Биография
Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге. Он был первенцем в семье лесного бракера в Рижском морском порту и домохозяйки. В начале 20-х годов семья Райкиных переехала в Петроград, к родственникам на Троицкую улицу. Мальчик пошел в 4-й класс 23-й городской школы, и одновременно посещал драмкружок, руководителем которого одно время был Юрий Юрский, отец знаменитого Сергея Юрского.
Юный Аркадий Райкин бредил театром. Чуть ли не каждый вечер он пропадал в стенах Государственного академического театра драмы, бывшей Александринки.
Продавая втихую книжки и тетрадки, доставал деньги на билеты в театр, за что часто отец ему "всыпывал" как следует. Но маленький Аркаша только сжимал зубы, не роняя и слезинки. Вот так "сила искусства" воспитали волю и характер в мальчике. В театре же Аркадия Райкина знали и любили все контролеры и частенько даже пускали на представления совершенно бесплатно.
Родители будущего блестящего актера были категорически против актерской профессии сына. Конфликт был настолько серьезным, что юноше пришлось покинуть отчий дом. Он ушел в общежитие и устроился работать лаборантом на Охтинском химическом заводе, не переставая мечтать о театре. Заработав необходимый годовой рабочий стаж, Аркадий Райкин поступил в Ленинградский институт сценических искусств на режиссеро-актерский курс известного педагога Владимира Николаевича Соловьева, знатока комедии, режиссера театра Мольера.
Со студенческой скамьи Аркадий Райкин начал выступать на эстраде, правда, преимущественно в концертах для детей. Его номера с куклой Минькой, надувными поросятами, с патефоном сразу же стали популярными.
Окончив институт в 1935 году, молодой актер по распределению попал в Ленинградский Театр рабочей молодежи. Сегодня это театр имени Ленинского комсомола.
Так началась актерская карьера Аркадия Райкина. Но, несмотря на свое театральное образование, подлинным призванием артиста стала эстрада.
Известность пришла в Москве в ноябре 1939 года. Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами "Чаплин" и "Мишка". И уже в этом же году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Сначала молодой артист выступал с эстрадными номерами, а позже стал конферансье. И каждое выступление проходило все с большим успехом, приближая Аркадия Райкина к славе, за которой не замедлила прийти и всенародная любовь.
Мастер мгновенного перевоплощения, конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей, он создал галерею остросатирических и лирических портретов. Сотрудничал со знаменитыми писателями – сатириками Поляковым и Массом, Червинским и Жванецким. Талант и упорство сделали свое дело: Райкина назначили художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр.
Под конец жизни Райкины решили сменить место своего жительства — переехать вместе со своим театром в Москву. Аркадий Исаакович обратился к Леониду Брежневу, с ним актер встречался во время войны на Малой земле, с просьбой о переводе Ленинградского государственного театра миниатюр в столицу. Брежнев не отказал, пообещал помочь. И вот в 1981 году театру Райкина было разрешено переехать в Москву, где для театра было выделено помещение — кинотеатр "Таджикистан". Так в столице образовался Государственный театр миниатюр, которому позже была присвоено имя великого артиста, театр стал "Театром имени Райкина".
Кинематограф заинтересовал Аркадия Райкина одновременно с игрой в театре. И в 1939 году артист дебютировал в лирической драме "Доктор Калюжный" по мотивам пьесы Юрия Германа "Сын народа", режиссеров Эраста Гарина и Хеси Локшина.
И тут же был замечен и приглашен, правда, как и в предыдущем фильме, на незначительную роль, режиссером Владимиром Корши-Саблиным в историко-революционный фильм "Огненные годы" о вооруженных отрядах белорусских рабочих и крестьян, идущих в 1919 году на сближение с Красной Армией. Но, увы, и роли Аркадия Райкина, как впрочем, и фильмы, прошли незамечено. Разочаровавшись в кино, артист полностью переключается на эстраду.
И только во время войны, в 1941 году Райкин вновь решился на съемки, сыграв роль американского журналиста в историко-биографической картине "Валерий Чкалов" о герое Советского Союза летчике Валерии Чкалове у режиссера Михаила Калатозова. На этот раз дружба с кино была успешной.
Затем режиссер Михаил Слуцкий пригласил, к тому времени ставшего уже знаменитым эстрадным артистом, Аркадия Исааковича сняться в фильме-концерте "Концерт фронту". Актер исполнил роль фронтового киномеханика, прибывшего в одну из действующих частей и ставшего, по совместительству, конферансье. По сути, это была экранизация эстрадных номеров в исполнении ведущих артистов московских театров: самого Аркадия Райкина, чарующего Ивана Козловского, несравненной Клавдии Шульженко, обаятельного Игоря Ильинского, пленительного Леонида Утесова, прелестной Лидии Руслановой.
Так отношения с кинематографом у Райкина стали постепенно налаживаться. Зрители встретились с актером в сатирической картине Андрея Тутышкина и Николая Досталя "Мы с вами где-то встречались", вышедшей на экраны в 1954 году. Музыкальная комедия, а по сути беллетризованный рассказ о творчестве уже большого мастера эстрады Аркадия Райкина. Тут актер сыграл известного эстрадного артиста Максимова, который по пути на юг, отстал от поезда и оказался в незнакомом городе без денег и документов. После ряда стычек с весьма занятными персонами, которых блестяще были исполнены Ольгой Аросьевой, Владимиром Гуляевым, Александром Кузнецовым, Михаилом Пуговкин, Сергеем Филипповым и самим Андреем Тутышкиным, ему удается добраться до санатория.
Затем артист принял участие в музыкальном фильме-ревю Романа Тихомирова "Когда песня не кончается", действие которого происходили во время фестиваля "Ленинградское лето". Уже знаменитый Аркадий Райкин сыграл в картине самого Аркадия Райкина вместе с не менее известными деятелями искусства: Людмилой Зыкиной и Муслимом Магомаевым, Эдитой Пьехой и Георг Отсем, Натальей Макаровой и Тамарой Милашкиной.
Часть остросатирических и лирических образов, созданных Аркадием Исааковичем, обрели вторую жизнь в многосерийном телесериале- комедии "Люди и манекены", поставленном Аркадием Райкиным вместе с режиссером Виктором Храмов по сценарию самого маэстра эстрады. Миниатюры, интермедии и монологи в фильме были исполнены самим мастером перевоплощения, а также актерами его труппы: Викторией Горшениной, Ольгой Малоземовой, Натальей Соловьевой, Людмилой Гвоздиковой, Владимиром Ляховицким, Максимом Максимовым, младшем братом артиста.
В 1987 году Аркадий Райкин снялся еще в одном телеспектакле "Мир дому твоему", где опять выступил и в роли режиссера.
Свою будущую жену Руфину Аркадий Райкин встретил в своем же институте на последнем курсе, в очереди в студенческой столовой. Вечером того же дня они пошли в кино: заняли свои места в зале кинотеатра, а когда погас свет, молодой человек, не задумываясь, сказал: "Выходите за меня замуж..." Так в 1935 году они поженились. Со своей женой Аркадий Исаакович прожил, как говорится, душа в душу без малого 50 лет.
Сын Аркадия Райкина – Константин Райкин пошел по стопам отца. В 1993 году ему присвоено звание Народный артист РФ.
Из огромного количества талантливых людей поднялись до небывалых высот своего творчества и стали истинно любимыми немногие, среди которых, несомненно, Аркадий Исаакович Райкин. Секрет его притягательности прост:
блестящий талант, щедро отпущенный природой, и, безусловно, профессионализм, достигнутый огромным трудом. И, пожалуй, главной составляющей этого секрета было личностное обаяние актера, завораживающее и берущее в плен. Это был "умный собеседник, деликатный и чуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с которым приятно провести вечер и не хочется расставаться".
Последние гастроли Аркадия Райкина состоялись в Америке. На сцене он уже говорил довольно плохо и тихо. И все же это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого, несомненно, все русскоязычные американцы прекрасно знали. И с появлением на сцене большого артиста, зрители в зале вставали и начинали плакать. Все понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увидят.
Скончался Аркадий Исаакович 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни.
Юный Аркадий Райкин бредил театром. Чуть ли не каждый вечер он пропадал в стенах Государственного академического театра драмы, бывшей Александринки.
Продавая втихую книжки и тетрадки, доставал деньги на билеты в театр, за что часто отец ему "всыпывал" как следует. Но маленький Аркаша только сжимал зубы, не роняя и слезинки. Вот так "сила искусства" воспитали волю и характер в мальчике. В театре же Аркадия Райкина знали и любили все контролеры и частенько даже пускали на представления совершенно бесплатно.
Родители будущего блестящего актера были категорически против актерской профессии сына. Конфликт был настолько серьезным, что юноше пришлось покинуть отчий дом. Он ушел в общежитие и устроился работать лаборантом на Охтинском химическом заводе, не переставая мечтать о театре. Заработав необходимый годовой рабочий стаж, Аркадий Райкин поступил в Ленинградский институт сценических искусств на режиссеро-актерский курс известного педагога Владимира Николаевича Соловьева, знатока комедии, режиссера театра Мольера.
Со студенческой скамьи Аркадий Райкин начал выступать на эстраде, правда, преимущественно в концертах для детей. Его номера с куклой Минькой, надувными поросятами, с патефоном сразу же стали популярными.
Окончив институт в 1935 году, молодой актер по распределению попал в Ленинградский Театр рабочей молодежи. Сегодня это театр имени Ленинского комсомола.
Так началась актерская карьера Аркадия Райкина. Но, несмотря на свое театральное образование, подлинным призванием артиста стала эстрада.
Известность пришла в Москве в ноябре 1939 года. Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами "Чаплин" и "Мишка". И уже в этом же году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Сначала молодой артист выступал с эстрадными номерами, а позже стал конферансье. И каждое выступление проходило все с большим успехом, приближая Аркадия Райкина к славе, за которой не замедлила прийти и всенародная любовь.
Мастер мгновенного перевоплощения, конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей, он создал галерею остросатирических и лирических портретов. Сотрудничал со знаменитыми писателями – сатириками Поляковым и Массом, Червинским и Жванецким. Талант и упорство сделали свое дело: Райкина назначили художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр.
Под конец жизни Райкины решили сменить место своего жительства — переехать вместе со своим театром в Москву. Аркадий Исаакович обратился к Леониду Брежневу, с ним актер встречался во время войны на Малой земле, с просьбой о переводе Ленинградского государственного театра миниатюр в столицу. Брежнев не отказал, пообещал помочь. И вот в 1981 году театру Райкина было разрешено переехать в Москву, где для театра было выделено помещение — кинотеатр "Таджикистан". Так в столице образовался Государственный театр миниатюр, которому позже была присвоено имя великого артиста, театр стал "Театром имени Райкина".
Кинематограф заинтересовал Аркадия Райкина одновременно с игрой в театре. И в 1939 году артист дебютировал в лирической драме "Доктор Калюжный" по мотивам пьесы Юрия Германа "Сын народа", режиссеров Эраста Гарина и Хеси Локшина.
И тут же был замечен и приглашен, правда, как и в предыдущем фильме, на незначительную роль, режиссером Владимиром Корши-Саблиным в историко-революционный фильм "Огненные годы" о вооруженных отрядах белорусских рабочих и крестьян, идущих в 1919 году на сближение с Красной Армией. Но, увы, и роли Аркадия Райкина, как впрочем, и фильмы, прошли незамечено. Разочаровавшись в кино, артист полностью переключается на эстраду.
И только во время войны, в 1941 году Райкин вновь решился на съемки, сыграв роль американского журналиста в историко-биографической картине "Валерий Чкалов" о герое Советского Союза летчике Валерии Чкалове у режиссера Михаила Калатозова. На этот раз дружба с кино была успешной.
Затем режиссер Михаил Слуцкий пригласил, к тому времени ставшего уже знаменитым эстрадным артистом, Аркадия Исааковича сняться в фильме-концерте "Концерт фронту". Актер исполнил роль фронтового киномеханика, прибывшего в одну из действующих частей и ставшего, по совместительству, конферансье. По сути, это была экранизация эстрадных номеров в исполнении ведущих артистов московских театров: самого Аркадия Райкина, чарующего Ивана Козловского, несравненной Клавдии Шульженко, обаятельного Игоря Ильинского, пленительного Леонида Утесова, прелестной Лидии Руслановой.
Так отношения с кинематографом у Райкина стали постепенно налаживаться. Зрители встретились с актером в сатирической картине Андрея Тутышкина и Николая Досталя "Мы с вами где-то встречались", вышедшей на экраны в 1954 году. Музыкальная комедия, а по сути беллетризованный рассказ о творчестве уже большого мастера эстрады Аркадия Райкина. Тут актер сыграл известного эстрадного артиста Максимова, который по пути на юг, отстал от поезда и оказался в незнакомом городе без денег и документов. После ряда стычек с весьма занятными персонами, которых блестяще были исполнены Ольгой Аросьевой, Владимиром Гуляевым, Александром Кузнецовым, Михаилом Пуговкин, Сергеем Филипповым и самим Андреем Тутышкиным, ему удается добраться до санатория.
Затем артист принял участие в музыкальном фильме-ревю Романа Тихомирова "Когда песня не кончается", действие которого происходили во время фестиваля "Ленинградское лето". Уже знаменитый Аркадий Райкин сыграл в картине самого Аркадия Райкина вместе с не менее известными деятелями искусства: Людмилой Зыкиной и Муслимом Магомаевым, Эдитой Пьехой и Георг Отсем, Натальей Макаровой и Тамарой Милашкиной.
Часть остросатирических и лирических образов, созданных Аркадием Исааковичем, обрели вторую жизнь в многосерийном телесериале- комедии "Люди и манекены", поставленном Аркадием Райкиным вместе с режиссером Виктором Храмов по сценарию самого маэстра эстрады. Миниатюры, интермедии и монологи в фильме были исполнены самим мастером перевоплощения, а также актерами его труппы: Викторией Горшениной, Ольгой Малоземовой, Натальей Соловьевой, Людмилой Гвоздиковой, Владимиром Ляховицким, Максимом Максимовым, младшем братом артиста.
В 1987 году Аркадий Райкин снялся еще в одном телеспектакле "Мир дому твоему", где опять выступил и в роли режиссера.
Свою будущую жену Руфину Аркадий Райкин встретил в своем же институте на последнем курсе, в очереди в студенческой столовой. Вечером того же дня они пошли в кино: заняли свои места в зале кинотеатра, а когда погас свет, молодой человек, не задумываясь, сказал: "Выходите за меня замуж..." Так в 1935 году они поженились. Со своей женой Аркадий Исаакович прожил, как говорится, душа в душу без малого 50 лет.
Сын Аркадия Райкина – Константин Райкин пошел по стопам отца. В 1993 году ему присвоено звание Народный артист РФ.
Из огромного количества талантливых людей поднялись до небывалых высот своего творчества и стали истинно любимыми немногие, среди которых, несомненно, Аркадий Исаакович Райкин. Секрет его притягательности прост:
блестящий талант, щедро отпущенный природой, и, безусловно, профессионализм, достигнутый огромным трудом. И, пожалуй, главной составляющей этого секрета было личностное обаяние актера, завораживающее и берущее в плен. Это был "умный собеседник, деликатный и чуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с которым приятно провести вечер и не хочется расставаться".
Последние гастроли Аркадия Райкина состоялись в Америке. На сцене он уже говорил довольно плохо и тихо. И все же это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого, несомненно, все русскоязычные американцы прекрасно знали. И с появлением на сцене большого артиста, зрители в зале вставали и начинали плакать. Все понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увидят.
Скончался Аркадий Исаакович 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни.
Фильмография
1 Мир дому твоему (ТВ) (1987)
2 Королевский бутерброд (1985)
3 Люди и манекены (сериал) (1975)
4 Петр Мартынович и годы большой жизни (1974)
5 Волшебная сила искусства (ТВ) (1970)
6 Вчера, сегодня и всегда (ТВ) (1969)
7 Аркадий Райкин (1968)
8 Когда песня не кончается... (1964)
9 Баня (1961)
10 Muz mnoha tvárí (1958)
11 Мы с вами где-то встречались (1954)
12 Валерий Чкалов (1941)
13 Огненные годы (1939)
14 Доктор Калюжный (1939)
15 Первый взвод (1933)
2 Королевский бутерброд (1985)
3 Люди и манекены (сериал) (1975)
4 Петр Мартынович и годы большой жизни (1974)
5 Волшебная сила искусства (ТВ) (1970)
6 Вчера, сегодня и всегда (ТВ) (1969)
7 Аркадий Райкин (1968)
8 Когда песня не кончается... (1964)
9 Баня (1961)
10 Muz mnoha tvárí (1958)
11 Мы с вами где-то встречались (1954)
12 Валерий Чкалов (1941)
13 Огненные годы (1939)
14 Доктор Калюжный (1939)
15 Первый взвод (1933)