Жить
Пожалуй, это лидер нашего списка. Многие зрители жалуются на то, что лента может нанести тяжелую психологическую травму. История про двух мертвых девочек и вовсе шокирует до глубины души, заставляя вздрогнуть.
Каждый из героев ленты сталкивается с потрясением. Девушка теряет возлюбленного, с которым только что обвенчалась. Мать лишается двух дочерей, а мальчик не может смириться с суицидом отца. Каждый из них пройдет свой путь к смирению с горем, но не каждому удастся сохранить душевный баланс, следуя по этой сложнейшей дороге.
Дурак
Юрий Быков справедливо считается одним из самых талантливых режиссеров современности. Он любит взять остросоциальную тему и вывернуть ее так, что от российских реалий буквально становится тошно.
Мужчина по фамилии Никитин узнает, что общежитие, в котором проживает 800 человек, может в любую минуту рухнуть. Сотни людей погибнут под завалами, и он не может остаться в стороне. Главный герой пытается достучаться до властей маленького городка, но их не волнуют жизни бедняков и маргиналов.
Ленту очень высоко оценили как зрители, так и критики. Объяснить это просто: история близка каждому жителю страны, да и Быков отменно поработал над сценарным наполнением.
Майор
Рассмотрим еще одну работу постановщика. Сергей Соболев мчится в Рязань на огромной скорости. На безлюдной трассе он сбивает маленького мальчика. Мать ребенка является свидетелем преступления.
Мужчина решает поддаться соблазну и воспользоваться служебным положением, ведь он майор полиции. Однако его все чаще настигают угрызения совести, а то единственное преступление оборачивается целой чередой смертей.
Фильм наглядно показывает проблему кумовства, взяточничества и злоупотребления служебными обязанностями. А еще сам Юрий Быков исполнил здесь одну из главных ролей. Смотреть фильм неприятно именно из-за его подтекста, да и финал оставляет на сердце черный след.
Волчок
Если и есть режиссер, способный переплюнуть Быкова в мастерстве демонстрации беспросветности, то это Василий Сигарев. Каждый фильм этого постановщика — своеобразное хождение по мукам для зрителя.
Главная героиня картины «Волчок» - маленькая девочка, которая впервые встречается с матерью в шестилетнем возрасте. Та возвращается из тюрьмы и сразу же принимается строить личную жизнь. Она меняет мужчин, как перчатки, игнорируя все попытки ребенка сблизится. Постепенно поведение матери разрушает не только ее собственную жизнь, но и судьбу ребенка.
Лента очень тяжелая, но все же нравоучительная. Она наглядно показывает, чем оборачивается родительское безразличие. А еще здесь есть несколько фраз, настолько жестоких, сказанных с такой злостью, что они навсегда въедаются в подкорку.
Да и Да
Саша знакомится с симпатичным и сильно пьющим художником. Она мгновенно влюбляется в него, даже не представляя, в какую пучину отчаяния ее погрузят эти отношения.
Валерия Гай-Германика зрителей тоже не щадит. Она любит демонстрировать жесть во всей красе. Например, в ленте «Да и Да» есть довольно продолжительная сцена, демонстрирующая прием собственной урины. А еще здесь много моральных издевательств над главной героиней, куча странных сцен, заставляющих задуматься о психическом здоровье не только персонажей, но и создателей.
Груз 200
Еще один фильм, просмотр которого наверняка запомнится зрителю на всю жизнь. Симпатичную девушку похищает милиционер. Он делает ее узницей в своей квартире, где живет с полоумной матерью. А поскольку мужчина не состоятелен в сексуальном плане, он будет искать все новые способы удовлетворения своей несчастной жертвой.
Финал картины оставляет такое ощущение беспросветности, что так и хочется впасть в депрессию. А ведь еще здесь есть социально-политический подтекст, несколько жестоких сцен, включая изнасилование стеклянной бутылкой. И при этом картина несет свой смысл. Это не чернуха ради чернухи. Все-таки снимал Балабанов, он умел выдать продуманную историю даже при анализе самых сложных тем.
Похороните меня за плинтусом
Маленький Саша живет с бабушкой, у которой очень сложный характер. Женщина не умеет проявлять нежность, держит ребенка в строгости, да к тому же, запрещает ему общаться с матерью. Сама родительница строит личную жизнь и о сыне вспоминает редко.
С каждым днем Саша все больше убеждается в том, что ненавидит бабушку. Он мечтает о том, чтобы переехать к маме, и вот однажды злобная старушка умирает.
Лента также оставляет неприятное послевкусие. Будто ничего в этом мире не может измениться, а значит, человеку придется снова и снова сталкиваться с разочарованиями. Отдельного упоминания заслуживает актерская игра. Светлана Крючкова в роли злобной бабушки просто великолепна. Ее боишься и понимаешь одновременно.
Левиафан
А это еще один классик современного хардкора! Андрей Звягинцев может погрузить чувствительного зрителя в такую депрессию, что никакие комедии от этого ощущения мрака и ужаса уже не спасут.
Главный герой живет в глуши, где-то на периферии России. Единственные его ценности в жизни — молодая жена и дом, стоящий на огромном участке. Вот только землю пытается отнять местный политик, а супруга изменяет мужчине с его лучшим другом.
Учтите, что Звягинцев не щадит ни вас, ни своих персонажей. Они у него проходят через настоящий ад, чтобы в итоге все равно столкнуться с поражением.
Эйфория
Вера и Павел встречаются лишь однажды на пьяной свадьбе, и чувство между ними вспыхивает мгновенно. Именно поэтому они начинают искать способ встретиться и разобраться в своих эмоциях.Однако подобный расклад совершенно не устраивает мужа Веры, готового убить и ее, и новоявленного соперника.
Уникальный случай, когда действительно тяжелый фильм выглядит еще и невероятно красивым. Визуал здесь необыкновенный, а еще создатели предлагают такой поток социальных проблем, что от просмотра можно в очередной раз впасть в депрессию.
Страна глухих
Рита вынуждена скрываться от многочисленных кредиторов. Она случайно знакомится с глухой девушкой по имени Яя, которая грезит о неком волшебном мире. Яя уверена, что когда-нибудь сумеет накопить денег и переехать в страну глухих. Между этими странными и абсолютно не похожими девушками быстро завязывается дружба.
Этот фильм уже успел стать классикой. Он бьет наотмашь, заставляя зрителя размышлять на тяжелые темы. При этом нам предлагают понаблюдать за невероятным бенефисом Дины Корзун и Чулпан Хаматовой. Их актерский подвиг здесь выше всяких похвал.
Тяжелые российские фильмы смотреть сложно, но все-таки необходимо хотя бы из-за того, что они способны пробудить веру в отечественный кинематограф.