Биография
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении Юрия Яковлева был джип "Виллис". Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт Международных отношений. И вдруг - как знак свыше - появилась мысль о ВГИКе.
На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: "некиногеничен". Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором - тройка. А дальше... Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: "Снимайся у Рязанова!" Но правду говорят, что "гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия". И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евг. Вахтангова.
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака "Горя бояться - счастья не видать". В этом же 1960 году в спектакле "Пьеса без названия" А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы - звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" , загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически - гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Последняя по времени роль - Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко "Без вины виноватые". Яковлевский персонаж - очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным «вахтанговцем».
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме "На подмостках сцены". Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова "Необыкновенное лето". В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии "Идиота", поставленной Иваном Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в "Человеке ниоткуда", однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной "Гусарской балладе" и Ипполита в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!".
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации "Анны Карениной", созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии "Любовь земная" и "Судьба", поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева - комедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", где актер сыграл сразу две роли - управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия "Кин-дза-дза", в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева "Ловушка для одинокого мужчины", в драме Валерия Приемыхова "Штаны", в фильме Сергея Овчарова "Левша" (Николай I) и в телесериале "Графиня де Монсоро" (барон де Меридор).
Юрий Яковлев с любовью говорит о своих ролях:
Иван Васильевич: "Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Ипполит: "Мое отношение к Ипполиту - это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души".
Юрий Яковлев в фильме Гусарская балладаПоручик Ржевский: "Гусарская баллада" идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник".
Би: ""Кин-дза-дза" - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко".
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорит редко: "Это другое".
Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Юлия Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна прожили чуть менее полувека.
Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.
Умер 30 ноября 2013 года, после продолжительной болезни на 86-м году жизни.
На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: "некиногеничен". Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором - тройка. А дальше... Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: "Снимайся у Рязанова!" Но правду говорят, что "гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия". И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евг. Вахтангова.
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака "Горя бояться - счастья не видать". В этом же 1960 году в спектакле "Пьеса без названия" А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы - звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" , загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически - гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Последняя по времени роль - Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко "Без вины виноватые". Яковлевский персонаж - очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным «вахтанговцем».
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме "На подмостках сцены". Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова "Необыкновенное лето". В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии "Идиота", поставленной Иваном Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в "Человеке ниоткуда", однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной "Гусарской балладе" и Ипполита в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!".
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации "Анны Карениной", созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии "Любовь земная" и "Судьба", поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева - комедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", где актер сыграл сразу две роли - управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия "Кин-дза-дза", в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева "Ловушка для одинокого мужчины", в драме Валерия Приемыхова "Штаны", в фильме Сергея Овчарова "Левша" (Николай I) и в телесериале "Графиня де Монсоро" (барон де Меридор).
Юрий Яковлев с любовью говорит о своих ролях:
Иван Васильевич: "Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Ипполит: "Мое отношение к Ипполиту - это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души".
Юрий Яковлев в фильме Гусарская балладаПоручик Ржевский: "Гусарская баллада" идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник".
Би: ""Кин-дза-дза" - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко".
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорит редко: "Это другое".
Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Юлия Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна прожили чуть менее полувека.
Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.
Умер 30 ноября 2013 года, после продолжительной болезни на 86-м году жизни.
Фильмография
1. Ирония судьбы. Продолжение (2007)
2. Дракоша и компания (2001)
3. Восток-Запад (1999)
4. Старые песни о главном 3 (ТВ) (1998)
5. Корабль двойников (1997)
6. Графиня де Монсоро (сериал) (1997)
7. Воровка (ТВ) (1995)
8. Дети чугунных богов (1993)
9. Супермен поневоле, или Эротический мутант (1993)
10. Танцующие призраки (1992)
11. Милостивые государи (ТВ) (1992)
12. Давайте без фокусов... (1992)
13. Гардемарины 3 (1992)
14. Плащаница Александра Невского (1992)
15. Семь дней после убийства (1991)
16. Машенька (ТВ) (1991)
17. Иван-царевич и Серый волк (1991)
18. Ловушка для одинокого мужчины (1990)
19. Музыкальный магазинчик (1989)
20. Штаны (1988)
21. Остров сокровищ (1988)
22. Претендент (1987)
23. Левша (1986)
24. К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)
25. Время сыновей (1986)
26. Кин-дза-дза! (1986)
27. Страховой агент (ТВ) (1985)
28. Битва за Москву (1985)
29. Этот фантастический мир. Выпуск 10: «Знак Саламандры» (ТВ) (1984)
30. Бешеные деньги (1982)
31. Халиф-аист (ТВ) (1981)
32. Приключения Васи Куролесова (1981)
33. Мы, нижеподписавшиеся (ТВ) (1981)
34. Карнавал (1981)
35. Три года (ТВ) (1980)
36. Идеальный муж (1980)
37. Поэма о крыльях (1979)
38. История кавалера де Грие и Манон Леско (ТВ) (1979)
39. Три ненастных дня (ТВ) (1978)
40. Муми-тролль и другие (1978)
41. Бархатный сезон (1978)
42. Судьба (1977)
43. Юлия Вревская (1977)
44. Конармия (1975)
45. Ирония судьбы, или С легким паром! (ТВ) (1975)
46. Похождения Чичикова: Манилов (1974)
47. Миллионерша (ТВ) (1974)
48. Любовь земная (1974)
49. Иван Васильевич меняет профессию (1973)
50. Схватка (1972)
51. Опасный поворот (ТВ) (1972)
52. Принцесса Турандот (ТВ) (1971)
53. На всякого мудреца довольно простоты (ТВ) (1971)
54. Старики-разбойники (1971)
55. Синяя птица (1970)
56. Чайка (1970)
57. Фауст (1969)
58. Король-олень (1969)
59. Сюжет для небольшого рассказа (1969)
60. Портрет Дориана Грея (ТВ) (1968)
61. Крах (1968)
62. Анна Каренина (1967)
63. Девочка на шаре (1966)
64. Выстрел (1966)
65. Берегись автомобиля (1966)
66. Друзья и годы (1965)
67. Легкая жизнь (1964)
68. Большая дорога (1962)
69. Гусарская баллада (1962)
70. Человек ниоткуда (1961)
71. Суд сумасшедших (1961)
72. Заре навстречу (1959)
73. Ветер (1958)
74. Идиот (1958)
75. Необыкновенное лето (1956)
76. Первые радости (1956)
77. На подмостках сцены (1956)
2. Дракоша и компания (2001)
3. Восток-Запад (1999)
4. Старые песни о главном 3 (ТВ) (1998)
5. Корабль двойников (1997)
6. Графиня де Монсоро (сериал) (1997)
7. Воровка (ТВ) (1995)
8. Дети чугунных богов (1993)
9. Супермен поневоле, или Эротический мутант (1993)
10. Танцующие призраки (1992)
11. Милостивые государи (ТВ) (1992)
12. Давайте без фокусов... (1992)
13. Гардемарины 3 (1992)
14. Плащаница Александра Невского (1992)
15. Семь дней после убийства (1991)
16. Машенька (ТВ) (1991)
17. Иван-царевич и Серый волк (1991)
18. Ловушка для одинокого мужчины (1990)
19. Музыкальный магазинчик (1989)
20. Штаны (1988)
21. Остров сокровищ (1988)
22. Претендент (1987)
23. Левша (1986)
24. К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)
25. Время сыновей (1986)
26. Кин-дза-дза! (1986)
27. Страховой агент (ТВ) (1985)
28. Битва за Москву (1985)
29. Этот фантастический мир. Выпуск 10: «Знак Саламандры» (ТВ) (1984)
30. Бешеные деньги (1982)
31. Халиф-аист (ТВ) (1981)
32. Приключения Васи Куролесова (1981)
33. Мы, нижеподписавшиеся (ТВ) (1981)
34. Карнавал (1981)
35. Три года (ТВ) (1980)
36. Идеальный муж (1980)
37. Поэма о крыльях (1979)
38. История кавалера де Грие и Манон Леско (ТВ) (1979)
39. Три ненастных дня (ТВ) (1978)
40. Муми-тролль и другие (1978)
41. Бархатный сезон (1978)
42. Судьба (1977)
43. Юлия Вревская (1977)
44. Конармия (1975)
45. Ирония судьбы, или С легким паром! (ТВ) (1975)
46. Похождения Чичикова: Манилов (1974)
47. Миллионерша (ТВ) (1974)
48. Любовь земная (1974)
49. Иван Васильевич меняет профессию (1973)
50. Схватка (1972)
51. Опасный поворот (ТВ) (1972)
52. Принцесса Турандот (ТВ) (1971)
53. На всякого мудреца довольно простоты (ТВ) (1971)
54. Старики-разбойники (1971)
55. Синяя птица (1970)
56. Чайка (1970)
57. Фауст (1969)
58. Король-олень (1969)
59. Сюжет для небольшого рассказа (1969)
60. Портрет Дориана Грея (ТВ) (1968)
61. Крах (1968)
62. Анна Каренина (1967)
63. Девочка на шаре (1966)
64. Выстрел (1966)
65. Берегись автомобиля (1966)
66. Друзья и годы (1965)
67. Легкая жизнь (1964)
68. Большая дорога (1962)
69. Гусарская баллада (1962)
70. Человек ниоткуда (1961)
71. Суд сумасшедших (1961)
72. Заре навстречу (1959)
73. Ветер (1958)
74. Идиот (1958)
75. Необыкновенное лето (1956)
76. Первые радости (1956)
77. На подмостках сцены (1956)
Юрий Васильевич любил читать русских классиков, особенно - А.П. Чехова, предпочитал классическую музыку, обожал и хорошо знал старую Москву. С удовольствием собирал грибы. Увлекался спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой, фигурным катанием.
В 1997 году в издательстве "Искусство" вышла книга Юрия Васильевича Яковлева "Альбом судьбы моей".