Хичкок
Тюффо
Начнем, пожалуй, с классики. Представьте, что Джеймс Кэмерон возьмет интервью у Стивена Спилберга и во всех подробностях расспросит о съемках каждой ленты последнего? Для мира кино фигуры Франсуа Трюффо и Альфреда Хичкока еще более значимые, и поэтому их многочасовая беседа до сих пор заставляет сердца восхищенных киноманов учащенно биться.
Искренний поклонник магистра саспенса, Трюффо брал интервью у своего кумира несколько дней, а Хичкок не стесняясь рассказывал о своих приемах съемки, о принципах выбора героинь на главные роли, и о поиске вдохновения.
Тогда, в 1962 году Трюффо еще не был всемирно известным основателем французской новой волны, а Хичкок уже числился классиком, творчество которого причисляли лишь к разделу развлекательного, а не авторского кино. Благодаря чувству юмора обоих и их дружелюбной беседе, проходившей на равных, читать произведение до сих пор интересно, а главное познавательно для любого фанатика кино.
7 ½ или Фильмы Андрея Тарковского
Майя Туровская
Майя Туровская проделала титаническую работу: она систематизировала и проанализировала каждый фрагмент из жизни величайшего отечественного режиссера, изложив все это доступным языком в увлекательной биографии. Помимо поэтапного разбора творчества Тарковского, нам представляют отрывки из бесед с его друзьями, архивные записи со съемок, интервью, фотографии.
Все это собрано вместе с одной целью — еще раз продемонстрировать миру, каким гением был создатель «Андрея Рублева». Однако главным достоинством этой книги о Тарковском остается отсутствие откровенной желтизны и грязи вперемешку с попыткой экзистенциального переосмысления его творчества. Жаль только, что в России книгу днем с огнем не сыщешь, ведь ее не переиздавали аж с 1991 года.
Мужчины, женщины и бензопилы
Кэрол Джей Кловер
Пытаясь понять, почему в слэшерах после ряда испытаний всегда в живых остается самая невинная девушка, Кэрол Джей Кловер изложила в монументальном труде свою теорию, напрямую затрагивающую истоки феминистического движения.
«Мужчины, женщины и бензопилы» - это скорее социальное исследование американского общества, но с явным акцентом на мир кинематографа. В 1992 году, когда Голливуд наконец-то перестал штамповать по 20-30 ужастиков с изуродованными маньяками в месяц, исследование Кловер стало сенсацией. И пусть автор говорит о вполне очевидных вещах, делает она это с таким задором, что хочется тут же пересмотреть если не «Техасскую резню бензопилой», то хотя бы «Крик». Неспроста именно после прочтения этой работы Квентин Тарантино написал сценарий к «Доказательству смерти». Быть может поэтому его противоречивая ленту получилась со столь явным налетом феминизма.
Киногид извращенца
Славой Жижек
Славой Жижек — не самая однозначная личность современной культуры. Кто-то подвергает его философию большой критике из-за чрезмерного фрейдизма и акцента на деталях, но в целом рассуждения Жижека кажутся более чем убедительными.
Автор вместе с читателями пройдется по основным вехам развития кинематографа от творчества братьев Люмьер до «Матрицы». При этом его интерпретации знакомых и любимых сюжетов порой выглядят даже слишком революционно. Если будет время, ознакомьтесь не только с самим сборником эссе, но и с документальной лентой Софи Файнс (сестрой Волан-де-Морта и Амона Гёта) с одноименным названием.
Беспечные ездоки, бешеные быки
Питер Бискинд
Книга Питера Бискинда подходит для тех, кому не интересно читать про каких-то там Хичкоков (может среди киноманов и такие встречаются). Здесь нам предлагают по-новому взглянуть на обновленный Голливуд во главе со Скорсезе, Спилбергом и Копполой. Великие режиссеры, изменившие мир фильмы, новые темы, о которых раньше не принято было говорить на большом экране — все это есть в творении Бискинда. Как бонус, легкая форма подачи и интересный юмор. Одним словом, одна из самых занимательных книг о кино в истории.
Ларс фон Триер. Меланхолия гения
Нильс Торсен
Если бы, как и в фильме «Быть Джоном Малковичем» где-то в мире существовала крохотная дверка, ведущая в разум фон Триера, отбою бы от посетителей не было! А кто не хочет узнать, что творится в голове у создателя «Меланхолии» и «Антихриста»? Близкий друг самого режиссера Нильс Торсен представил миру подробный обзор именно на взгляды самого постановщика, которые неизменно находят воплощение в его работах. Тут вам и любовь к мазохизму, и понимание политики Гитлера — одним словом все то, за что фон Триера обожают и ненавидят последние 20 лет.
В отличии от биографии любого другого культового режиссера, рассказ про юность и детство фон Триера не похож на унылое житие. Нет, таких интересных печатных будней, да еще и с многочисленным отсылками к миру кино, литература не видела давно.
Ночное кино
Мариша Пессл
Роман Мариши Пессл — это экскурс в мир кино интересный даже для тех,кто в нем ничего не понимает. Автор нашпиговала сюжет отсылками к творчеству Скорсезе, Поланского и Кубрика, приправив все это годным детективным сюжетом. Главный герой расследует несколько загадочных самоубийств, которые, как он уверен, напрямую связаны с известным режиссером Станисласом Кордовой. Прибавьте к этому еще пару десятков достойных идей для полнометражных фильмов (основанных на вымышленной фильмографии Кордовы) и получите один из самых умных и интересных бестселлеров последнего времени.
Кино и литература действительно идут по миру рука об руку. Хотите увидеть отзывы на любимый фильм — прочтите сборник рецензий «3500» Сергея Кудрявцева. Есть желание ознакомиться с новыми гранями талантов любимых постановщиков — роман «Употреблено» Дэвида Кроненберга ждет вас. Возможно, кому-то такие киноманские изыски могут показаться чересчур специфичными, но что нам, синефилам еще нужно для счастья?