, болезнь Паркинсона, а также неизлечимая инфекция глаза. Кроме того, она перенесла операцию по протезированию бедра. Хепберн, не на шутку напуганная проблемами со здоровьем, продала свой дом в центре Манхэттена, который купила ещё в 1932 году, и перебралась поближе к природе, в коннектикутский Одд-Сэйбрук, где жила тихо и скромно.
12 мая 1997 года, в день её 90-летия, в крупнейшем городе США сад на площади имени Дага Хаммаршельда, находящийся около ООН, был переименован в «Сад Кэтрин Хепберн».
В 1999 году она была признана самой легендарной актрисой американского кино.
Кэтрин Хепберн ушла из жизни 29 июня 2003 года. В возрасте 96 лет она мирно умерла в своём старом особняке в Олд-Сэйбрук, штат Коннектикут, США.
1 июля 2003 года театральный Бродвей погасил огни. В знак траура по Кэтрин Хепберн. Так было много лет назад на лондонском Вест-Энде, когда закатилась звезда Вивьен Ли...
Её мать, Кэтрин Марта Хоутон, происходила из знаменитого семейства, владевшего крупнейшим стекольным заводом. Отец её, Томас, был известным хирургом и новатором в лечении венерических болезней; мать, была суфражисткой и проповедницей права женщин на аборты. У них родилось шестеро детей.
Кэтрин была очень близка со своим братом Томом, и в 14 лет перенесла настоящую трагедию. Фиктивную дату рождения она взяла в память брата Тома, который трагически погиб, упав со стропил их дома в Нью-Йорке. Кэтрин была первой, кто обнаружил бездыханное тело мальчика... Это несчастье коренным образом изменило Кэтрин. Она стала замкнутой, не общалась со сверстниками и большую часть времени обучалась на дому. И ещё много лет после этого Кэтрин использовала дату рождения брата, 8 ноября, как свою собственную.
Кэйт получила прекрасное образование. Она окончила колледж Брин Мор (выпуск 1928 года), знала несколько языков, заработала медаль на чемпионате по фигурному катанию, была второй теннисисткой штата Миссури и одной из самых многообещающих гольфисток в стране. Хепберн участвовала в любительских спектаклях, которые устраивались во время летних каникул на даче.
Вполне может быть, что идея пойти в актрисы возникла у Кэтрин из противоречия собственной натуре. Кэтрин с её богатым внутренним миром, прекрасным образованием и финансовым положением можно было уединиться где-нибудь в деревне и сочинять женские романы. Но Хепберн предпочла путь наибольшего сопротивления.
После получения высшего образования (степень магистра философии и истории), в 19 лет она заявила родителям, что хочет стать актрисой. Отец вначале возражал, но затем всё же выделил ей 50 долларов на поездку в Балтимор. Режиссёр тамошнего театра Эдвин Кнопф поручил начинающей актрисе маленькие роли в спектаклях «Царица» и «Факельщики». Если учесть, что у неё не было ни школы, ни опыта, то играла Хепберн довольно удачно.
По окончании сезона Кэйт отправилась в Нью-Йорк. Она начала брать уроки актёрского мастерства у известного педагога Фрэнсис Робинсон-Дафф, которой ученица сразу же понравилась, ибо напоминала ей Элеонору Дузе.
Объявившийся в Нью-Йорке Эдвин Кнопф предложил Кэтрин стать дублёршей исполнительницы главной роли в спектакле «Большое озеро». Но после нескольких репетиций эту роль доверили Хепберн. Дебют она с треском провалила. И сразу же после премьеры её уволили, но это нисколько не пошатнуло самоуверенности начинающей актрисы. Кэйт не пала духом, и вскоре в другом театре прекрасно справилась с ролью школьницы в пьесе «Эти дни» Клагстон. Увы, спектакль сняли уже через восемь дней… «Меня всегда увольняли. Самой судьбой мне суждено было «вспыхивать — и гаснуть».
В 1928 году Кэтрин вышла замуж за друга юности Ладлоу Огдена Смита. И уже в следующем году Хепберн поступает в театр «Гилд», где играет инженю в пьесах «Метеор» Бермана и «Летний месяц в деревне» Тургенева. В Стокбридже она участвует в нескольких спектаклях театра «Беркшир плэйхаус». Её необычная внешность и манеры — и её уникальный голос Новой Англии — поначалу отпугнул некоторых зрителей, но её душевное исполнение наивной, импульсивной молодой актрисы, пытающейся завоевать Бродвей, покорило их. Наконец в бродвейской постановке её утверждают на главную роль — энергичной, волевой, бесстрашной царицы амазонок Антиопы в спектакле по пьесе Джулиана Томпсона «Муж воительницы».
Премьера состоялась в марте 1932 года в театре «Мороско» в Нью-Йорке. «Муж воительницы» имел успех, а имя Хепберн получило известность. Она почувствовала себя настоящей актрисой.
Хепберн уехала в Голливуд и распрощалась с Ладлоу. Это было начало конца их брака. Через некоторое время они развелись на Юкатане, в Мексике, сохранив дружеские отношения. В дальнейшем Кэтрин часто обращалась за помощью к бывшему мужу.
Голливудскому продюсеру Селзнику Кэтрин совершенно не понравилась. Перед ним стояла нескладная девушка лет 25. Одетая в ничем не примечательные брюки и сандалии, она не носила грима и говорила со снобистским коннектикутским выговором. «Боже, — воскликнул Селзник, — это самое жуткое пугало, какое я когда-либо видел. Если нам понадобится кто-то на роль Эндорской ведьмы, мы возьмем её». Однако Джордж Кьюкор думал иначе. Просмотрев пробы, он почувствовал невыразимую прелесть, нечто завораживающее в том, как она ставила стакан на пол. Кьюкор рекомендовал Хепберн на главную роль в нашумевшем предприятии Селзника «Билль о разводе». Её партнёром стал Джон Барримор. Фильм имел шумный успех и оказался судьбоносным для Хепберн, поскольку его режиссёром был Джордж Кьюкор, который стал её ближайшим другом и ментором, а впоследствии снял её во многих фильмах. Вот как вспоминал Кьюкор первую пробу Хепберн: «Она не походила ни на кого из тех, кого мне раньше доводилось видеть или слышать. Проба взволновала меня, хотя её игра была далеко не совершенной, тем не менее, я подумал: «Эта девочка очень интересна».
На данном этапе своей деятельности сама Кэтрин Хепберн была прагматична, как нью-йоркская фондовая биржа. На студии уже знали, что если эта актриса заприметит какую-нибудь роль, то лучше отдать её по-хорошему. Не секрет, что многие побаивались Кэтрин, хотя она продолжала считать себя наивной и пугливой.
В 1933 году Кэтрин сыграла в фильме «Утренняя слава». Роль Эвы Лавлейс приносит ей первого «Оскара». А следующую картину — «Маленькие женщины» Хепберн называет среди самых любимых, а фильм назван лучшим фильмом года, а Хепберн получила премию Венецианского кинофестиваля.
Так Кэтрин стала кинозвездой всего за полтора года. Теперь круг её общения составляли сплошь знаменитости. Хепберн не искала дружбы, скорее наоборот, кто-то видел в ней старшую сестру, кто-то бесплатного психоаналитика, кто-то тонкого и умного собеседника. Кэтрин не разочаровывала никого, разве что себя. Чтобы развеять меланхолию существовали диванные вечеринки Джорджа Кьюкора.
Далее Хепберн с блеском справляется и с ролью Марии Стюарт в фильме «Мария Шотландская» (1935). А в промежутке между съёмками возвращается на Бродвей, чтобы выступить в сентиментальной пьесе «Озеро» и удостоиться уничижительной реплики известной писательницы и критика Дороти Паркер, которая заявила, что «диапазон эмоций Хепберн от «а» до «б». Спектаклю была суждена недолгая жизнь…
А следом карьера Хепберн вошла в пике. Сначала фиаско в театре, затем фиаско в кино. Сразу несколько провальных картин подряд. При этом, несмотря на провальные киноленты, в 1935 году она получает номинацию на Оскар за фильм «Алиса Адамс» (1935). Владельцы кинотеатров начали шарахаться от её имени как от чумы. В своем падении она опередила и Марлен Дитрих, и Джоан Кроуфорд.
Кэтрин надеялась сыграть Скарлетт О’Хара в голливудской экранизации романа «Унесенные ветром». Но роль она не получила. Тогда известный драматург Фил Барри специально для неё написал пьесу «Филадельфийская история». Характер главной героини Трейси Лорд очень напоминал взрывной характер Хепберн; даже речь Трейси была похожа на её манеру говорить — бурный поток слов, постоянная ирония, шутки. Кэтрин попросила Барри прислать ей пьесу; первый акт она одобрила, второй — тоже, а третий попросила переписать. Драматург сделал всё, как хотела актриса, и Хепберн с труппой «Гилд» и режиссером Робертом Синклером приступили к репетициям.
Премьера «Филадельфийской истории» состоялась в феврале 1939 года в Нью-Хэйвене, после чего пьеса пошла на Бродвее. Зрительский успех был ошеломляющим. Хорошо приняла спектакль и строгая нью-йоркская критика. Даже Брукс Аткинсон нашёл слова признания: «Это странная, всегда возбуждённая маленькая женщина со строгой красотой и металлическим голосом; выстроить для неё роль всегда очень непросто. Но сегодня в центральной партии пьесы мистера Барри она выступает как женщина, которая, наконец, нашла свою радость, — и нашла её в театре. Нет никакой двусмысленности в поведении её героини. Актриса обладает утончённым вкусом, она удивительно живая и свободна в выражении чувств».
Спектакль прошёл на Бродвее 415 раз, на гастролях в США его показали ещё 254 раза. «Филадельфийская история» принесла более чем миллионный доход и спасла «Гилд» от разорения; сама же Хепберн, которой принадлежала четверть дохода, значительно улучшила своё финансовое положение.
Вскоре многие кинокомпании готовы были выложить любые деньги за право экранизации «Филадельфийской истории». Выяснилось, что этими правами владеет… Хепберн. Она перехитрила всех. С помощью эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, с которым у неё был мимолетный роман, Хепберн купила права на экранизацию «Филадельфийской истории». Фильм по нашумевшей пьесе вышел в 1940 году. Кэтрин за роль Трейси Лорд получила премию нью-йоркских кинокритиков.
Часто играя сильных независимых женщин с собственным умом, Кэтрин и в жизни была такой же. Она не придавала абсолютно никакого значения одежде и носила слаксы вместо платьев. Это в 1940-х годах — когда в моде были женственные сексапильные красотки в облегающих нарядах! Кэтрин Хепберн почти не носила косметику, избегала давать интервью и практически не появлялась на публике. Киностудия неоднократно пыталась повлиять на неё, но тщетно. Однажды костюмеры даже спрятали её слаксы — а она ходила вокруг студии в нижнем белье до тех пор, пока они не были возвращены.
Кэтрин была одной из немногих больших звёзд в Голливуде, не пытавшейся подыгрывать публике и хоть сколько-нибудь приукрасить свою индивидуальность. Многие находили её надменной и неуживчивой. Этот её отказ принять роль голливудской небожительницы и играть по неписаным правилам привёл к тому, что общественное мнение довольно быстро отвернулось от неё. Хепберн не отличалась классической голливудской красотой, её красота была скорее аристократической, что ещё больше подчеркивалось её властным, почти мужским характером. В телевизионной автобиографии Хепберн говорит: «В какой-то степени я прожила свою жизнь как мужчина, ибо всегда принимала решения сама. И хотя страх мне был ведом, как и всем нам, я обуздывала его и продолжала идти вперёд».
Хепберн — актриса широкого диапазона, способная на мгновенные перевоплощения. Но лучше всего ей удавались роли в комедии. Именно к таким картинам относится «Женщина года» (1942), за которую она получила номинацию на Оскар, в которой впервые её партнёром был прекрасный актёр и неотразимый мужчина Спенсер Трейси. ОН был приглашен на главную мужскую роль в фильм «Женщина года».
Кэтрин Хепберн, была не просто женщиной, это была целая эпоха в истории голливудского кинематографа. В 1933 году Кэтрин Хепберн вручали первого «Оскара». Спустя 34 года, в 1967 году, Кэтрин Хепберн опять получала «Оскара». Такова эпоха Кэтрин Хепберн в Голливуде.
Картина «Женщина года» получила широкий резонанс в обществе. Хепберн свыклась с ролью рупора общественности. 19 мая 1947 года она выступила в поддержку американских коммунистов. Впоследствии Хепберн трактовала этот поступок как шаг в защиту актёров, уволенных по политическим соображениям.
Кэтрин и Трейси составили прекрасный дуэт и сыграли в дальнейшем вместе в девяти картинах.
Творческий метод Хепберн противоположен тому, что исповедовал Спенсер (он предпочитал всё делать с первого дубля). Кэтрин работала скрупулёзно, аналитически подходя к роли. Ей нравилось репетировать, пробовать в нескольких дублях различные варианты.
Трейси стал её партнёром не только в кино, но и в жизни. Этот звёздный роман длился 27 лет, вплоть до кончины Трейси в 1967 году. Скрытная Хепберн заговорила о своих отношениях с Трейси только после смерти его жены Луизы в 1983 году. Она описала их в своих мемуарах, ставших бестселлером; она рассказала о них в автобиографическом телефильме. У Хепберн до Трейси были романы и с миллиардером Говардом Хьюзом, были в её жизни бродвейский продюсер Лелонд Хэйворд и колосс американского кино режиссёр Джон Форд. После Трейси у неё уже никого не было. Он исчерпал до дна её любовный источник.
В конце 1940-х годов Хепберн решила попробовать себя в шекспировском репертуаре. За постановку пьесы «Как вам это понравится» взялся Майкл Бентхолл, возглавлявший «Олд Вик». Все 148 представлений в нью-йоркском театре «Корт» прошли при аншлагах. После Нью-Йорка труппа совершила продолжительные гастроли по Соединенным Штатам. Актеры хорошо заработали и понравились как публике, так и критикам.
Из всех фильмов, в которых Кэйт к тому времени снялась, а их уже было 28, — ни один не отнял у неё столько физических сил, сколько «Африканская королева» (1951), в котором она играла старую деву. Частые переезды, непривычный климат, тяжелые условия съёмок на натуре, необходимость приспосабливаться к неординарному Хэмфри Богарту, а также к постоянным капризам Джона Хьюстона, — всё это изматывало, но работа была отмечена очередной номинацией на Оскар. Четверть века спустя актриса написала весёлую книгу «На съемках «Африканской королевы», или как я поехала в Африку с Богартом, Бэколл и Хьюстоном и чуть не сошла с ума».
Хепберн с большим успехом играла в «Миллионерше» (1952) Б. Шоу. Спектакль вновь поставил Бентхолл. Она отыграла 9 недель в Лондоне, а после летнего перерыва ещё 10 недель — в Нью-Йорке.
Следует отметить, что 1950-е годы прошли для Хепберн под знаком Шекспира. В 1955 году она играла на сцене «Олд Вика» в «Венецианском купце», «Укрощении строптивой» и в «Мере за меру». В течение 6 месяцев Кэтрин вместе с театром гастролировала в Австралии. Гастроли были очень интересными и прошли с огромным успехом. Позже актриса сыграла в спектаклях «Много шума из ничего» (1957), «Двенадцатая ночь» и «Антоний и Клеопатра» (1960).
После серии шекспировских ролей на сцене Хепберн решила вернуться в кино. В Лондоне она снялась в фильме по пьесе Теннесси Уильямса «Внезапно, прошлым летом» (1960). Роль матери-злодейки, миссис Венейбл, была ей не по душе. Однако Хепберн, проявив завидный профессионализм, справилась со своей задачей, легко переиграла в фильме своих партнёров — Элизабет Тейлор и Монтгомери Клифта.
Теннесси Уильямс пришёл в такой восторг от актёрского мастерства Хепберн, что следующую пьесу «Ночь игуаны» написал специально для неё. Но актриса посчитала, что роль Мэксин Фолк ей не подходит. Правда, потом Кэтрин с блеском сыграет Аманду Уингфилд в английском телефильме по пьесе Уильямса «Стеклянный зверинец». «Кэйт — это актриса, о которой мечтает каждый драматург, — утверждал Уильямс. — У неё текст звучит намного лучше, чем он написан: утонченность её ума и чувства позволяет высветить все те смысловые оттенки, которые заложены в каждой произносимой ею фразе».
В 1962 году Хепберн создала образ Мэри Тайрон в фильме по пьесе Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь». Критики единодушно признали за ней талант трагической актрисы. Она удостоилась очередной премии американской киноакадемии.
Она была цельной натурой. Её партнёр по четырём романтическим комедиям Кэри Грант говорил: «Кэтрин самая честная женщина, которую мне доводилось встречать». Да, честность и прямота были для Хепберн религией. А в Бога эта дочь хирурга и суфражистки не верила.
Хепберн получила за роль жены крупного издателя в антирасистском фильме Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» 10 номинацию и 2-ю статуэтку премии Оскар как Лучшая актриса. Это была последняя картина Спенсера Трейси. 10 июня 1967 года его сердце внезапно остановилось… Кэтрин тяжело переживала смерть любимого человека. В это трудное время её поддержал английский актёр Питер О’Тул, уговоривший актрису сняться в историческом фильме «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена. Хепберн блистательно сыграла королеву Элеонору Аквитанскую. За роль Элеоноры актриса получила 3-й Оскар и премию Британской киноакадемии.
Одной из самых ярких театральных работ Хепберн стала роль Коко Шанель в мюзикле Элена Джея Лернера «Коко». Мюзикл был совершенно новой формой для актрисы. На прослушивании она спела так, что все, в том числе и продюсер спектакля Фредерик Бриссон, пришли в восторг. Бродвейская премьера побила все рекорды по выручке — 35000 долларов! Критики сравнивали игру Хепберн с Ниагарским водопадом.
Большим успехом пользовался и другой бродвейский спектакль с её участием — «Вестсайдский вальс» (1981).
В 1982 году Хепберн получила 4-го по счету Оскара за участие в фильме «На Золотом пруду».
12 номинаций на Оскар и 4 победы в категории Лучшая Актриса, и по сей день является рекордом для любой актрисы, который вряд ли будет повторен в ближайшее время. Показательно, что Хепберн ни разу не участвовала в церемониях вручения Оскаров и лично не принимала статуэток. Кэтрин была женщиной с характером. И продолжала сниматься в характерных ролях, причем даже в 1990-х годах, когда ей было далеко за восемьдесят.
В последние годы легендарную актрису преследуют недуги: донимает артрит, болезнь Паркинсона, а также неизлечимая инфекция глаза. Кроме того, она перенесла операцию по протезированию бедра. Хепберн, не на шутку напуганная проблемами со здоровьем, продала свой дом в центре Манхэттена, который купила ещё в 1932 году, и перебралась поближе к природе, в коннектикутский Одд-Сэйбрук, где жила тихо и скромно.
12 мая 1997 года, в день её 90-летия, в крупнейшем городе США сад на площади имени Дага Хаммаршельда, находящийся около ООН, был переименован в «Сад Кэтрин Хепберн».
В 1999 году она была признана самой легендарной актрисой американского кино.
Кэтрин Хепберн ушла из жизни 29 июня 2003 года. В возрасте 96 лет она мирно умерла в своём старом особняке в Олд-Сэйбрук, штат Коннектикут, США.
1 июля 2003 года театральный Бродвей погасил огни. В знак траура по Кэтрин Хепберн. Так было много лет назад на лондонском Вест-Энде, когда закатилась звезда Вивьен Ли...
Фильмография
1Одно Рождество (ТВ) (1994)
One Christmas ... Cornelia Beaumont
2
Любовный роман (1994)
Love Affair ... Ginny
3
Это не может быть любовью (ТВ) (1994)
This Can't Be Love ... Marion Bennett
4
Roots of Roe, The (ТВ) (1993)
Roots of Roe, The ... Katharine Houghton-Hepburn, озвучка
5
Мужчина этажом выше (ТВ) (1992)
Man Upstairs, The ... Victoria Brown
6
Лаура Лэнсинг спала здесь (ТВ) (1988)
Laura Lansing Slept Here ... Laura Lansing
7
Миссис Делафилд хочет замуж (ТВ) (1986)
Mrs. Delafield Wants to Marry ... Margaret Delafield
8
Грейс Куигли (1984)
Grace Quigley ... Grace Quigley
9
На Золотом пруду (1981)
On Golden Pond ... Ethel Thayer
10
Кукуруза зеленая (ТВ) (1979)
Corn Is Green, The ... Miss Lilly Moffat
11
Вышел зайчик полетать (1978)
Olly, Olly, Oxen Free ... Miss Pudd
12
Рустер Когберн (1975)
Rooster Cogburn ... Eula Goodnight
13
Любовь среди руин (ТВ) (1975)
Love Among the Ruins ... Jessica Medlicott
14
Стеклянный зверинец (ТВ) (1973)
Glass Menagerie, The ... Amanda Wingfield
15
Неустойчивое равновесие (1973)
A Delicate Balance ... Agnes
16
Троянки (1971)
Trojan Women, The ... Hecuba
17
Безумная из Шайо (1969)
Madwoman of Chaillot, The ... Countess Aurelia
18
Лев зимой (1968)
Lion in Winter, The ... Eleanor of Aquitaine
19
Угадай, кто придет к обеду? (1967)
Guess Who's Coming to Dinner ... Christina Drayton
20
Долгий день уходит в ночь (1962)
Long Day's Journey Into Night ... Mary Tyrone
21
Внезапно, прошлым летом (1959)
Suddenly, Last Summer ... Mrs. Violet Venable
22
Кабинетный гарнитур (1957)
Desk Set ... Bunny Watson
23
Продавец дождя (1956)
Rainmaker, The ... Lizzie Curry
24
Железная нижняя юбка (1956)
Iron Petticoat, The ... Captain Vinka Kovelenko
25
Лето (1955)
Summertime ... Jane Hudson
26
Пэт и Майк (1952)
Pat and Mike ... Patricia 'Pat' Pemberton
27
Африканская королева (1951)
African Queen, The ... Rose Sayer
28
Ребро Адама (1949)
Adam's Rib ... Amanda Bonner
29
Состоят в браке (1948)
State of the Union ... Mary Matthews
30
Песнь любви (1947)
Song of Love ... Clara Wieck Schumann
31
Море травы (1947)
Sea of Grass, The ... Lutie Cameron Brewton
32
Подводное течение (1946)
Undercurrent ... Ann Hamilton
33
Без любви (1945)
Without Love ... Jamie Rowan
34
Потомство дракона (1944)
Dragon Seed ... Jade Tan
35
Хранитель пламени (1942)
Keeper of the Flame ... Mrs. Christine Forrest
36
Женщина года (1942)
Woman of the Year ... Tess Harding
37
Women in Defense (1941)
Women in Defense ... рассказчик, озвучка
38
Филадельфийская история (1940)
Philadelphia Story, The ... Tracy Lord
39
Праздник (1938)
Holiday ... Linda Seton
40
Воспитание крошки (1938)
Bringing Up Baby ... Susan Vance
41
Дверь на сцену (1937)
Stage Door ... Terry Randall Sims
42
Достойная улица (1937)
Quality Street ... Phoebe Throssel
43
Женщина восстает (1936)
A Woman Rebels ... Pamela 'Pam' Thistlewaite
44
Мария Шотландская (1936)
Mary of Scotland ... Mary, Queen of Scots
45
Сильвия Скарлетт (1935)
Sylvia Scarlett ... Sylvia Scarlett
46
Элис Эдамс (1935)
Alice Adams ... Alice Adams
47
Несостоявшееся свидание (1935)
Break of Hearts ... Constance Dane Roberti
48
Маленький священник (1934)
Little Minister, The ... Barbara 'Babbie'
49
Злючка (1934)
Spitfire ... Trigger Hicks
50
Маленькие женщины (1933)
Little Women ... Jo
51
Ранняя слава (1933)
Morning Glory ... Eva Lovelace
52
Кристофер Стронг (1933)
Christopher Strong ... Lady Cynthia Darrington
53
Билль о разводе (1932)
A Bill of Divorcement ... Sydney Fairfield
- Полное имя — Кэтрин Хоугтон Хепберн (Katharine Houghton Hepburn).
- Кэтрин надеялась сыграть Скарлетт О`Хара в голливудской экранизации романа «Унесенные ветром». Но роль она не получила. Тогда известный драматург Фил Барри специально для нее написал пьесу «Филадельфийская история».
- Окончила колледж Брин Мор (выпуск 1928 года), знала несколько языков, заработала медаль на чемпионате по фигурному катанию, была второй теннисисткой штата Миссури и одной из самых многообещающих гольфисток в стране.
- Ее мать, Кэтрин Марта Хоутон, происходила из знаменитого семейства, владевшего крупнейшим стекольным заводом. Отец, Томас Норвэл Хепберн, работал врачом.
- Была главной кандидатурой на роль Скарлетт О«Хары в »Унесенных ветром».