Биография
Чулпан Хаматова - актриса с «говорящим» именем («Чулпан» по-татарски значит «утренняя звезда»). Увидев ее, зритель невольно улыбается. Она так очаровательна, что ее трудно не полюбить. В детстве один мальчик с плакатом «Доброе утро» взбирался на дерево, которое росло около окна Чулпан, на высоту нескольких этажей. А когда она уже стала актрисой, один из поклонников таланта Хаматовой прислал ей фотографию заснеженных холмов, снятую с высоты птичьего полета, - на снегу было исполинскими буквами написано ее имя...
Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани, в семье инженеров. В детстве она, как и большинство обыкновенных девочек, пела и танцевала перед зеркалом, очень переживала, когда смотрела фильмы или спектакли. Иногда после просмотра какого-нибудь фильма в течение всего дня ходила под тяжестью впечатлений, ни с кем не разговаривала и даже плакала. Но ей и в голову не приходило посвятить себя актерскому делу. Даже на уроках литературы она стеснялась читать стихи наизусть. Самой романтической профессией ей казалось вождение трамвая.
По семейной традиции (практически все родственники были «технарями») Чулпан собиралась свое будущее связать с «точными науками». Этого же хотели и ее родители, но, как ни странно, сами того не подозревая, сделали все для того, чтобы их дочь стала актрисой. Мама первой подтолкнула Чулпан к этой профессии еще в раннем детстве, когда запоем читала ей рассказы перед сном. Книги покупались и приносились в дом в невообразимом количестве. А там, где книги - там и фантазия, и воображение, а где воображение, там и начало творчества… Были походы в музеи, в театры, абонементы в консерваторию - Чулпан таскали везде, где полагалось быть ребенку из интеллигентной семьи. В Казани был хороший ТЮЗ, оперный и драматический театры.
Чулпан Хаматова рассказывает: «В детстве проявилась одна черта моего характера: я сама себя могла занять, мне не нужна была компания. Сама придумывала себе игры, сама в них играла, иногда в абсолютном одиночестве, - в больницу, в магазин, в водителя трамвая. Ни в детском саду, ни в школе я не читала стихи, не участвовала в школьной самодеятельности. Я училась в Казани, любила ходить в театр и кино…»
В детстве Чулпан часто болела: у нее был нефрит, буквально каждый год она с воспалением легких попадала в больницу. И тогда отец отдал дочь в секцию фигурного катания, чтобы та немного окрепла. Девочка и в самом деле перестала болеть. Правда, потом фигурное катание ей надоело. Наверное, потому, что она ходила в школу олимпийского резерва, где от учеников ждали только побед, а Хаматова ненавидела соревнования. Она так и сказала родителям: «Я туда больше ходить не буду, вы расстраиваетесь из-за того, что я занимаю последние места, а я принципиально соревноваться ни с кем не буду».
С восьмого класса Чулпан училась в физико-математической школе при Казанском университете. Она признается, что школу не любила, да и прилежной ученицей не была. Единственный предмет, по которому у нее всегда были отличные оценки, был математика. Литературу девочка тоже очень любила, но здесь у нее не сложились отношения с учительницей, женщиной старой закалки …
В то время Чулпан увлеклась Beatles, в школу ходила в рваных джинсах, и это не могло не раздражать преподавателей. Однажды за какую-то мелкую провинность девочку вызвали к директору, и та принялась грубо кричать на ученицу. Чулпан вспоминает: «Меня вызвали в кабинет директора, и взрослая женщина так орала на меня - а у нас дома никогда голоса не повышали, - так нервничала, что мне стало неудобно за нее. Как я могла защитить себя? Ответить тем же я не могла, вставить слово - все равно не услышит. И я сделала ей глубокий реверанс и тихо вышла».
Этот, в общем-то, невинный поступок привел к тому, что девочку поспешили объявить психически ненормальной и вполне серьезно посоветовали маме проверить дочку в психдиспансере (даже принесли повестку). К психиатру они, конечно, не пошли. Переживала же мама из-за всего этого сильно. Потом сказала: «Тебе нужно окончить школу и получить аттестат. Думай сама, что делаешь». Вообще, надо сказать, мама всегда была поддержкой для Чулпан, в чем та с благодарностью признается: «…она всегда пыталась меня понять».
С одноклассниками Чулпан было неинтересно. Как-то в больнице она познакомилась с девушкой-студенткой из университета, которая привела Чулпан в свою компанию, и она поняла, это то - что ей нужно. Вместе со студентами она ездила летом в лагеря - с палатками, котелками, кострами. Там же Чулпан стала участвовать в толкиеновских играх, плела кольчуги из маленьких колечек, на которые вешаются занавески.
По окончании физико-математической школы Чулпан поступила в финансово -экономический институт, но душа ее все же тяготела к искусству. В конце концов, она бросила институт и поступила в Казани в театральное училище. На первом курсе один из преподавателей посоветовал способной студентке ехать в Москву, потому, что там больше возможностей.
Окончив первый курс, Чулпан последовала совету. В Москву она отправилась вместе с мамой, которая очень переживала по поводу возможной разлуки с дочерью. Она так не хотела с ней расставаться, что даже молилась во время экзаменов, чтобы дочь не поступила. А Чулпан очень хотела поступить, причем именно в ГИТИС, и именно на курс Алексея Бородина, потому что у него был потрясающий спектакль «Наш городок» и потому что это был замечательный мастер. Бородин отметил талантливую девушку и уже на втором туре сказал: «мы тебя точно берем».
Учась в ГИТИСе, Чулпан очень хотела попробовать себя в кино. В то время актерское агентство «Скип-фильм», в которое пригласили весь курс, периодически отправляло студентов на кинопробы. Сначала было несколько неудачных попыток, на которые Чулпан отреагировала достаточно спокойно. Хотя один из режиссеров, отметив, что у нее невыразительные глаза, посоветовал вообще уйти из профессии, чем поверг девушку в полное смятение.
Очередные пробы были на роль Кати в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Чулпан одевали всем общежитием, всем общежитием красили. Мама прислала из Казани свои сапоги на каблуке. Роль подразумевала иной, чем у Чулпан, возраст героини. Ей же страшно хотелось этой первой кинороли и она стремилась выглядеть постарше.
Пока доплелась до «Мосфильма» на «взрослых» каблуках, шлепнулась не один раз. Вошла к Абдрашитову, корчась от смеха, боли и отчаяния. А он разглядел. Несмотря на то, что на фотографии она была в восточном костюме и были видны одни глаза. Несмотря на то, что, готовясь к очередной пробе, она решила приблизить себя к образу героини (действие происходило на Кавказе) и для смуглости намазалась автозагаром. Правда, перепонки между пальцами остались белыми, нос чернел вызывающе и бока не загорели... Или, может, по носу понял, как она хочет работать?
Пробы продолжались почти полгода, пока, наконец, в одно прекрасное утро ей не сообщили, что она утверждена на роль. Сколько было радости! А после выхода фильма Чулпан Хаматову признали восходящей звездой отечественного кино (хотя, как признается сама актриса, она очень не любит определения «звезда»).
С Иваном Волковым, сыном знаменитой актрисы Ольги Волковой, Чулпан училась на одном курсе. Она рассказывает: «Сначала мы не замечали друг друга: у меня были свои проблемы, у него свои. А потом получилось так, что жизнь столкнула: мы разглядели друг друга, подружились и решили пожениться. Мне было восемнадцать лет, а ему девятнадцать. Обе наши мамы очень переживали. У обеих был шок, но мы поженились и просто поставили их перед фактом. Им ничего не осталось делать, как согласиться».
В дальнейшем у Чулпан Хаматовой сложились необыкновенно теплые отношения со своей свекровью, что бывает нечасто.
В 1997 году Чулпан Хаматова окончила ГИТИС, с большим успехом сыграв главную роль в выпускном спектакле «Дневник Анны Франк». По окончании института год проработала в Российском молодежном театре, сыграла Дуню Раскольникову в «Преступлении и наказании» по Ф. М. Достоевскому. В этом театре, по ее словам ей довелось работать с потрясающими людьми. Особенно она счастлива тому, что судьба свела ее с Евгением Дворжецким. Она признается, что с удовольствием осталась бы в этом театре и дальше, но: «мой график и мои профессиональные потребности не совпадали с тем, что мне предлагалось в театре, и в этом никто не виноват».
Вскоре Чулпан пришла работать в театр «Современник»: «Мне позвонила завлит «Современника» Евгения Кузнецова, я тогда была на съемках в Болгарии. Она передала мне приглашение на роль Патриции, но так как я была связана контрактами и могла подвести театр, пришлось извиниться и отказаться. И все-таки в начале зимы или осенью 98-го года мы встретились с Галиной Борисовной Волчек и договорились, что она начнет репетиции без меня, а я потом подключусь». Одной из первых и наиболее примечательных ее ролей в этом театре стала Патриция Хольман в «Трех товарищах» (1999).
Помимо «Современника» она играла в «Театре Луны» (в двух детских спектаклях «Фанте-инфанте» и «Мечтах маленького Робинзона»), в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» и «Чествование»), в Центральном детском театре, в «Независимой антрепризе» у режиссера П. Штейна («Сильвия»).
Несмотря на внешность феи, Чулпан очень любит эксцентричные роли. «По знакомству» она проникала в труппу театра великого клоуна Вячеслава Полунина «Лицедеи» (там работает ее муж) и с энтузиазмом делала все, что ей доверяли. Сначала ремонтировала костюмы, потом сама их шила, а затем Хаматову даже выпустили на сцену! В комедии режиссера Петра Штейна «Сильвия» она играла собаку. А недавно в «Современнике» вышел новый оригинальный спектакль «Мамапапасынсобака», где Чулпан досталась роль... Сына.
Чулпан признается, что театр она любит больше: «Я театральная актриса. Киноактриса я плохая. Я не чувствую этот вид искусства. Я не знаю, где будет взрыв, где нужно притаиться, по какой кривой надо выстроить роль. Все это целиком видит только режиссер. В кино есть одно необъяснимое счастье - это сиюминутное творчество, общение с людьми, ну и, пожалуй, все. А дальше фильм существует отдельно от тебя и имеет к тебе мало отношения. Ты развиваешься, а твоя роль осталась в прошлом. В театре же я беру вожжи в свои руки и сама выстраиваю роль. На сцене она меняется с каждым спектаклем, каждый раз звучит новая тема в зависимости от меняющегося видения жизни. Поэтому я театральная актриса, много работаю в театре, очень люблю театр и ни на что его не променяю».
И все же всенародную известность ей принесло именно кино…
После съемок в фильме Абдрашитова «Время танцора» Чулпан Хаматовой посыпались многочисленные приглашения от режиссеров. В 1998 году она снялась в роли Риты в драме Валерия Тодоровского «Страна глухих». Причем на эту роль она была утверждена практически сразу. Для работы ей пришлось выучить язык глухонемых, и она вполне сносно могла на нем общаться.
Роль Риты стала для Чулпан Хаматовой поистине звездной - и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кино. Затем последовали роли в немецких картинах «Тувалу» Ф. Хельмера и «Англия» А. фон Бориса. По словам актрисы, ей было интересно поработать на других языках - немецком и английском.
Но не всегда было все гладко. В одном из интервью Чулпан призналась, что для нее важно доверие режиссера. Было несколько случаев, когда она начинали репетировать интересный материал, но отношения с режиссером не складывались. Так, например, было в фильме «Львиная доля». Она рассказывает: «Мне понравился сценарий, меня пригласили работать над фильмом. Сначала по сценарию моя героиня была такой: «полумальчик – полудевочка». Мне знаком этот тип героев. Мне было интересно, как вдруг в этом типе человека открывается любовь. Но потом мне сказали: давайте подкрасим ресницы, давайте сделаем это, давайте сделаем то, и я поняла, что начались компромиссы. И я была очень огорчена, что не чувствую результата, ради которого я соглашалась на эту роль». В итоге Чулпан просто отказалась от работы в этом фильме.
В 2002 году у Ивана Волкова и Чулпан Хаматовой родилась дочь Арина. Их семью считали идеальной. Этому способствовали и прекрасные отношения со свекровью - Ольгой Волковой, что сама Чулпан считала настоящим подарком судьбы. Живя все вместе в трехкомнатной квартире, женщины по очереди занимались хозяйством. Тем неожиданней стал развод молодых актеров. Иван прокомментировал это событие так: «Видимо, мы не сошлись характерами...».
В начале нового века Чулпан Хаматова вновь снялась двух германских картинах: «Виктор Фогель – рекламщик» и в нашумевшем фильме «Гуд бай, Ленин».
А что же российское кино? В течение нескольких лет она не радовала отечественное кино своим присутствием: «Все неинтересно. С российским кино у меня катастрофа». Однако в последние годы ее вновь можно было увидеть на экранах. В 2004 году Чулпан Хаматова снялась в картине «72 метра», сериале «Дети Арбата».
В 2005 году в рамках внеконкурсной программы Московского кинофестиваля демонстрировался новый фильм Веры Сторожевой «Греческие каникулы». Чулпан Хаматова сыграла в нем роль девушки-дайвера Мелины. Как отмечает актриса, ей пришлось немало поработать над образом своей героини, чтобы сделать его более интересным.
«Там была жуткая чернуха, - говорит Чулпан о первоначальном варианте сценария, - героиня моет унитазы и плачет о неразделенной любви. Мы все это вычеркнули и оставили главное - моя героиня помогает главной героине найти любимого». Тем не менее, эту роль актриса не считает серьезной.
По Москве актриса перемещается на роликовых коньках - из актерской гримерной театра «Современник» катит на Щелковское шоссе, домой. Прохожие ее не узнают - ведь так не бывает, чтобы известная актриса катила по городу не на машине, которая у нее, кстати, есть. Если только мальчишки пристают, толкаются. И не подозревают, непосвященные, что заигрывают с популярной актрисой.
В жизни Чулпан «звездой» себя не ощущает, так и осталась смешливой и трогательной девчонкой. До сих пор помнит первый комплимент, которого удостоилась в выпускном классе. Местный хулиган сказал, что у нее глаза - как вилки.
А вот имя у Чулпан трудное. Поэтому его модернизируют дома и на площадке в Чулпашу, Пашеньку, Чулю, Чуню, Чулпаху, Чулпаник, Чучу, Чулпашонка... Однажды на Новом Арбате она покупала пластинки с классической музыкой. И познакомилась с одним, на вид очень интеллигентным, мальчиком. Он тоже пластинки брал, он так обрадовался. «Можно, - спросил, - я приглашу вас в ресторан? Как вас зовут?» Она ответила честно: «Чулпан». Он не поверил и почему-то обиделся. «Я хотел серьезно!» - повернулся и ушел.
Молодая актриса частенько попадает впросак: бывает, замечтается - и то на дверь налетит, то уронит или сломает что-нибудь. Например, в одном из ресторанов на важных переговорах о будущем фильме Чулпан зашла в дамскую комнату. Свет оказался выключенным, и актриса решила сыграть слепую. Нащупав дверь, она с силой рванула ее и вдруг услышала грохот бьющегося стекла. Оказалось, что вместо двери она пыталась «открыть» огромное зеркало в золоченой раме.
«Недавно я ехала на машине на репетицию. Впереди на дорогой иномарке ехала девушка и сильно хулиганила - то в один ряд перестроится, то в другой. Мне это надоело и захотелось ее стукнуть. В тот момент меня меньше всего волновало, на сколько денег я попаду, была даже готова ради этого продать машину. И я въехала ей в бампер, хотя, в общем-то, я по характеру трусиха. Она не вышла из машины. Но, надеюсь, поняла, что ей не все дозволено».
Хотя Чулпан иногда и называет себя трусихой, она человек смелый и готова за себя постоять. Друзья до сих пор вспоминают случай, когда во время одного спектакля актриса ударила своего партнера, на сцене сказавшего ей шепотом что-то пошлое. Единственное, чего боится Хаматова, - это старости. Говорит, что не представляет себя старухой, и надеется, что не доживет до семидесяти.
Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани, в семье инженеров. В детстве она, как и большинство обыкновенных девочек, пела и танцевала перед зеркалом, очень переживала, когда смотрела фильмы или спектакли. Иногда после просмотра какого-нибудь фильма в течение всего дня ходила под тяжестью впечатлений, ни с кем не разговаривала и даже плакала. Но ей и в голову не приходило посвятить себя актерскому делу. Даже на уроках литературы она стеснялась читать стихи наизусть. Самой романтической профессией ей казалось вождение трамвая.
По семейной традиции (практически все родственники были «технарями») Чулпан собиралась свое будущее связать с «точными науками». Этого же хотели и ее родители, но, как ни странно, сами того не подозревая, сделали все для того, чтобы их дочь стала актрисой. Мама первой подтолкнула Чулпан к этой профессии еще в раннем детстве, когда запоем читала ей рассказы перед сном. Книги покупались и приносились в дом в невообразимом количестве. А там, где книги - там и фантазия, и воображение, а где воображение, там и начало творчества… Были походы в музеи, в театры, абонементы в консерваторию - Чулпан таскали везде, где полагалось быть ребенку из интеллигентной семьи. В Казани был хороший ТЮЗ, оперный и драматический театры.
Чулпан Хаматова рассказывает: «В детстве проявилась одна черта моего характера: я сама себя могла занять, мне не нужна была компания. Сама придумывала себе игры, сама в них играла, иногда в абсолютном одиночестве, - в больницу, в магазин, в водителя трамвая. Ни в детском саду, ни в школе я не читала стихи, не участвовала в школьной самодеятельности. Я училась в Казани, любила ходить в театр и кино…»
В детстве Чулпан часто болела: у нее был нефрит, буквально каждый год она с воспалением легких попадала в больницу. И тогда отец отдал дочь в секцию фигурного катания, чтобы та немного окрепла. Девочка и в самом деле перестала болеть. Правда, потом фигурное катание ей надоело. Наверное, потому, что она ходила в школу олимпийского резерва, где от учеников ждали только побед, а Хаматова ненавидела соревнования. Она так и сказала родителям: «Я туда больше ходить не буду, вы расстраиваетесь из-за того, что я занимаю последние места, а я принципиально соревноваться ни с кем не буду».
С восьмого класса Чулпан училась в физико-математической школе при Казанском университете. Она признается, что школу не любила, да и прилежной ученицей не была. Единственный предмет, по которому у нее всегда были отличные оценки, был математика. Литературу девочка тоже очень любила, но здесь у нее не сложились отношения с учительницей, женщиной старой закалки …
В то время Чулпан увлеклась Beatles, в школу ходила в рваных джинсах, и это не могло не раздражать преподавателей. Однажды за какую-то мелкую провинность девочку вызвали к директору, и та принялась грубо кричать на ученицу. Чулпан вспоминает: «Меня вызвали в кабинет директора, и взрослая женщина так орала на меня - а у нас дома никогда голоса не повышали, - так нервничала, что мне стало неудобно за нее. Как я могла защитить себя? Ответить тем же я не могла, вставить слово - все равно не услышит. И я сделала ей глубокий реверанс и тихо вышла».
Этот, в общем-то, невинный поступок привел к тому, что девочку поспешили объявить психически ненормальной и вполне серьезно посоветовали маме проверить дочку в психдиспансере (даже принесли повестку). К психиатру они, конечно, не пошли. Переживала же мама из-за всего этого сильно. Потом сказала: «Тебе нужно окончить школу и получить аттестат. Думай сама, что делаешь». Вообще, надо сказать, мама всегда была поддержкой для Чулпан, в чем та с благодарностью признается: «…она всегда пыталась меня понять».
С одноклассниками Чулпан было неинтересно. Как-то в больнице она познакомилась с девушкой-студенткой из университета, которая привела Чулпан в свою компанию, и она поняла, это то - что ей нужно. Вместе со студентами она ездила летом в лагеря - с палатками, котелками, кострами. Там же Чулпан стала участвовать в толкиеновских играх, плела кольчуги из маленьких колечек, на которые вешаются занавески.
По окончании физико-математической школы Чулпан поступила в финансово -экономический институт, но душа ее все же тяготела к искусству. В конце концов, она бросила институт и поступила в Казани в театральное училище. На первом курсе один из преподавателей посоветовал способной студентке ехать в Москву, потому, что там больше возможностей.
Окончив первый курс, Чулпан последовала совету. В Москву она отправилась вместе с мамой, которая очень переживала по поводу возможной разлуки с дочерью. Она так не хотела с ней расставаться, что даже молилась во время экзаменов, чтобы дочь не поступила. А Чулпан очень хотела поступить, причем именно в ГИТИС, и именно на курс Алексея Бородина, потому что у него был потрясающий спектакль «Наш городок» и потому что это был замечательный мастер. Бородин отметил талантливую девушку и уже на втором туре сказал: «мы тебя точно берем».
Учась в ГИТИСе, Чулпан очень хотела попробовать себя в кино. В то время актерское агентство «Скип-фильм», в которое пригласили весь курс, периодически отправляло студентов на кинопробы. Сначала было несколько неудачных попыток, на которые Чулпан отреагировала достаточно спокойно. Хотя один из режиссеров, отметив, что у нее невыразительные глаза, посоветовал вообще уйти из профессии, чем поверг девушку в полное смятение.
Очередные пробы были на роль Кати в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Чулпан одевали всем общежитием, всем общежитием красили. Мама прислала из Казани свои сапоги на каблуке. Роль подразумевала иной, чем у Чулпан, возраст героини. Ей же страшно хотелось этой первой кинороли и она стремилась выглядеть постарше.
Пока доплелась до «Мосфильма» на «взрослых» каблуках, шлепнулась не один раз. Вошла к Абдрашитову, корчась от смеха, боли и отчаяния. А он разглядел. Несмотря на то, что на фотографии она была в восточном костюме и были видны одни глаза. Несмотря на то, что, готовясь к очередной пробе, она решила приблизить себя к образу героини (действие происходило на Кавказе) и для смуглости намазалась автозагаром. Правда, перепонки между пальцами остались белыми, нос чернел вызывающе и бока не загорели... Или, может, по носу понял, как она хочет работать?
Пробы продолжались почти полгода, пока, наконец, в одно прекрасное утро ей не сообщили, что она утверждена на роль. Сколько было радости! А после выхода фильма Чулпан Хаматову признали восходящей звездой отечественного кино (хотя, как признается сама актриса, она очень не любит определения «звезда»).
С Иваном Волковым, сыном знаменитой актрисы Ольги Волковой, Чулпан училась на одном курсе. Она рассказывает: «Сначала мы не замечали друг друга: у меня были свои проблемы, у него свои. А потом получилось так, что жизнь столкнула: мы разглядели друг друга, подружились и решили пожениться. Мне было восемнадцать лет, а ему девятнадцать. Обе наши мамы очень переживали. У обеих был шок, но мы поженились и просто поставили их перед фактом. Им ничего не осталось делать, как согласиться».
В дальнейшем у Чулпан Хаматовой сложились необыкновенно теплые отношения со своей свекровью, что бывает нечасто.
В 1997 году Чулпан Хаматова окончила ГИТИС, с большим успехом сыграв главную роль в выпускном спектакле «Дневник Анны Франк». По окончании института год проработала в Российском молодежном театре, сыграла Дуню Раскольникову в «Преступлении и наказании» по Ф. М. Достоевскому. В этом театре, по ее словам ей довелось работать с потрясающими людьми. Особенно она счастлива тому, что судьба свела ее с Евгением Дворжецким. Она признается, что с удовольствием осталась бы в этом театре и дальше, но: «мой график и мои профессиональные потребности не совпадали с тем, что мне предлагалось в театре, и в этом никто не виноват».
Вскоре Чулпан пришла работать в театр «Современник»: «Мне позвонила завлит «Современника» Евгения Кузнецова, я тогда была на съемках в Болгарии. Она передала мне приглашение на роль Патриции, но так как я была связана контрактами и могла подвести театр, пришлось извиниться и отказаться. И все-таки в начале зимы или осенью 98-го года мы встретились с Галиной Борисовной Волчек и договорились, что она начнет репетиции без меня, а я потом подключусь». Одной из первых и наиболее примечательных ее ролей в этом театре стала Патриция Хольман в «Трех товарищах» (1999).
Помимо «Современника» она играла в «Театре Луны» (в двух детских спектаклях «Фанте-инфанте» и «Мечтах маленького Робинзона»), в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» и «Чествование»), в Центральном детском театре, в «Независимой антрепризе» у режиссера П. Штейна («Сильвия»).
Несмотря на внешность феи, Чулпан очень любит эксцентричные роли. «По знакомству» она проникала в труппу театра великого клоуна Вячеслава Полунина «Лицедеи» (там работает ее муж) и с энтузиазмом делала все, что ей доверяли. Сначала ремонтировала костюмы, потом сама их шила, а затем Хаматову даже выпустили на сцену! В комедии режиссера Петра Штейна «Сильвия» она играла собаку. А недавно в «Современнике» вышел новый оригинальный спектакль «Мамапапасынсобака», где Чулпан досталась роль... Сына.
Чулпан признается, что театр она любит больше: «Я театральная актриса. Киноактриса я плохая. Я не чувствую этот вид искусства. Я не знаю, где будет взрыв, где нужно притаиться, по какой кривой надо выстроить роль. Все это целиком видит только режиссер. В кино есть одно необъяснимое счастье - это сиюминутное творчество, общение с людьми, ну и, пожалуй, все. А дальше фильм существует отдельно от тебя и имеет к тебе мало отношения. Ты развиваешься, а твоя роль осталась в прошлом. В театре же я беру вожжи в свои руки и сама выстраиваю роль. На сцене она меняется с каждым спектаклем, каждый раз звучит новая тема в зависимости от меняющегося видения жизни. Поэтому я театральная актриса, много работаю в театре, очень люблю театр и ни на что его не променяю».
И все же всенародную известность ей принесло именно кино…
После съемок в фильме Абдрашитова «Время танцора» Чулпан Хаматовой посыпались многочисленные приглашения от режиссеров. В 1998 году она снялась в роли Риты в драме Валерия Тодоровского «Страна глухих». Причем на эту роль она была утверждена практически сразу. Для работы ей пришлось выучить язык глухонемых, и она вполне сносно могла на нем общаться.
Роль Риты стала для Чулпан Хаматовой поистине звездной - и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кино. Затем последовали роли в немецких картинах «Тувалу» Ф. Хельмера и «Англия» А. фон Бориса. По словам актрисы, ей было интересно поработать на других языках - немецком и английском.
Но не всегда было все гладко. В одном из интервью Чулпан призналась, что для нее важно доверие режиссера. Было несколько случаев, когда она начинали репетировать интересный материал, но отношения с режиссером не складывались. Так, например, было в фильме «Львиная доля». Она рассказывает: «Мне понравился сценарий, меня пригласили работать над фильмом. Сначала по сценарию моя героиня была такой: «полумальчик – полудевочка». Мне знаком этот тип героев. Мне было интересно, как вдруг в этом типе человека открывается любовь. Но потом мне сказали: давайте подкрасим ресницы, давайте сделаем это, давайте сделаем то, и я поняла, что начались компромиссы. И я была очень огорчена, что не чувствую результата, ради которого я соглашалась на эту роль». В итоге Чулпан просто отказалась от работы в этом фильме.
В 2002 году у Ивана Волкова и Чулпан Хаматовой родилась дочь Арина. Их семью считали идеальной. Этому способствовали и прекрасные отношения со свекровью - Ольгой Волковой, что сама Чулпан считала настоящим подарком судьбы. Живя все вместе в трехкомнатной квартире, женщины по очереди занимались хозяйством. Тем неожиданней стал развод молодых актеров. Иван прокомментировал это событие так: «Видимо, мы не сошлись характерами...».
В начале нового века Чулпан Хаматова вновь снялась двух германских картинах: «Виктор Фогель – рекламщик» и в нашумевшем фильме «Гуд бай, Ленин».
А что же российское кино? В течение нескольких лет она не радовала отечественное кино своим присутствием: «Все неинтересно. С российским кино у меня катастрофа». Однако в последние годы ее вновь можно было увидеть на экранах. В 2004 году Чулпан Хаматова снялась в картине «72 метра», сериале «Дети Арбата».
В 2005 году в рамках внеконкурсной программы Московского кинофестиваля демонстрировался новый фильм Веры Сторожевой «Греческие каникулы». Чулпан Хаматова сыграла в нем роль девушки-дайвера Мелины. Как отмечает актриса, ей пришлось немало поработать над образом своей героини, чтобы сделать его более интересным.
«Там была жуткая чернуха, - говорит Чулпан о первоначальном варианте сценария, - героиня моет унитазы и плачет о неразделенной любви. Мы все это вычеркнули и оставили главное - моя героиня помогает главной героине найти любимого». Тем не менее, эту роль актриса не считает серьезной.
По Москве актриса перемещается на роликовых коньках - из актерской гримерной театра «Современник» катит на Щелковское шоссе, домой. Прохожие ее не узнают - ведь так не бывает, чтобы известная актриса катила по городу не на машине, которая у нее, кстати, есть. Если только мальчишки пристают, толкаются. И не подозревают, непосвященные, что заигрывают с популярной актрисой.
В жизни Чулпан «звездой» себя не ощущает, так и осталась смешливой и трогательной девчонкой. До сих пор помнит первый комплимент, которого удостоилась в выпускном классе. Местный хулиган сказал, что у нее глаза - как вилки.
А вот имя у Чулпан трудное. Поэтому его модернизируют дома и на площадке в Чулпашу, Пашеньку, Чулю, Чуню, Чулпаху, Чулпаник, Чучу, Чулпашонка... Однажды на Новом Арбате она покупала пластинки с классической музыкой. И познакомилась с одним, на вид очень интеллигентным, мальчиком. Он тоже пластинки брал, он так обрадовался. «Можно, - спросил, - я приглашу вас в ресторан? Как вас зовут?» Она ответила честно: «Чулпан». Он не поверил и почему-то обиделся. «Я хотел серьезно!» - повернулся и ушел.
Молодая актриса частенько попадает впросак: бывает, замечтается - и то на дверь налетит, то уронит или сломает что-нибудь. Например, в одном из ресторанов на важных переговорах о будущем фильме Чулпан зашла в дамскую комнату. Свет оказался выключенным, и актриса решила сыграть слепую. Нащупав дверь, она с силой рванула ее и вдруг услышала грохот бьющегося стекла. Оказалось, что вместо двери она пыталась «открыть» огромное зеркало в золоченой раме.
«Недавно я ехала на машине на репетицию. Впереди на дорогой иномарке ехала девушка и сильно хулиганила - то в один ряд перестроится, то в другой. Мне это надоело и захотелось ее стукнуть. В тот момент меня меньше всего волновало, на сколько денег я попаду, была даже готова ради этого продать машину. И я въехала ей в бампер, хотя, в общем-то, я по характеру трусиха. Она не вышла из машины. Но, надеюсь, поняла, что ей не все дозволено».
Хотя Чулпан иногда и называет себя трусихой, она человек смелый и готова за себя постоять. Друзья до сих пор вспоминают случай, когда во время одного спектакля актриса ударила своего партнера, на сцене сказавшего ей шепотом что-то пошлое. Единственное, чего боится Хаматова, - это старости. Говорит, что не представляет себя старухой, и надеется, что не доживет до семидесяти.
Фильмография
2013 Пепел2013 Испытание
2012 Элизиум ... Черубина де Габриак
2012 Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных ... Вера
2012 Победить рак (ТВ) ... голос за кадром, озвучка
2012 Das Kindermädchen (ТВ) Das Kindermädchen ... Abraham von Lehnsfeld
2011 Из Токио ... короткометражка
2011 Катя
2011 Достоевский ... жена Достоевского
2010 Дом Солнца ... Галина
2009 Событие
2009 Иван Грозный (сериал)
2009 Америка / America ... Liza
2009 Колыбельные / Schlaft ein Lied in allen Dingen ... Kristina
2008 Современница
2008 Метеоидиот ... пилот Лиа
2008 Домовой ... Вика
2008 Бумажный солдат
2007 Летнее безумие ... Aida
2006 Многоточие ... Журналист Урсула
2006 Меченосец ... Катя
2006 Любовь в Калининграде / Eine Liebe in Konigsberg (ТВ) ... Nadeshda
2005 Казус Кукоцкого (сериал)... Таня, дочь Кукоцкого
2005 Доктор Живаго (сериал) ... Лара
2005 Греческие каникулы ... Melina
2005 Garpastum
2005 Гибель Империи (сериал) ... Ольга Нестеровская
2004 Дети Арбата (сериал) ... Варя Иванова
2004 72 метра ... Нелли
2004 Сукин сын / Hurensohn ... Silvija
2003 Дрессировщица куриц
2003 Гуд бай, Ленин! / Good Bye Lenin! ... Lara
2001 Львиная доля ... Дина
2001 Виктор Фогель - Король рекламы / Viktor Vogel - Commercial Man ... Rosa Braun
2000 Я Вам больше не верю ... Аня Тимофеева, студентка
2000 Василиса ... нимфа
2000 Рождественская мистерия
2000 Англия! / England! ... Yelena
1999 Тувалу / Tuvalu ... Eva
1999 Лунный папа ... Мамлакат
1999 Страна глухих ... Рита
1998 Старые песни о главном 3 (ТВ) ... Асистент Якина
1997 Время танцора ... Катя
1970 - 2009 Место преступления (сериал) / Tatort ... Larissa
-
Полное имя — Чулпан Наилевна Хаматова.
-
Вместе с актрисой Диной Корзун организовала на сцене «Современника» благотворительный концерт «Подари мне жизнь», чтобы помочь детям с гематологическими заболеваниями. Она входит в состав инициативной группы общественного движения «Образ будущего».
-
В детстве Чулпан занималась фигурным катанием, а с восьмого класса училась в математической школе при Казанском университете; после школы несколько месяцев проучилась в финансово-экономическом институте, а потом неожиданно ушла оттуда и поступила в Казанское театральное училище, потом поступила в ГИТИС, на курс Алексея Бородина.
-
Чулпан — из семьи инженеров, по национальности — татарка, по-татарски «Чулпан» означает «утренняя звезда (Венера)».
-
Заслуженная артистка РФ.