Большие деньги дают человеку власть над всеми сферами жизни, но не всегда приносят счастье. Мировые финансовые воротилы делают состояние на экономических кризисах, за которыми скрываются разрушенные судьбы простых людей, но это не останавливает магнатов от стремления к наживе. С какого-то момента заработок очередного миллиона долларов становится делом принципа, а моральные устои отходят на второй план. Мультимиллионеры забираются на финансовую вершину мира и обнаруживают за спиной выжженное поле. Только тогда приходит понимание, что достигнув пика они обречены на падение вниз. Такие истории становятся сюжетами криминальных триллеров, биографических драм, документальных фильмов о финансах и неизменно находят отклик у публики. Зрители с удовольствием смотрят фильмы о том, что большие деньги делают с людьми, и пытаются представить, как они сами действовали бы в предлагаемых обстоятельствах.
Уолл-стрит (Wall Street), 1987
Фильм знаменитого голливудского режиссера Оливера Стоуна посвящен воротилам финансового рынка, которые делают деньги на бирже Нью-Йорка. Эта история имела особое значение для Стоуна, потому что его отец был успешным финансистом. Тем сложнее было режиссеру показать изнанку Уолл-стрит, где людьми движет только стремление к наживе. Прототипами главного героя стали реальные личности: магнат и долларовый миллиардер Карл Айкен и удачливый торговец с русскими корнями Айван Боски. Последнему приписывают фразу, которая может стать слоганом картины: главный герой произносит: «Жадность — это хорошо». Эти слова в фильме произносит ветеран Уолл-стрит Гордон Гекко, который делится опытом с молодым брокером Бадом Фоксом. Но помимо знаний о финансовых рынках он демонстрирует амбициозному торговцу циничное отношение к жизни, утверждая, что только там можно взобраться на вершину мира.
Пи (Pi), 1998
В 2000-х режиссер Даррен Аронофски был признан культовым, но на свои первые картины он собирал деньги по друзьям и знакомым. Это сегодня, как утверждают эксперты финансового портала 1mbank, деньги в долг можно получить в два счета, даже без лишних звонков и проверок, однако так было не всегда. Бюджет триллера «Пи» составил всего 60 тысяч долларов, однако только в американском прокате картина собрала более 3,2 млн долларов. В фильме рассказывается история ученого Макса Коэна, помешанного на поиске формулы, которая позволит предсказывать любые колебания на финансовых рынках. По мере приближения к своей цели гениальный математик обнаруживает, что его расчеты интересуют не только финансистов, но и служителей секты, которые пытаются заполучить формулу всего сущего. Поклонники творчества Аронофски находят в фильме немало скрытых подтекстов, сравнивая картину с легендарной «Матрицей» и прославленным сериалом «Твин Пикс».
Аферист (Rogue Trader), 1999
Через 12 лет после выхода на экраны фильма «Уолл-стрит» режиссер Джеймс Дирден вступил в своеобразную полемику с Оливером Стоуном, выпустив картину «Аферист» со слоганом: «Деньги не для жадных». Этот девиз становится укором для главного героя ленты молодого банковского специалиста Ника Лисона. Банк поручает ему вести аудит финансовых активов и управлять торговлей акциями на бирже. Поначалу все складывается благополучно, но в какой-то момент Лисон допускает ошибку и теряет на бирже огромную сумму. Молодой человек решает скрыть от руководства произошедший инцидент и исправить ситуацию, но только усугубляет свое положение.
Сценарий написан на основе мемуаров реального человека, который обанкротил настоящий банк и сел за это в тюрьму. Но и за решеткой не расстался с идеей заработать миллион: его книга стала бестселлером, за который Лисон получил приличный гонорар.
Американский психопат (American Psycho), 2000
Кровавый триллер не раскрывает секретов многомиллионных заработков биржевых финансистов, но демонстрирует образ жизни циничных спекулянтов. Сюжет строится вокруг респектабельного банкира Патрика Бейтмэна, который не вызывает у коллег расположения из-за своего высокомерия и нарциссизма, но и ничего плохого о нем они сказать не могут. Красивая размеренная жизнь Патрика ночью сменяется хаосом сумасшествия, в котором бывший выпускник Гарварда чинит расправу над простыми людьми. Он получает наслаждение от жестоких убийств, обсуждение которых не сходит с первых полос газет. Маньяк и садист чувствует безнаказанность и ставит себя выше других из-за того, что с детства не получал отказа ни в чем, а сам уклад американской жизни демонстрирует правоту тех, у кого имеются деньги и связи.
Бойлерная (The Boiler Room), 2000
Режиссер Бен Янгер любит повторять, что он снял самый честный фильм о бесчестных брокерах. После выхода картины на экраны Янгер рассказывал журналистам, что идея фильма зародилась у него после собеседования в брокерской фирме. В офисе компании он столкнулся с десятком хорошо одетых циничных молодых людей, которые были готовы на все ради заработка. Будущего режиссера «Бойлерной» поразила беспринципность брокеров и их стремление продемонстрировать свою успешность. Собирая материал для картины, Янгер почерпнул немало интересных фактов из мемуаров магната Джордана Белфорта, который в 2013-м стал прототипом главного героя драмы Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит». А в качестве слогана Бен Янгер вынес на афишу своего дебютного фильма фразу: «Если ты такой умный, где же твои деньги?»